«Система работы по активизации мыслительной и речевой деятельности воспитанников посредством повышения мотивации воспитанников к обучению в условиях на новые ФГОС ДО»
статья

Хаитова Светлана Владимировна

Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система работы по активизации мыслительной и речевой деятельности воспитанников посредством повышения мотивации воспитанников к обучению в условиях на новые ФГОС ДО»

     

     Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

     Начиная постигать новые знания, дети, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции, т.е. овладевают определенным стилем речи. (слайд)

     Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

  • обладать чувством собственного достоинства;
  • обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
  • выражать свои мысли и желания;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • уметь разрешать конфликты. (слайд)

     Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько это важно развивать речь детей. И мы с вами понимаем, что правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения, что уровень культуры речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу. А это, особенно в наше время, уже не только личное дело.

Как правильно оценить состояние речи младшего дошкольника?

Как, что и когда ребенок должен говорить правильно?

Как и когда ему потребуется помощь взрослого? (слайд)

     Методика и способы развития связной речи у дошкольников включает в себя множество приемов и упражнений, которые выстраиваются в один сложный и непрекращающийся процесс. На нас педагогов дошкольных учреждений ложится ответственность за то, что прежде всего мы должны подготовить ребенка к школе: научить его разговаривать, думать, какие слова использовать в речи.  Постоянно оценивая его способности, мы тем, самым развиваем и его мышление. (слайд)

     Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:

  • достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;
  • умеет думать, способен  понятно выражать свои мысли и отстоять свое мнение;
  • легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми. (слайды)

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

       Цель работы воспитателей нашего МБДОУ заключается в том, чтобы дать в руки ребенка материал, с помощью которого он может решать задачи, которые будут активизировать его мыслительную  и речевую деятельность. (слайд)

 Основные педагогические идеи нашей работы: (слайд)

  1. От практики к теории и опять к практике

Задача: помочь воспитанникам осмыслить их речевую практику

На этой основе мы помогаем пойти вперед в овладении умением общаться. Это требует введения элементарных речевых понятий о том, для чего нужна речь, как правильно её построить.

     Основу такой работы составляют: инструкции, обучающие определенным способам действий; коммуникативные умения (определенного уровня).

Таким образом, такой вид работы предполагает организацию активной речевой деятельности воспитанников. Дети постоянно применяют полученные знания, самостоятельно создавать определенные тексты. Поэтому в каждый этап работы включены задания продуктивного типа

  1. Культура речевого поведения    (слайд)

Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. В процессе работы дети приближаются к осознанию связи речи и действительности, языка и мышления, о значении культурной речи. Именно поэтому здесь играют роль те задачи и упражнения, которые развивают в детях культуру речи, чувство уместности каких-либо высказываний 9чувство коммуникативной целесообразности). Все задания в этом разделе воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитание вежливости. Эту работу мы представили целым комплексом заданий, который ведет добрая, заботливая Пчелка Уля (Образ героини, взята для работы из пособия В.В. Мельниковой «Я учусь помогать маме»)

  1. Развитие творческого воображения и способностей воспитанников (слайд)

«Речь – писал Я. Корчак, - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа»

     Ребенок «дышит» воздухом творчества: он хочет рисовать, петь, сочинять – и нужно лелеять эту способность его души. Здесь меньше всего нужны всякого рода запреты – больше свободы, фантазии! И тогда, даже в самых обычных рассказах «Как мы ходили в лес за грибами» ребенку захочется сказать о чем-то своем и по-своему. Только в речевой практике он поймет, что «с помощью простых слов можно творить чудеса» (К.Г. Паустовский). А чтобы разбудить творческое воображение, нужны путешествия в страну «Сочиняйку». Эту линию заданий и упражнений ведет наш любимый детьми Винни-Пух, который сам сочиняет пыхтелки, ворчалки, шумелки и пр. (слайды)

  1. Веселое творчество

Мы учим воспитанников серьезным вещам, так, чтобы детям было интересно. Работу продумываем и планируем, как увлекательное дело, которое требует творчества от детей и конечно же от их наставников. А общение, в своей основе, как писал В.А. Сухомлинский, всегда творчество. И то, которое составляет суть обучения, и то, которому воспитатель учит воспитанников для жизни.

     Стремление учить увлекательно объясняется особым вниманием к отбору текстового материала:

  • Постановка задач проблемного характера
  • Использование игровых приемов
  • Забавных жестов
  • Рисунков

С их помощью воспитанники становятся активными участниками определенной речевой ситуации (слайд)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

      Благодаря такой работе  личность ребенка совершенствуется:

Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм (ребенок, принимая роль какого-либо героя, учитывая особенности его поведения, способствует развитию самопознания, самооценки). Развивает произвольность поведения (учитывает нормы и правила поведения).

Развивает умственные действия. (слайд)

     В процессе работы педагогами нашего детского сада  было собрано достаточно много практического материала, который мы оформили в форме игровых картотек по различным направлениям.

     Приступив к практической реализации своего плана, мы обратили особое  внимание на работу с детьми в данном направлении с активным участием в ней родителей воспитанников. Ни для кого не секрет, что сотрудничество родителей, педагогов и детей приносит более эффективный результат. Родители – естественные учителя своего ребенка, и от них зависит чрезвычайно много. Работая  в тесном сотрудничестве с родителями, добивались максимальной эффективности в реализации любой задачи.  (слайд)

     В своей деятельности  активно использовали такие формы работы, как:
– Папка “
Инструкции для родителей” (письменные консультации) 
– Копилка “
Домашняя игротека”;
Буклет “ Игралочка” 
Мастерилки (пособия и игры на развитие речевых навыков);
– Индивидуальные беседы; (слайд)

     Эффективны в работе были и родительские собрания, на которых мы поднимали интересующие родителей вопросы, совместно обсуждали вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрывали разнообразные ситуации, предлагали речевые игры, которые помогали нам сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей. (слайд)

     Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и воспитателей играла организация совместных праздников и развлечений. В программу которых, мы включаем игры и упражнения, в которых участвовали дети и родители. Это способствовало сплоченности коллектива, в глазах детей поднимался авторитет родителей, а родители лучше узнавали своих детей, видели их отношения со сверстниками. Без помощи родителей было бы труднее достичь того результата, что мы имеем сейчас. (слайд)

Анализируя  систему работы педагогов нашего детского сада по активизации мыслительной и речевой деятельности воспитанников у детей, мы пришли к такому выводу, что выбранное нами направление действительно важно и уже приносит свои результаты.

За время работы заметно улучшились показатели речевого развития детей: дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальное решение, анализировать. 

Результатом активизации мыслительной и речевой деятельности воспитанников будет являться готовность ребенка быть коммуникабельным, легко адаптироваться в социуме.  Это обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта. (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Совершенствование системы работы по активизации речемыслительной деятельности детей посредством инновационных технологий

Практический опыт•Технологии проблемно-развивающего обучения•Наглядное моделирование...

Использование фото-кейс технологии в работе воспитателя для повышения мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности

Использование фото-кейс технологии в работе воспитателя для повышения мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности...

Использование фото-кейс технологии в работе воспитателя для повышения мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности

Использование фото-кейс технологии в работе воспитателя для повышения мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности...

Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»

   В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состои...