доклад «Развитие творческой активности детей в проектной деятельности»
методическая разработка

Ельцова Елена Владимировна

Развитие творческой активности детей в проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческой активности детей в проектной деятельности»

   Актуальной задачей современного дошкольного образования  является развитие творческого потенциала детей. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который ориентирует педагогов на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Практика показала, что одной из эффективных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, является  проектная деятельность. Стержень проектной деятельности - самостоятельная деятельность детей, которая способствует  развитию у них уверенности в своих возможностях, умения самостоятельно искать пути решения познавательных и творческих задач. Проектная деятельность позволяет нам успешно решать задачи формирования у дошкольников воображения и творческого мышления, развития познавательных способностей и коммуникативных навыков, обеспечения психологического здоровья и эмоционального комфорта. Таким образом, в проектной деятельности осуществляется развитие свободной творческой личности. А мы, педагоги, знаем что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

    Метод проектов используются нами в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе была организована проектная деятельность по теме «Домашние питомцы», целью которой было  воспитания желания заботиться о домашних животных. На этапе презентации проекта дети и родители представляли творческие работы «Наш любимый питомец», которые были оформлены в форме  группового альбома.

         В старшей группе  разработали и реализовали  проект «Будь здоров, расти большой», который помог нам решать задачу формирования у воспитанников активной  позиции на сохранение и укрепление своего здоровья  и навыков здорового образа жизни. В ходе проектной деятельности дети рисовали мини – плакаты «Заповеди  здоровья»,  с рекламой здоровых продуктов выступали в своей группе и перед детьми других групп детского сада.  

       Нами накоплен интересный опыт совместной проектной деятельности  воспитанников подготовительных к школе групп и  учащихся начальных классов  школы № 141 и гимназии № 8. Так, в прошлом учебном году наши воспитанники и учащиеся второго класса  школы № 141(Лагута О.Л) приняли участие в проекте «Надо знать свои права». Целью проекта было формирование у дошкольников и младших школьников знаний и представлений о правах человека. На этапе реализации проекта в доступной, интересной и разнообразной деятельности дети не только узнали свои права, но и научились самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.  Большой интерес у участников проекта вызвали «Весёлая эстафета», рисование «паспорта семьи», экскурсия по школьным помещениям.

Более подробно хочется  рассказать о проекте «Бабушкины игрушки», который мы провели с детьми средней группы. Мы обратились к этой теме в рамках деятельности по приоритетному направлению нашего детского сада «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Актуальность темы проекта продиктовано тем , что современные дети живут в эпоху, когда рушатся вековые традиции, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста. а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов. Учитывая возраст своих воспитанников и то, что ведущим видам деятельности для них является игра, обратились к народной игрушке. Разделяем мнение  Флериной, что народная игрушка  возрождает добрую традицию, передаёт опыт и мудрость  старшего поколения.
  Тип проекта  « Бабушкины игрушки» - творческий, детско-взрослый. Проект длился
  3 недели. В проекте приняли участие дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.  В ходе проектной деятельности решался целый комплекс задач

      На этапе сбора сведений мы подобрали методическую литературу, наглядно – дидактический материал, русские народные сказки, стихи, пословицы, поговорки.

Рассматривали с детьми альбомы о народной игрушке, предметы декоративно – прикладного искусства. Обсудили с детьми вопросы «Зачем игрушки нам нужны?», «Кто их делает?», «Как надо обращаться с игрушками?». Были проведены опыты-сравнения деревянных, глиняных и тряпичных игрушек. Сходили с детьми на экскурсию  в музей детского сада «Русская горница». На этапе реализации проекта  была организованна деятельность по всем образовательным областям.

Дети играли в сюжетно-ролевые игры «В гости к Маше», «Семья»,  «Магазин игрушек», «Идём в музей». Разыгрывали театрализованные представления с народными куклами; обыгрывали потешки с использованием куклы «Зайчик - на пальчик».

Разрешали с детьми проблемные ситуации «Кукла сломалась», «Кукла заболела», «Наши игрушки пропали».

           На математике сравнивали  матрёшек по величине, определяли,  которая по счету матрешка спряталась.
      Заучивали считалки, стихотворения, пословицы .

Играли в словесные игры «Опиши игрушку», «Угадай по описанию» и

 в пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни».

На занятиях по изодеятельности познакомили детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, формировали начальные представления о ремесле игрушечных дел мастеров; учили лепить птичку- свистульку; рисовали дымковского петушка ,  раскрашивали матрёшку

      Наибольший интерес у детей вызвало изготовление кукол – мартиничек. Этой деятельности предшествовала беседа о русских обрядовых куклах , их видах и истории их возникновения.

    При изготовлении матрёшек познакомили их с техникой папье-маше. В процессе продуктивной деятельности были созданы условия для проявления фантазии и творческого самовыражения детей, развивалась умения доводить начатое дело до конца.  

     В рамках деятельности по проекту большое внимание уделяли  народным играм как

естественному спутнику жизни ребенка, источнику радостных эмоций, обладающему великой воспитательной силой. Осознавая то, что современные дети практически не знают народных игр, стремились сделать этот вид деятельности частью их жизни.  Разучили народные игры «У медведя в бору», «Золотые ворота». ….

      Родители воспитанников  приняли активное в деятельности по проекту . Они изготовили с детьми книжки- малышки о народных игрушках

        На этапе презентации  проекта были оформлены выставки
«Книжка о народной игрушке»,  «Мартинички», «Такие разные матрёшки».

Наши воспитанники сходили в гости к ребятам других групп, рассказали им о народных игрушках и подарили сделанных своими руками матрёшек.
        С удовлетворением отмечаем, что в результате деятельности по проекту  у детей появился интерес к народным игрушкам, они  играют в русские народные игры, используют  народные росписи в своих творческих работах, используют в подвижных играх считалки, знают потешки и песенки.

    Важным итогом проекта считаем и то, что родители поняли высокий воспитательный и развивающий  потенциал народных игрушек и игр. Некоторые дети стали рассказывать, что среди их игрушек появились матрёшка, юла, неваляшка, свистулька, тряпичная кукла.    

  Использование метода проектной деятельности  позволяет нам сформировать активную жизненную позицию детей, развивать у них  творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания в повседневной жизни, что является предпосылкой школьной успешности и обеспечивает преемственность детского сада и школы. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности ...

Доклад " Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...

Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....

Доклад «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность».

Доклад«Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»....

"Развитие познавательной активности детей через проектную деятельность"

Расширить представления родителей о проектной деятельности....