Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности.
статья на тему

fom-67

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности.

 «Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

дай попробовать - и я пойму!»

(Китайская пословица)

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности в детском саду, а так же необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной со взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ  настаивают на предоставлении детям  возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.
Все усваивается крепко и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.
Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас общаться с окружающими.
Поэтому педагогам ДОУ следует:
1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.
2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. Организация  образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:
1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей:
строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности в нашей группе был оборудован  и  оснащен уголок  экспериментирования, включающий в себя следующее оборудование:
Приборы - помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;

Природный материал: камни, глина, песок, ракушки, птичьи перья, желуди, листья деревьев, шишки, семена…и т.д.;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
Разные виды бумаги;
Красители: гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл), эфирные масла.
Другие  материалы: флюгер, зеркала, воздушные шары, мука, пшено, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, каледоскоп, мельницы, лупы.
2. Наработке практических материалов.

При активном взаимодействии детей, родителей, воспитателей в совместной проектной деятельности отмечено то, что дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, смело высказывать свои суждения  о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться.

Можно сказать, что правильно организованная проектная  деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Фомина Г. В. воспитатель МДОУ – детский сад № 3 г. Котово Волгоградской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....

"Развитие познавательной активности детей через проектную деятельность"

Расширить представления родителей о проектной деятельности....