Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам
статья (подготовительная группа)

Беткер Людмила Владимировна

Сообщение на тему о формировании доброжелательного отношения между детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 38»

                                                                                      Беткер Л.В.

Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей — важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти нормы в качестве средств самостоятельной регуляции поведения и взаимоотношений со сверстниками. Следует подчеркнуть, что знание ребёнком моральных норм и правил хотя и ориентирует его на выбор морально ценных поступков, далеко не всегда определяет следование им в реальном поведении. Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты.

 Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы. Следующим моментом для решения задачи по формированию доброжелательных отношений среди сверстников является создание в группе эмоционального комфорта для каждого ребёнка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога, чьё общение с ребёнком становится ведущим средством достижения благоприятного климата в группе.

Немаловажную роль в этом играет скрининг взаимоотношений детей друг с другом. Он поможет выявить детей, пользующихся популярностью, авторитетом среди сверстников и детей незаметных, стеснительных, замкнутых, отвергнутых. Созданию благоприятного климата в группе способствуют эмоциональные паузы: «Смешные человечки», «Встреча с другом», игры — знакомства: «Назови себя», «Угадай, чей голосок?», «Назови ласково», «Чей ботинок?», ритуалы приветствия: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Друзья», этюды, пальчиковые и коммуникативные игры: «Найди пару», «Поменяйся игрушкой», «Передай цифру, передай букву» и т. д. Эти мероприятия целесообразно проводить в утренние отрезки времени. Они создают атмосферу доброжелательности, комфорта, благополучия. Большую роль на комфортное и благополучное пребывание детей в группе оказывает предметно-развивающая среда. Создание различных центров и уголков благоприятно скажется на эмоциональном состоянии детей. В прихожей можно сделать уголок «Моё настроение», где каждый ребёнок с приходом в детский сад, будет оценивать своё настроение, и педагог группы при необходимости сможет помочь ребёнку. Хорошо зарекомендовали себя уголки: «Ребёнок недели» и «Домик добрых дел». В течение недели дети анализируют свои хорошие и добрые поступки, за каждое доброе дело ребёнок получает смайлика, по количеству заработанных смайликов определяется ребёнок недели и его фотография помещается в уголок. Ребёнок, заслуживший уважение со стороны сверстников, повышает тем самым свою самооценку и стремится ещё больше сделать хороших и добрых дел. В работе с детьми по формированию гуманных чувств традиционными остаются такие формы работы как: игры, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование считалок и мирилок, рассматривание картинок, иллюстраций и альбомов о хороших и плохих поступках, обсуждение проблемных ситуаций. Наиболее интересными и результативными формами работы с детьми считаю следующие: проигрывание ситуаций из жизни детей группы, сочинение детьми рассказов о себе и своих друзьях, совместное с педагогом написание писем болеющим детям группы, участие ребят в конкурсах различного уровня, изготовление детьми подарков к праздникам, дню рождения, оказание помощи детям раннего возраста в подготовке ко сну и после сна. Результатом работы может быть создание «Книжки добрых дел» с рисунками и рассказами детей о своих добрых поступках, оформление газет: «Наши добрые дела», «Мой лучший друг», «Напиши письмо болеющему другу», участие детей в фотосессии «Мы все такие разные», создание мини - групп по интересам (собирание наклеек, картинок, фотографий, мелких игрушек и т. д. и взаимный обмен ими). Ни для кого не секрет, что семья является первым социальным институтом формирования личности ребёнка, в ней закладывается фундамент его нравственности. В семье ребёнок приобщается к духовным ценностям, именно в ней он постигает азы гуманных чувств и отношений, умения общаться с людьми, осваивает нормы культуры поведения, становится членом семейного коллектива. У родителей есть уникальный педагогический потенциал — это сила их примера, авторитет. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что отношения между членами семьи строятся на любви, уважении, симпатии, доверии, взаимной привязанности.

 Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами, заинтересованными в результате. В работе с родителями предлагаю следующие формы: анкетирование, консультации, создание памяток, буклетов, рекомендаций по интересующим родителей вопросам, помощь родителей в изготовлении портфолио детей, сочинение родителями стихов и рассказов о своих детях, сочинение родителями рассказов о добрых поступках детей, участие родителей и детей в различных конкурсах, привлечение родителей к совместному с детьми ведению «Дневников добрых дел», участие в создании фотовыставок из жизни группы и тематических выставок: «Я и мой друг», «Моя семья», «Давайте познакомимся», «Я и мой четвероногий друг», «Я и мой папа», «Я и моя мама». Проведение «Аукциона идей» (составление родителями списка добрых дел для детей группы на неделю), организация «Школы для родителей» (анализ конфликтных ситуаций с рекомендациями специалистов). Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие, также, чтобы они смогли порадоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся им и в дальнейшей жизни. Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

 Литература

 1.      Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.

2.      Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.

3.      Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.

 4.      Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.

 5.      Фесюкова Л. Б. Учусь управлять собой. — Москва: Издательство «Сфера», 2010. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Дошкольное воспитание, отношение, поступок, дело, группа, результат работы, Москва, благоприятный климат, сверстник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни"

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.Формирование гума...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни

Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия в повседневной жизни

Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования его личности. Через общение с взрослым ребенок учится чувствовать, м...

Формирование у детей позитивного отношения к сверстникам через игру.

Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива.Агрессивный ребёнок приносит массу проблем  не только окружающим, но и самому себе: сужаются возможности полноценного общения...

Планирование работы по формированию у детей позитивного отношения к сверстникам через игру.

Планирование - основа содержания в работе с детьми. Планирование помогает воспитателю сосредоточить внимание на главных задачах, планомерно распределить программный материал в течение года (от простог...

Опыт работы на тему: "Воспитание у детей доброжелательных отношений к сверстникам"

Данный материал отражает опыт работы по воспитанию у детей доброжелательных отношений к сверстникам...