Консультация для воспитателей "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
консультация

Романова Мария Альбертовна

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педагога. Приводятся самые распространенные ошибки в речи воспитателя ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов ДОУ

Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

Цель:  развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.

Уважаемые коллеги - добрый день!

Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как она служит образцом для подражания воспитанников. Считаю, что речь человека – это его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая, копируют.

Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то можно заметить, что в их интонациях и в словоупотреблении проявляются речевые особенности не только близких людей (папы и мамы), но и языковые особенности воспитателя. То есть ребенок возьмет от Вас не только Ваше языковое богатство, но и недостатки речи.

Когда мы письменно излагаем мысли (готовим выступление на педсовете, консультацию для родителей и т.д.), то в той или иной ситуации у нас возникают сомнения: как сказать правильно, как точнее выразить свою мысль, как избежать ошибок. Поэтому мы заранее подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов. Стараемся, чтобы наша мысль выглядела доходчиво и аргументированно, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи, в разговоре с коллегами, с воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.

Предлагаю Вам пользоваться формулой культуры речи:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Часто мы неправильно используем свои голосовые возможности (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах). Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления тишины довольно прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого, и детей.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.

Темп – придает речи динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно – они не успевают вслушаться в слова и в смысл. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя его или убыстряя в зависимости от содержания сказанного.

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

 

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

 

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

 

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

 

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

 

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

 

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

 

    

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

  1. Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем», «да не вопрос», «без проблем».

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот», «ёперный театр».

  1. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

  1. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

  1. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.

а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

  1. Нелитературное произношение слов:

хочут –хотят,

пошлите – пойдёмте,

скучать за кем-то – скучать по кому-то,

ляжь – ляг,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

Неправильное использование орфоэпических норм:

тОрты – тортЫ, звОнит – звонИт, свеклА – свЕкла, стакАны – стаканЫ, дОговор – договОр, сЕнсорное – сенсОрное и т.д.

 Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

 

 Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.  Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

Консультация "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников. Культурная речь является обязательным эле...

Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"....

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....