Особенности работы с детьми мигрантов
статья

Вячеслаева Наталья Анатольевна

Адаптация детей мигрантов в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_migrantov.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми мигрантов

Местоположение нашего детского сада обуславливает контингент воспитанников, а именно: близкое расположение к Сенному и Троицкому рынку обеспечивает наличие детей мигрантов среди воспитанников ДОУ.

Дети мигрантов пребывают в сложном положении, так как находятся под влиянием семьи и нового принимающего общества. Часто случается так, что ценности семейного воспитания вступают в противоречие с уже существующими в стране пребывания, это противоречие усложняет процесс адаптации детей мигрантов.

Полагаю, что самой главной проблемой является трудность вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности.

Контакт ребенка-мигранта с одногрупниками часто затруднен из-за невозможности общения на русском языке, не знания правил поведения, что порождает конфликты, неприязненное отношение и т.д. Дети-мигранты часто сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, проявления «мигрантофобии», трудности освоения программы дошкольного образования.

Немаловажным этапом в процессе адаптации, на мой взгляд,  является взаимное ознакомление педагогов и родителей с национальными особенностями воспитания детей в России и странах семей-мигрантов. Необходимость данного этапа обусловлена тем, что у разных народов свои национальные особенности социальной жизни и культуры, свои обычаи, традиции, социальные установки и ценностные ориентации. Без глубокого осознания народной (этнической) природы воспитания не может быть взаимной толерантности взрослых участников образовательного процесса; нахождения подхода к ребенку со стороны педагогов, тактичного его педагогического сопровождения; компетентного ознакомления детей с национальной культурой. Именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в трансляции этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.

Важнейшим направлением работы педагога является «лингвистическая адаптация». Билингвизм стал одним из самых ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как "общение людей, представляющих разные культуры". Дети-инофоны с ранних лет оказываются в ситуации, когда один или оба родителя говорят на одном языке, а окружающий социум – на другом. В нашем случае чаще всего двуязычие развивается стихийно, родители не планируют заранее языков общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. На улице или детском саду дети разговаривают на языке ином, чем дома, либо "домашний" и "уличный" языки смешиваются без всякого внимания к такому речевому развитию со стороны родителей. Трудности в работе педагога с детьми-инофонами, плохо говорящими на русском языке, состоят в том, что их надо обучать их в одной группе с русскоязычными детьми. Самим педагогам приходится вникать в чужую речь для решения детских проблем.

Детям, кто попал в дошкольное образовательное учреждение, открываются новые горизонты. Естественно, в возрасте дошкольника легче преодолевается языковой барьер, постепенно прививаются навыки общения, характерные для данной местности, которые пригодятся при общении со сверстниками, воспитателями и в будущем в школе с учителями. На данной стадии адаптации и развития личности маленького мигранта важную роль играет отношение окружения. В детском саду дети проводят до 12 часов в день, что составляет более 70% времени бодрствования в сутки, и в это время его окружают «чужие» сверстники и воспитатели. На мой взгляд, колоссальное значение имеет отношение воспитателя к данному конкретному ребёнку и создание особой атмосферы в коллективе, особенно на первых порах. Воспитатель являет собой пример для подражания, от его позиции зависит отношение детей в группе к «новенькому», поэтому важно, чтобы не было негатива, разделения, чтобы ребёнок оказался не чужим среди своих, а равным в своих правах и обязанностях среди остальных детей. В группе 25 детей, 10 из которых дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, в том числе из Азербайджана, Узбекистана. Киргизии . Немалых трудов стоило запомнить непривычные нам имена: Шералы, Хамза, Зэйнэб,Джанибек Латиф… несмотря на все трудности в группе царит теплая, дружная, семейная атмосфера. Для возможности ознакомления всех участников образовательного процесса в нашем детском саду была поставлена «Толерантная сказка» по мотивам «Али бабы». Это было поистине яркое и запоминающееся событие, которое позволило раскрыться талантам, узнать особенности культуры других национальностей, сплотиться и сдружиться как детям, так и родителям в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми раннего возраста ( из опыта работы)

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист облада...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»

Положение о профессиональной олимпиаде «Особенности работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в дошкольной образовательной организации»...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

Работа с детьми-мигрантами

Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей-мигрантов....