Долгосрочный проект "мордовия - Родина моя"
материал

Ирешева Ольга Александровна

     Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно - нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.     Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт

«Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад №93» Ирешевой Ольги Александровны.

Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

В государственной концепции о дошкольном воспитании говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».

Поэтому предназначения дошкольного образования состоит не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни.

В последние годы снижается педагогическая компетентность в воспитании нравственности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с дошкольниками. Это объясняется смещением акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время, как природные закономерности свидетельствуют: возраст от рождения до восьми лет - это лучший период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах, нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Актуальность моего опыта определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью,

хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Знакомя детей с подвигом соотечественников, я пришла к выводу, что положительные поступки, подвиги других людей благотворно влияют на формирование у ребенка силы воли, любви к Родине, чувства долга и

ответственности за свои поступки, умения дать оценку своему поведению и поведению сверстников.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

Воспитание начала  патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

Эта тема  очень актуальна для успешной работы по нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников. Именно совместными усилиями участники образовательного процесса могут наиболее успешно повлиять на воспитание достойного гражданина. Через реализацию воспитательной концепции у детей формируется представление о человеке, обществе и принятых в нем нормах и правилах поведения; дети приобщаются к родной культуре, истории; формируются основы здорового образа жизни.

Научность.

В соответствии с федеральными государственными требованиями опыт работы педагога опирается на научные принципы его построения:

- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Это основной подход в организации воспитательно-образовательной работы;

- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

-Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближается к разумному минимуму;

- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- Строится в соответствии с возрастными возможностями;

- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения обучающего процесса;

- предусматривает решение поставленных обучающих задач в совместной деятельности педагога и детей в рамках проведения режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

При работе  учитываются принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности обучения и воспитания.

Отражение принципа гуманизации означает признания уникальности каждого ребенка, неограниченных возможностей развития личного потенциала ребенка.

Дифференциация воспитания и обучения обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Приоритетом непрерывности обучения является не столько овладение детьми определенным объёмом информации, сколько формирование у дошкольников качеств, необходимых для дальнейшего развития – любознательность, инициативность, самостоятельность, нравственность, духовность и др.

Чтобы отвечать принципу системности, все компоненты в работе взаимосвязаны и взаимозависимы.

Такой подход является основой для качественной работы и побуждает  к творческой деятельности.

Результативность

Цель моего педагогического опыта – воспитание нравственных ценностей, патриотических чувств  у детей дошкольного возраста с привлечением родителей.

Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Средства для достижения поставленных задач предлагаются различные: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, организация дидактических игр. И педагоги пытаются на вымышленных персонажах из сказок, рассказов, проблемных ситуаций раскрыть детям нравственные понятия, категории.

А можно это осуществить и посредством знакомства с жизнью своих соотечественников: народных героев и великих подвижников. На конкретных примерах дети лучше осознают ценность их духовного, нравственного, патриотического вклада в масштабе нашей России.

Именно такая форма работы лежит в основе моего педагогического опыта. Воспитательная и обучающая работа проводится с учётом национальной доктрины образования в Российской Федерации одной из главных целей которой является «воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождения истинных духовных ценностей российского народа, упрочнения единства и дружбы народов Российской Федерации.

Для выяснения влияния нравственного воспитания на ребенка мною проведена диагностика нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате я увидела, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина детей показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент детей (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также мною было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики я увидела, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей. У детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, я пришла к выводу, что в детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственно-патриотических  норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание патриотической личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.

Новизна (инновационность).

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная , особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «Взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Если патриотизм – это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, то ребенка ещё в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к ней, быть ответственным в его маленьких делах и поступках, научить сопереживанию вообще к человеческому чувству.

Нельзя говорить о воспитании нравственно-патриотических качеств без сообщения детям определенных знаний о Родине, ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием?

Это наша многовековая история и культура.

А зачем, собственно, некоторые подумают, детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории – это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это школьный курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории Родины, восхищение свои народом, пробудить гордость за принадлежность к этой стране.

Нельзя быть патриотом не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

Люди нашей страны могут по праву гордиться тем, что история её и сегодняшняя жизнь богаты примерами прекрасных душевных порывов, примерами беззаветной преданности своей Родине, народу.

На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, требующие встать на защиту Родины. Рассказать об этом дошкольнику необходимо. И хотя мы не ждем от детей подобной готовности, но примеры из жизни взрослых являются существенным вкладом в копилку высших нравственных чувств ребенка. Можно познакомить детей с самим понятием «защитник Отечества» и конкретизировать его с помощью рассказов о былинных героях, о славных полководцах – Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, о рядовых воинах, смело защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на защиту Родины.

Высоконравственные качества – терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности, готовность встать на защиту Родины, всегда являлись сутью русского человека.

Ценности эти истинные, непреходящие, унаследовав их, ребенок станет много богаче.

В работе по формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольника, я использую различные формы и методы обучения. Это рассказ, беседа, ИЗО-деятельность, викторины, игры.

Работу начинаю со знакомства с былинными героями. Использую для этого былины в обработке И.В. Карнауховой – они близки детям, доступны их пониманию, а это способствует чувствам удовлетворения, радости, что дает эмоционально благоприятную для детей обстановку. Дети отвлекаются от обид, грустных мыслей. Все это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости, а для педагога важно психологическое и физическое здоровье детей. В работе по знакомству детей с подвижниками, великими полководцами я опираюсь на методические рекомендации в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы я включаю в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подвиги героев, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь.

Готовясь к такой беседе я анализирую что может быть предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они воспримут услышанное и увиденное, как будут переживать его.

Если нужно, я в этическую беседу включаю отрывки из того или иного художественного произведения, Если содержание беседы доступно и интересно детям, то они задают вопросы, проявляются яркие эмоции, искренние оценки: мне как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как дети восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играхприменяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игрыДети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

В играх со строительным материаломкогда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ля все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Огромную роль для формирования патриотических чувств играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

На занятии или в свободное время проводят сюжетно-ролевые игрынапример о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию военного, обговаривают с детьми правила поведения в части, в кабинете командира, на учениях и т.п.

Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для солдата, богатыря; подбери доспехи воину; разложи на полотно карточки с орудиями труда и с оружием воинов; выбери на карточке коня для богатыря.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Русский костюм » поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость

Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении знаниями, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться – это серьезная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной былины или рассказа. Это очень помогает воспитанию ребенка, готовящегося к обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Через работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольник познает мир, развивается как личность. Многообразие форм работы дает детям достаточно много знаний, навыков бытия и в то же время развивает чувства , воображение, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками взрослыми. Таким образом, задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решаются опосредованным образом.

                                        Технологичность.

Мой педагогический опыт можно использовать в массовой практике, возможно, его творческое применение. Для того, чтобы эта работа позволила добиться желаемого эффекта, необходимо самому воспитателю проникнуться все тем, о чем он рассказывает, чтобы все шло от души, искренне. А это возможно, если есть уверенность в правоте того, что несем детям. Поэтому, на мой взгляд, лучше браться лишь за тот материал, который находит отклик в вашем сердце, иначе поставленную задачу решить очень трудно.

Познавательная активность и эмоциональная нагрузка  обеспечивается использованием метода рассказа. Рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом, по возможности музыкой. Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, то их необходимо объяснить. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями, лучше если предложения будут простыми, короткими. Не стоит так же перегружать детей излишней информацией. Важно выделить лишь самое главное, самые яркие и основные моменты, эпизоды жизни и подвигов. Главное суметь донести смысл и сущность совершаемого, ради кого и чего это совершалось.

Детям интересны детские годы героев: эпизоды, связанные с отношением к родителям, вообще к людям, животным. Интересны эпизоды с участием в важных исторических битвах, проявления храбрости, мужества, преданности своей Родине.

Рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, то есть в процессе рассказа необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, любопытство.

Желательно не употреблять даты, потому, что детям они ничего не дают, а восприятие материала затрудняют.

Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от воспитателя: от его старания передать детям свою любовь, своё понимание, своё беспокойство за окружающее.

Искренность чувств взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.

Такие занятия проводить в уютном, красиво оформленном зале. Здесь дети чувствуют особую атмосферу и возвышенный настрой. А иногда в уютном уголке группы, где всё располагает к тихому проникновенному разговору.

В конце занятий детям предоставляется возможность выразить свои мысли, впечатления и чувства, которые у них возникли.

Таким образом, можно сделать вывод, что представленный мною педагогический опыт технологичен. Используя материалы опыта, педагоги-дошкольники любой классификации будут успешно решать проблемы духовно-нравственного, патриотического воспитания, которые ныне стоят перед нашим обществом, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. Долгосрочный проект "С чего начинается Родина?"

Долгосрочный проект « С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2( детский сад 2485) Срок реализации: 3 года...

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"

Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...

Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".

АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...

долгосрочный проект"воспитание любви к Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почу...

долгосрочный проект "кубань-наша родина"

Цель проекта: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою “малую родину”. Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном городе, ег...