Социально-коммуникативное развитие дошкольников в рамках программы "Социокультурные истоки"
рабочая программа (средняя группа)

Зайцева Юлия Александровна

В связи со сложившимися переменами, связанными со сменой политической системы, с влиянием негативных факторов, передаваемых с экранов телевизора и монитора, в процессе взаимодействия ребенка с компьютерными играми, интернетом, происходит разрушение его личности. Поэтому в дошкольный период актуально решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту ребенка.

Программа «Социокультурные истоки» разработана И.А. Кузьминым и А.В. Камкиным в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.

Основные исходные положения Программы «Социокультурные истоки» заключаются в непосредственном взаимодействии воспитателей, родителей в ближайшей социокультурной среде, в которой живут и развиваются дети. С целью ознакомления с содержанием программы, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс необходимо в ДОУ создание семейного клуба, проведение занятий по программе «Моя семья», проведение ежегодных праздников таких, как: Рождество, Пасха, конкурсы православных стихотворений, выставки, с соблюдением традиций их празднования.

Программа требует изменения предметно-пространственной среды в ДОУ, поэтому в уголках групп помещены: иллюстрации к занятиям, картотеки русских народных пословиц, поговорок, подвижных и хороводных игр, детские народные игрушки, предметы народного промысла, макет русской избы, дидактические игры, в соответствии с возрастными особенностями детей и темами занятий программы.

Система активных форм обучения позволяет участникам дошкольного образовательного учреждения и семьи понять существование внутреннего мира человека во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

Основная цель программы «Социокультурные истоки»: формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Основной задачей программы «Социокультурные истоки» является процесс формирования духовно-нравственной основы личности в дошкольный период, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Реализация цели и задач в результате проделанной работы, проверяется педагогами на итоговых занятиях в конце каждого месяца совместно с детьми и родителями. По результатам итоговых занятий педагог выявляет то, насколько ребенок знает название категории, над которой он работает, насколько понимает её, пользуется ею, стала ли она частью его мыслей и дел.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ В ДОУ375.4 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурные истоки в ДОУ

Выполнила: Зайцева Юлия Александровна

Введение

В связи со сложившимися переменами, связанными со сменой политической системы, с влиянием негативных факторов, передаваемых с экранов телевизора и монитора, в процессе взаимодействия ребенка с компьютерными играми, интернетом, происходит разрушение его личности. Поэтому в дошкольный период актуально решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту ребенка.

Программа «Социокультурные истоки» разработана И.А. Кузьминым и А.В. Камкиным в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта, на основании Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания личности гражданина России.

Основные исходные положения Программы «Социокультурные истоки» заключаются в непосредственном взаимодействии воспитателей, родителей в ближайшей социокультурной среде, в которой живут и развиваются дети. С целью ознакомления с содержанием программы, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс необходимо в ДОУ создание семейного клуба, проведение занятий по программе «Моя семья», проведение ежегодных праздников таких, как: Рождество, Пасха, конкурсы православных стихотворений, выставки, с соблюдением традиций их празднования.

Программа требует изменения предметно-пространственной среды в ДОУ, поэтому в уголках групп помещены: иллюстрации к занятиям, картотеки русских народных пословиц, поговорок, подвижных и хороводных игр, детские народные игрушки, предметы народного промысла, макет русской избы, дидактические игры, в соответствии с возрастными особенностями детей и темами занятий программы.

Система активных форм обучения позволяет участникам дошкольного образовательного учреждения и семьи понять существование внутреннего мира человека во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, а также решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.

Основная цель программы «Социокультурные истоки»: формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Основной задачей программы «Социокультурные истоки» является процесс формирования духовно-нравственной основы личности в дошкольный период, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Реализация цели и задач в результате проделанной работы, проверяется педагогами на итоговых занятиях в конце каждого месяца совместно с детьми и родителями. По результатам итоговых занятий педагог выявляет то, насколько ребенок знает название категории, над которой он работает, насколько понимает её, пользуется ею, стала ли она частью его мыслей и дел.

Содержательная основа программы

Содержательная основа программы включает систему понятий и категорий, которые позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

В младшей группе детей 3-4 лет, реализация программы «Социокультурные истоки» включает обучение первоначальному прочувствованному восприятию социокультурных категорий «Слово», «Образ», «Книга». Развивает способности видеть образ, слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение. Воспитывает доверие к взрослым и сверстникам, формирует ощущение собственной значимости. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

В средней группе детей 4-5 лет, реализация программы «Социокультурные истоки» направлена на первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности человека в ней. Развивает способности следовать нравственным нормам и правилам, на основе формирующейся потребности в социальном соответствии. Развивает способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям и другим близким людям.

В старшей группе детей 5-6 лет, реализация программы «Социокультурные истоки» направлена на формирование первоначального прочувствованного восприятия детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Развивает опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развивает способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей. Развивает первичную рефлексию и идентификацию. Создает условия для формирования адекватной самооценки.

В подготовительной к школе группе детей 6-7 лет, реализация программы направлена на первоначальное знакомство с истоками русских традиций в базовых социокультурных ценностях российской цивилизации. Включает развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле). Создает условия для успешной адаптации ребенка в школе.

Принцип построения воспитательной программы «Социокультурные истоки» на каждом возрастном этапе развития работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов. Осуществляется первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Заключение

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.

Конспекты занятий используются в дружной работе педагога, родителей и детей 4-5 лет на основе игровой деятельности и активных форм обучения.

Планирование

N:\НА ЗАКАЗ\Юля Зайцева\социокультурные истоки в ДОУ\социокультурные истоки в ДОУ\ПЛАН Юли 1.jpg

N:\НА ЗАКАЗ\Юля Зайцева\социокультурные истоки в ДОУ\социокультурные истоки в ДОУ\ПЛАН Юли.jpg

Предлагаю провести итоговые занятия по программе «Социокультурные истоки», с учетом разработанной программой «Радуга» и утвержденным планом работы с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет, в следующем порядке.

КОНСПЕКТЫ


Занятие 1 Дорога добра - Сентябрь
Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы».
2. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.
3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого настоящего и будущего.
Ход занятия:
1. Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги»
- Дети, как вы понимаете выражение: пути - дороги?
- Куда ведут дороги, когда вы выходите из вашего дома?
- Дороги бывают разные: короткие или длинные, легкие или трудные, а еще бывают 
дороги добрые. Дороги, по которым идет человек, совершая добрые поступки, называются дорогами добра.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Идти за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди мой друг всегда, иди дорогою добра 
2. Чтение рассказа В. Осеева «Хорошее»
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас». А сестрёнка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!». А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама - некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил». А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!».
- Пошёл вон! Не мешай думать! 
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
- Что бы мне такое хорошее сделать? 
Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:
- Почему Юре трудно было выбрать дорогу добра?
3. Работа в паре «Дороги добра».
- В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Эти дороги приводят к совершению добрых поступков. Давайте поговорим, куда ведут нас дороги. Начнем с меня «Я каждое утро иду дорогою добра в наш детский сад, где помогаю вам рисовать, рассказываю сказки, играю с вами». Уважаемые родители, а куда ведут ваши дорожки? Будем говорить так: «Я иду дорогою добра, потому что совершаю добрые дела» 
- А вам, дети, предлагаю нарисовать дороги, по которым вы пойдете, чтобы совершать добрые дела.
Индивидуальный этап. 
Каждый ребенок в течение 3 минут самостоятельно выполняет задание: проводит линии
от центральной части листа с изображением мальчика и девочки к выбранным иллюстрациям 
(посещение больного друга, поездка в гости к бабушке и дедушке, дорога в детский сад, где ждут радостные встречи с друзьями и воспитателями, это и дорога в лес, где живут удивительные птицы и животные, и дорога в поле, где потрудились руки и душа человека).
Работа в паре.
- Обсудите с соседом, можно ли сказать про вашу дорогу, что это «дорога добра» и прийти к общему мнению
Далее дети обсуждают и пытаются прийти к единому мнению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательно форме. За минуту до окончания данного времени предупреждает детей о своевременном завершении диалога.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Детям предлагается начинать свой ответ словами «Мы решили», «Мы думаем».
Воспитатель предлагает детям выразить свое согласие поднятием рук или хлопаньем в ладоши. Затем показывает карточку и аргументирует правильность выбора. 
Рефлексия.
Вопрос к детям:
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Умение договориться, прийти к единому мнению - это тоже дороги добра.
Вопрос к родителям:
- Какие мысли возникли у вас в ходе выполнения задания?
Воспитатель подводит итог:
- Я думаю, что все мы должны открыть свои сердца добру: проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.


Занятие 2 Домашнее тепло - Октябрь
Задачи: 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья».
2.Формирование у детей мотивации на доброе отношении к близким.
3. Развитие умения слушать друг друга.
4. Наполнение социокультурной категории «домашнее тепло» (внимание, забота, 
мир, счастье).
Ход занятия:
1.Работа в круге Беседа с детьми «Домашнее тепло».
- Семья это самое дорогое, родное для человека. И когда в доме нет ссор, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие сокровища этого не заменят. Счастье в семье дороже любого клада. В пословице говорится «Не нужен и клад, когда в семье мир да лад».
Послушайте рассказ Я. Тайц «Карандаш»
Папа принёс большой карандаш.
Маша кричит: «Мне!»
Миша кричит: «Мне!»
Папа сказал: 
- Тише! Мы его разделим. 
Провёл одним концом – синий. Провёл другим концом – красный.
Миша с Машей смеются: «Давай делить карандаш!»
Мише – синий конец, а Маше – красный.
Миша рисует синие картинки, а Маша – красные. 
Вопрос: 
- Скажите, что предложил сделать папа, чтобы брат с сестрой не поссорились? 
- Я предлагаю послушать рассказ о другой семье «Семеро по лавкам» Л. Нечаевой.
У тети Зины семеро детей - и все девочки: Ира, Оля, Лена, Таня, Вера, Надя, Катя. Живут они в половине деревянного дома.
Живут бедно: стол да кровати. Сапожки, одежку друг за дружкой донашивают.
А радостно у них: старшая, Ира, стоит у плиты, печет блины. К Ире очередь: Оля, Таня, Вера, Надя, Катя. Стоят смирно, каждая свой блин ждет. Еще и пес Волчок стоит, слюнки сглатывает. И котенок Маркиз, сидя, дожидается.
Вот Ира подает первый блин Оле, а Оля передает Лене, а Лена - Тане, а Таня – Вере, а Вера - Наде, а Надя - самой маленькой - Кате. А Катя откусит кусочек, даст Волчку да Маркизу, а потом и сама ест.
А тут мама с работы возвращается – и ей блин достается. И соседка, тетя Наташа, в дверь заглянет – и ей блин подносят.
А последний блин на сковороде остается. Папин. Папа придет с работы ночью, увидит блин, улыбнется. Обойдет на цыпочках все кровати, всех перецелует.
И в доме тихо, такой мир, такое счастье
2. Ресурсный круг «Домашнее тепло»
Подготовительный этап.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
- Почему папа улыбнулся, увидев блин?
- Как вы понимаете выражение « в доме такой мир, такое счастье» (внимание, забота, 
мир, счастье).
- Кто поддерживает в этой семье домашнее тепло, мир, лад?
Основной этап.
- Расскажите, как в вашей семье поддерживают тепло (домашнее тепло это – радость, ласковое слово, порядок и уют, родные лица, доброта и забота, мамины пироги, помощь и поддержка). За что бы вы хотели поблагодарить родителей, близких людей? Давайте мы с вами выберем самые теплые, солнечные слова, которые принесут нашим близким большую радость. Ведь слово – сердечный дар, который прокладывает путь от любящей души к любящей душе.
Дети по кругу отвечают на вопрос, начиная со слов «Я хочу поблагодарить» Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя. Прикосновением руки он передает слово ребенку, сидящему рядом. Далее работа продолжается по кругу.
Воспитатель обобщает ответы детей.
- Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, заботятся друг о друге, дружно живут вместе. Самое главное в семье, когда дети любят и уважают родителей, родители любят и заботятся о детях, старшие дети заботятся о младших, а младшие не ссорятся со старшими. 
Рефлексия. 
Вопросы детям:
- Как вы думаете, приятны ли были слова благодарности взрослым?
- Почему эти слова являются ценными?
Вопросы взрослым:
- Какие чувства испытывали, слушая слова ребят?
- В чем ценность сказанных слов?
- Что вас радует в детях?
Мне хочется пожелать, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра, - близких и родных людей.
«Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и долго будешь жить на земле». Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

Занятие 3 Сказочный лес - Ноябрь
Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы».
2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе.
3. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.
Ход занятия:
1.Работа в круге: «Помоги».
- Послушайте отрывок из стихотворения А. Чепуровой и подумайте, о чем у нас сегодня пойдет разговор. 
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Мы сегодня поговорим об отношении к природе. Послушайте сказку Е. Бехлеровой «Капустный лист».
Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:
- Ну и позавтракаю же я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
- Пить, пить, стал просить воробышек.
Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья. «Ну а сейчас-то я наемся до отвала, до дома уже рукой подать», подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.
- Подумаешь, дождь! Не боюсь тебя! сказал зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:
- Зайчик, спаси!
Это бабочка лежала в траве.
- Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.
- Иди под зонтик! сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.
Дождь скоро прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он подошел к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую веточку, и вода уже захлестывала ее «Пожалуй, утонет...» - подумал зайчик. Недолго думая кинул свой лист в воду.
- Вот тебе лодка, спасайся!
Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.
- Спасибо тебе, зайчик! сказала она и убежала.
А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.
- Эх, уплыл мой завтрак! - воскликнул зайчик. - Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.
- Правильно ли поступил зайчик? А вы тоже готовы прийти на помощь, тогда поиграем в игру «Помоги». Я буду называть жизненные проблемные ситуации, а вы расскажите, как бы вы поступили.
Дети неподалеку ломают ветки молодого деревца
В выходной из леса одна семья привезла охапку подснежников 
В реку мальчики бросили банки из-под «колы»
У одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? 
Сухие ветки упали в ручей
На поляне туристы оставили много мусора – бумага, бутылки, банки
Пословицы: «Лес – богатство и краса, береги свои леса».
«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»
«Доброго человека лес встречает добротой»
- Мы сегодня с вами говорили, какие хорошие и добрые поступки можно совершить в природе. Послушайте сказочную историю про лес.
2.Работа в паре «Сказочный лес».
Много лет назад, люди жили в мире и согласии с Природой. Они умели ценить и очень бережно относились к лесу. Волшебный лес отвечал взаимностью людям, дарил свое тепло, цветы и речки и все, что в нем росло - ягоды, грибы, орехи. Люди пили родниковую воду, которая самая вкусная и чистая на свете. Все были очень счастливы и довольны.
Но постепенно, люди привыкли брать от природы все без меры, разучились ценить дары леса. Они перестали ухаживать и помогать ему. Лес стал загрязняться, повсюду валялся мусор, ручьи стали мутными. У Волшебного леса закончились силы, а вместе с ним и волшебство. Постепенно наша природа стала менее яркой и цветной.
Со временем люди стали понимать, что скоро закончатся природные ресурсы и их просто не откуда будет уже взять. Волшебства уже не будет, лес постепенно станет серым и тусклым. Но будет уже поздно..
- Сейчас, я хочу вам предложить разбиться на пары: дети - родители, рассмотреть иллюстрации и обсудить, как можно помочь Природе. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Затем необходимо выбрать, кто из вас будет отвечать. 
Обсуждение в группе. Экспертная оценка
Обсуждение, делегирование полномочий. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает о своевременном завершении диалога. Один из семейной пары показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Предлагается начинать свой ответ словами «Мы решили», «Мы думаем».
Воспитатель предлагает другим выразить свое согласие поднятием рук или хлопаньем в ладоши. 
Рефлексия.
- Вам понравилось дружно работать вместе с родителями?
3 Игра «Дерево добра».
Воспитатель раздает детям разноцветные сердца, вырезанные из бумаги, и предлагает оживить засохшее дерево. Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.
- Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец и оживили его, и оно расцвело. Пожалуйста, давайте будем ценить, любить, беречь и помогать нашей ПРИРОДЕ! Может, тогда наш лес снова станет Волшебным и Сказочным!

Занятие 4  Любимая сказка - Декабрь
Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души».
2. Воспитание у детей интереса и любви к сказке.
3. Развитие умения работать в паре.

Ход занятия:
1.Игра - викторина «Угадайте своих любимых героев»
- С самого рождения вас сопровождают сказки. Дома вам читают сказки мамы, бабушки, папы, в садике – воспитатели. У каждого из вас есть своя любимая сказка, когда вы её слушаете, то представляете ее героев. Послушайте загадки и узнайте любимых героев.
Стоит домик расписной, На сметане мешен
Он красивый и большой. На окошке стужен
По полю зверюшки шли, Круглый бок, румяный бок, 
Остались в доме жить они. Покатился . 
Из какой сказки этот домик? (Колобок) 
(герои сказки «Теремок»)
Возле леса, на опушке Что за странный 
Трое их живёт в избушке. Человечек деревянный,
Там три стула и три кружки, На земле и под водой
Три кровати, три подушки. Ищет ключик золотой,
Угадайте без подсказки, Всюду нос суёт он длинный
Кто герои этой сказки? . Кто же это?.
(Три медведя) (Буратино)
Бабушка за дедушку, Хвостик маленький, крючком, 
Ухватилась крепко: Вместо туфелек – копытца
«Ох, никак не вытянуть, Носик круглый, пяточком,
Помогите, детки!» Им в земле удобно рыться
Добрые помощники Трое их и до чего же, 
Скоро набегут, Братья дружные похожи.
Победит упрямицу (Три поросёнка) 
Общий, дружный труд.
(герои сказки «Репка»)
Лечит птичек и зверей, Кто – то хитрый, ой, ой, ой
Лечит маленьких детей Постучался к ним домой
Сквозь очки свои глядит, Съел доверчивых ребят 
Добрый доктор Серых, маленьких козлят
(Айболит) (Волк из сказки «Семеро козлят») 
- Умницы, ребята, знаете и название сказки и ее героев. Давайте поможем героям найти свою сказку.

2. Работа в паре Игра «Путаница»
Ой, друзья, откройте глазки!
Кто - то перепутал сказки!
Всех зверей перемешал!
Репку он козлятам дал!
Трем медведям вместо Маши
Дал горшочек вкусной каши!
Брат с сестрой не убегают
Бабку - ёжку угощают...
Помогите, подскажите,
Сказку снова соберите.
Чтобы каждый из героев
Был на месте на своем!
На столах лежат карточки, на которых изображены эпизоды из сказок. Воспитатель предлагает каждой паре детей рассмотреть, что на них изображено и подобрать героев. 
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Дети обсуждают и подбирают героев. За минуту до окончания данного времени воспитатель предупреждает о своевременном завершении работы. Воспитатель предлагает родителям оценить работу детей. 
Рефлексия.
Вопрос родителям:
- Вам понравилось, как дружно работали пары?
3. Работа в круге «Моя любимая сказка».
- Все люди, и взрослые и дети, очень любят сказки, потому что там происходят чудеса, добро всегда побеждает зло. Давайте поговорим о своей любимой сказке. Будем так: «Моя любимая сказка назовёте. В ней говориться про то, как коротко расскажете.». 
Первым в круге начинает воспитатель, затем ребёнок, сидящий слева от воспитателя. Далее по кругу высказываются другие дети, передавая из рук в руки волшебный клубочек. Если дети не хотят говорить, то за них рассказывают родители.
Рефлексия.
- Что вы чувствовали, когда вспоминали свои любимые сказки?
- А давайте сейчас мы отдохнем, а потом нарисуем свою любимую сказку.
4.Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой».

Занятие 5 Труд земной – Октябрь – Январь
Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
2. Воспитание у детей уважения к труду.
3. Развитие мотивации родителей на совместную деятельность с детьми.
Ход занятия
1.Беседа в круге «Труд земной»
- Как вы понимаете пословицы: «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
- Сегодня мы с вами поговорим о праведном труде, о его назначении в жизни человека, о разных профессиях.
Послушайте стихотворение Тувима о труде:
Все для всех
 Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

- Вы услышали о разных профессиях, но самое главное, что люди в жизни не могут обойтись друг без друга. Все профессии важны, все профессии нужны.
Я попрошу родителей рассказать о себе: где и кем вы трудитесь, чем нравится ваша профессия.
Воспитатель подводит итог беседы:
- Профессий много разных есть и все их нам не перечесть, не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить. 
2. Ресурсный круг «Наши славные дела». 
Подготовительный этап
- У каждого в семье у взрослых и детей есть свои обязанности, своя работа. Какое у вас
любимое занятие?
Основной этап.
На столе лежат иллюстрации, на которых изображены отдельные моменты жизни семьи 
(больной ребенок лежит в постели, и мама дает ему лекарство; бабушка и внучка моют посуду;
девочка плачет, а брат ее успокаивает и т.д.).
- Рассмотрите иллюстрации и расскажите, что на них изображено. 
Затем предлагает детям подумать и ответить на вопрос:
- Какими делами вы хотели бы порадовать своих родных и близких?
Дети высказываются по кругу, что доброе захотелось им сделать после сегодняшнего разговора.
Воспитатель обобщает ответы детей и заканчивает занятие пословицей: «Добрая семья добрыми делами славится». 
Рефлексия
Вопрос детям:
- Чему доброму научили вас взрослые?

Занятие 6 Добрая забота - Февраль
Задачи: 1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной».
2. Воспитание у детей доброго отношения к природе (сопереживание, доброта)
3. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению.
Ход занятия:
1. Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о своих питомцах?»
Воспитатель читает рассказ В. Осеевой «Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к
забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Вопросы: - Что должны были сделать мальчики?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих питомцах? А кто должен заботится о лесных животных?
2. Игра «Что будет если»
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу.
- Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу?
- Что будет, если в лесу один человек разожжет костер? Группа отдыхающих?
- Что будет, если один человек сделает памятную надпись на дереве или станет отрывать кору? А три? А много?
- Что будет, если один человек станет срывать редкий, занесенный в Красную книгу цветок? А три? А много?
3.Работа в паре «Добрая забота».
На столах лежат карточки, на которых изображены разные ситуации. Воспитатель предлагает каждой паре детей рассмотреть, что на них изображено и рассказать о правилах повеления.
Картинки:1. Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.
2. Рычит медведь на расшумевшихся ребят.
3.Зимой трудно живётся птичкам и животным.
4. Дети нашли в лесу ежа.
5. Мальчик забирает яйца из гнезда.
6 . Мальчик поймал муравья и посадил его в баночку.
7. Девочка поймала бабочку.
8. Мальчик топчет мухомор.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка
Обсуждение, делегирование полномочий - рассказать о правилах. Родители помогают детям. Затем Воспитатель показывает карточку и аргументирует «Правила поведения в лесу»
Не бейте стекло, поранитесь сами и нанесете вред обитателям леса.
В лесу шуметь нельзя. В лесу человек – гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.
Помогай братьям меньшим в зимнее время.
Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.
Не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они приносят огромную пользу.
Не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу.
Не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных.
Рефлексия.
- Вы почувствовали сопереживание и заботу о животных?
4.Игра « Пирамида Доброты»
- Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все положите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, о которых мы говорили сегодня и подбросим их высоко-высоко, чтобы они далеко разлетелись, и все в мире стал добрее.

Занятие 7 Светлый праздник - Март
Задачи: 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души».
2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
3. Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого настоящего и 
будущего.
Ход занятия:
1. Работа в круге «Светлый праздник».
- Все люди, и большие, и маленькие, молодые и старые любят праздники, ждут и готовятся к ним. Зачем нужны праздники?
- За что любят праздники?
Ответы - предположения детей, дополнения родителей.
А вы знаете, что на этой неделе люди отмечают Светлый праздник. Называется он – Троица. В честь этого праздника люди украшают веточками берёзы у себя комнату. Берёза – дерево светлое, русское. Её в народе называют белоствольной красавицей, уж очень она похожа на стройную девушку в белом сарафане, а её кудрявые ветви сравнивают с косами.
С давних пор в народе сохранилась традиция: собираться в начале лета на лугу, на лесной поляне для того, чтобы повеселиться, порадоваться началу лета, поиграть в разные игры, поводить хороводы вокруг берёзки.
Уважаемые родители, кто из вас может поделиться своими воспоминаниями о празднике (воспитатель заранее договаривается с 2-3 родителями)
2. Ресурсный круг «Доброе слово березке»
Воспитатель задаёт вопрос: 
- Какие слова вы хотели бы сказать берёзке?
Сначала дети вместе с родителями обсуждают, какие добрые слова можно сказать берёзке. Затем родители встают во внешний круг, а дети встают во внутренний круг. Дети по кругу, слева направо высказывают пожелания, начиная со слов: «Я хочу пожелать». При необходимости детям помогают родители.
Рефлексия.
- Какие слова о берёзке вам больше всего запомнились?
3. Оформление странички альбома: «Украсим березку»
- На память о празднике берёзки воспитатель предлагает детям и родителям украсить берёзку, изображённую на листе бумаги листочками и бантиками, загадав желание. Говорит, что этот обычай существует с давних времён.
В конце занятия можно провести хоровод по желанию детей.

Занятие 8 Благодарное слово – Апрель
Задачи: 1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души».
2. Развитие взаимодействия детей и взрослых.
3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.
Ход занятия:
1. Работа в круге «Благодарное слово»
- Мы читали с вами рассказ Л. Осеевой «Волшебное слово». Послушайте отрывок.
Павлик отворил дверь на кухню. Бабушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное, морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: «Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке
- Как вы думаете, какое волшебное слово сказал Павлик бабушке? 
- Почему его называют волшебным словом? (оно изменило настроение у бабушки - засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)
- Волшебных слов много и вам они знакомы. Интересно, какие волшебные слова вы услышите в стихотворении?
Добрый день! тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали теплоты и доброты.

Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Доброго пути!»! ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «Спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Воспитатель обобщает ответы детей: «Здравствуй, спасибо, добрый день, добрый вечер, доброго пути» - это добрые, волшебные слова, благодарные слова. Что означает благодарить?
- Благодарить - означает выразить одобрение, подарить БЛАГО! Кого мы можем поблагодарить? (ответы детей)

Главное - уметь благодарить...
Солнце - за его внимание,
Звёзды - за неяркий свет в ночи,
Друга - за плечо и понимание,
Бабушку - за тёплый хлеб в печи.

Главное - уметь благодарить...
Воду - за волну и за крещение,
Рощу - за покой в зените дня,
Землю - за любовь и всепрощение,
И костёр - за теплоту огня.

Главное - быть жизни благодарным,
Главное - уметь благодарить.

2. Ресурсный круг «Благодарение»
Подготовительный этап. 
- Людей удивляет, когда им дарят БЛАГОДАРНОСТЬ. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно! Вас будут долго и тепло вспоминать. В очередь мы благодарим своих родных - родителей, бабушек и дедушек, близких - тех, кто работает в детском саду, друзей. Какие добрые слова вы сказали бы своим родным и близким?
Основной этап.
Дети по кругу высказывают слова благодарности, начиная с фразы: «Я хочу поблагодарить» (маму и папу за заботу, бабушку за понимание, сестру и брата за компанию, воспитателей и няню за их работу и т.д.)
Воспитатель подводит итог:
- Сколько красивых, добрых и ласковых слов вы знаете. Сегодня я хочу подарить вам «солнышки», чтобы они на вас смотрели и улыбались. А на лучиках пусть ваши папы и мамы напишут добрые и ласковые слова.
Рефлексия. 
Вопросы детям: - Приятно ли было услышать добрые слова от родителей?
- Чем они ценны?
Вопросы родителям: - Какие чувства вы испытывали, слушая слова детей?
- Что вас порадовало?

Занятие 9  Дружная семья – Май
Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья».
2.Формирование у детей и родителей отношения к семье как одной из главных 
социокультурных ценностей. 
3. Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому 
мнению.
4. Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. 
Ход занятия:
1. Работа в круге: беседа с детьми на тему «Моя семья»
Воспитатель обращает внимание на фотографии, которые заранее вывешены на стене.
- Посмотрите на фотографии, вы узнали кого-нибудь?
- Это Наташа с мамой и папой, дедушкой и бабушкой. Это Наташина дружная семья.
- Это Маша с мамой и папой. Это Машина семья.
- Это я, мои дети, муж. Это моя семья.
- Расскажите о своей семье, используя фотографии из альбома «Моя семья».
Воспитатель обобщает:
- У каждого человека есть семья. Семьи бывают большие и маленькие. Главное в семье – не количество членов семьи, а как они относятся друг к другу.
2. Ресурсный круг « Дружная семья»
Вводный этап.
- Послушайте рассказ «Солнышко, мама и папа»
Рано-рано встает солнышко и согревает землю своими лучами. Улыбаются, умываясь росой, цветочки, травинки, деревца, ягодки, грибы. Все живое радуется восходящему солнышку. Золотисто-алым светом наполняется вся Земля, весь мир.
Каждый день ясно солнышко радужным светом землю наполняет. Так и жизнь каждого человека наполнена сердечным теплом родителей. Родители дают жизнь, заботятся и берегут своих детей, делают все для того, чтобы жизнь детей была счастливой
- Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге?
Основной этап.
Диалог детей и родителей. Дети по кругу рассказывают о взаимоотношениях в семье. Те дети, которые затрудняются, делегируют право высказывания родителям.
Воспитатель обобщает: 
- Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не огорчать своих родных и близких. Такую семью называют дружной.
3. Работа в паре «Дружная семья»
Индивидуальный этап. 
Детям предлагается в течение 3 минут рассмотреть иллюстрации (совместный труд, чтение, чаепитие, прогулка и т.д.), выбрать те, на которых изображена дружная семья, и отметить их знаком «+».
Работа в паре.
По завершении времени воспитатель просит всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание:
- Сравните свой выбор с выбором соседа и придите к общему мнению.
Возможная схема общения:
первый ребенок сообщает партнеру свое решение;
второй внимательно слушает и выражает согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
Далее дети пытаются прийти к единому мнению. Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общался в спокойной, доброжелательно форме. За минуту до окончания данного времени необходимо предупредить детей о своевременном завершении диалога.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
Одна из пар показывает выбранные иллюстрации и объясняет свое решение. Детям предлагается начинать свой ответ словами «Мы решили», «Мы думаем».
Воспитатель предлагает детям выразить свое согласие поднятием рук или хлопаньем в ладоши. Затем показывает карточку и аргументирует правильность выбора. 
Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вовремя справились с заданием.
Рефлексия.
- Вам понравилось работать в паре?
4. Оформление странички «Моя семья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать портреты своей семьи. Похвалить рисунки: «Чудесная семья. Замечательная семья и т.д.».




После проведения итоговых занятий целесообразно организовать работу с родителями. И, в рамках заключительного этапа работы провести рефлексивный анализ, по результатам которого оценить уровни:

  • развития коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
  • развития управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);
  •  развития речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
  • развития мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  • создания предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе в единой системе социокультурных ценностей и универсальности используемых педагогических технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально – коммуникативных навыков старших дошкольников с использованием игрового моделирования проблемной ситуации

Социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ре...

Мультимедийная презентация "Сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках индивидуального образовательного маршрута"

В презентации представлена деятельность социального педагога в детском саду по сопровождению социально-коммуникативного развития в рамках ИОМ....

Игровое пособие "Радуга-MIX"и его образовательный потенциал в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»...

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...