Исследовательские работы воспитанников
проект (подготовительная группа)

Михеева Галина Николаевна

Исследовательская работа дошкольников старшего возраста

«Первые шаги в электронике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа дошкольников старшего возраста

«Первые шаги в электронике»

Заложенное в дошкольном детстве отношение к миру ребенок будет проносить через всю жизнь, и в последующем от этого отношения будет зависеть, на что человек направит силу своего ума – на созидание или разрушение. Поэтому необходимо формировать у ребенка бережное, созидательное, ответственное отношение к миру, помочь ему почувствовать свою принадлежность к роду человеческому.

Исследовательский проект для детей 5-7 лет «Первые шаги в электронике» с использованием электронного конструктора «Знаток», набора «В», поможет лучше узнать потрясающий мир электроники через опытно-экспериментальную и конструктивную деятельность. Данный проект позволяет изучать основы электроники от физической природы явлений, наглядно демонстрирует неразрывную связь между природой и техникой и позволяет на простых и наглядных примерах проиллюстрировать основные физические законы. А так же организовать образовательную среду в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую использование доступных дошкольникам способов обследования объектов, совершенствование познавательных действий экспериментального характера.

Цель: формирование гражданской позиции созидателя, помощника, защитника, друга окружающего мира.

  1. Освоение способов получения информации.
  2. Формирование способности планировать познавательную деятельность.
  3. Развитие способности обобщать данные для формирования выводов и задач.
  4. Освоение средств речевой выразительности.
  5. Обучение построению рассуждений, умозаключений.

Цель и задачи (исследовательские)

Цель: установить связь природных и физических явлений с техническими решениями.

  1. Сформировать и развить теоретические представления об электричестве: познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток».
  2. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.
  3. Активировать познавательную деятельность воспитанниковс помощью лабораторной работы (эксперименты с использованием простейших предметов и материалов).
  4. С помощью электронного конструктора «Знаток», набора «В», промоделировать принципы работы базовых радиотехнических схем, а также схем цифровой электроники.

Проблемы и вопросы, которые предполагается проверить

  1. Где живет электричество?
  2. Почему электричество кусается?
  3. Как увидеть молнию?
  4. Почему наэлектризованные предметы могут двигаться?
  5. Почему лампочка светит?
  6. Что такое электрическая цепь?
  7. Что такое электрическая схема?
  8. Как звучит электричество?

Проведение исследования (методы, техники, средства)

Проект «Электричество- наш друг»

Типология проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: 1 месяц. Краткосрочный. Занятия проводятся во второй половине дня в течение 25-30 минут.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры- экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

-подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

-разработка группового проекта: конспектов занятий и игр –экспериментирование;

-подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности;

- подбор иллюстраций и детской литературы;

- оформление «детской лаборатории» в группе.

Этапы проведения проекта.

1.Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный)

  • Подготовка к работе педагогов (анализ методической литературы; подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Электричество, экспериментирование для дошкольников»; разработка перспективного тематического плана работы с детьми; подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
  • Сотрудничество с родителями(оформление информационно-просветительского материала в виде папок, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Электричество – наш друг»; разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов в домашних условиях; привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта – создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов, сбор информации, подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории)
  • Подготовительная работа с детьми (1.Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: что такое электричество; что такое лаборатория, её назначение.2. Экскурсия в «детскую лабораторию». Формирование у детей представления для чего нужны опыты и эксперименты. 3. Проведение опытов с объектами неживой природы:

2. Практический.

Планирование экспериментальной деятельности с детьми.

1.Выбрать объект исследования.

2.Подобрать необходимое оборудование.

3.Уточнить каким будет эксперимент: краткосрочным или долгосрочным. А) знать для чего проводится опыт; б)закрепить последовательность выполнения.

4. Вспомнить правила безопасности.

5.Прооводить эксперимент самостоятельно или с воспитателем.

6.Фиксировать результаты в карточках или альбоме.

7. Сравнить полученные результаты.

8. Провести анализ: оправдался ли ожидаемый результат; какой момент был самым интересным; в чем испытывали затруднение; повторить эксперимент ещё раз.

9. Домашнее задание.

Структура занятия –экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи.
  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы.
  7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
  8. Решение экспериментальных задач по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Работа с детьми.

Экскурсия в «детскую лабораторию»

Цель: уточнить представления о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Эксперимент «Волшебный шарик»

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.

Процесс: дети обращают внимание на «прилипший «к стене шарик. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменилось? (Шар падает , отлипает от стены). Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предложения проверяются действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, - и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда. Итог: от трения возникает статическое электричество.

Эксперимент «Волшебники»

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материалы: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, перышки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Процесс: воспитатель ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе? (Потереть тканью о волосы, одежду). Предложения дети оформляют в виде алгоритма и пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы (Фигурки прилипают к стеклу). Дети протирают стекло влажной тканью и смотря, что произошло с фигурками. (Фигурки упали на стол, «Электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.

Итог: при трении различных предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

Эксперимент «Что такое молния?»

Задачи: познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань; шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.

Процесс: воспитатель предлагает потереть два шарика о шерстяную ткань и затем положить их друг от друга). рядом. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Почему так происходит? (одинаковые заряды отталкиваются друг от друга). Воспитатель предлагает услышать звук издаваемый зарядами. Как можно услышать этот звук? Дети высказывают свои предложения. Прикрепляют большую металлическую скрепку к столу так, чтобы она стояла с помощью пластилина. Пластмассовую линейку натирают шерстяной тканью и быстро подносят к верху скрепки. Слышится треск. На что похож этот треск. Если дети затрудняются с ответом, то можно дать подсказку в виде загадки о молнии и громе. : В ходе работы дети получают ответы на вопросы: неужели гром и молния вызываются электричеством?; почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?; может ли молния зажигать лампочки в домах?

Итог: Гром и молния вызываются электричеством. Молния –это мощный кратковременный электрический заряд.

Эксперимент «Почему горит фонарик?»

Задачи: уточнить представления людей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Материалы: картинки с изображением электрического ската; коллаж «Электричество вокруг нас»; карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 4-6 лимонов, 8-10 отрезков медной изолированной проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для бумаги, иголка, разрешающие и запрещающие знаки при пользовании электричеством.

Процесс: воспитатель выясняет, знают ли дети животных, которые вырабатывают электричество. (Показ и рассказ об электрическом скате. Для чего ему нужно электричество?). Откуда человек получает электричество? (По проводам – кабелям с больших электростанций). Рассматривание коллажа «Электричество вокруг нас». Для чего человеку электричество? Электричество может быть опасным. Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете? Дети называют известные им правила, используя разрешающие и запрещающие знаки. А как поступает электричество в карманный фонарик? ИЛИ Почему горит карманный фонарик? (В нем есть батарейка. Значит, в батарейках есть электричество). Проверяем с помощью лампочки, приставляем её к батарейке. Опыт с необычной батарейкой: берем сухой лимон. Вставляем в лимон с одной стороны скрепку и прикручиваем к скрепке один проводок. Другой провод втыкаем в лимон чуть подальше от скрепки. Свободные концы прикладываем к контактам лампочки. Что произошло? (Лампочка загорелась?).

Итог: Людям необходимо электричество. Нужно знать правила обращения с электричеством. Батарейка – хранитель электричества.

Знакомство с электронным конструктором «Знаток». Цикл из 6 занятий по темам:

  1. Звук полицейской машины, пожарной машины, пулеметной стрельбы, кареты скорой помощи при разрыве провода.
  2. Проблесковый светодиодный сигнал для защиты от воров.
  3. Карета скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина, со световым и звуковым сигналом.
  4. Звук полицейской машины, кареты скорой помощи, пожарной машины.
  5. 5. Медленно моргающий светодиод. Предупредительный красный свет и звук пулеметной стрельбы.
  6. Тестер проводимости.

Задачи: познакомить с элементами электронного конструктора «Знаток»: светодиодом, интегральной микросхемой, резистором, транзистором., динамиком. Собрать схему «Звук полицейской машины при разрыве провода». формирование представления об электротехнических работах,
электромонтажных схемах, профессиональной деятельности, связанной с
электротехникой и электроникой (образовательная); развитие положительной
мотивации к трудовой деятельности; развитие внимания, умения
аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать в команде
(развивающая); воспитание уважительного отношения к профессиональной
деятельности, воспитание аккуратности, отзывчивости (воспитательная)
.Раскрыть понятие«электротехнические работы», «электроэнергия», "источники питания","источники освещения", "аналоговые приборы", , научить детей собирать схемы по чертежу, работать в
команде на общий результат; характеризировать способы организации
процесса профессиональной деятельности; развить положительную мотивацию
к профессиональной деятельности сфер "человек-знак", "человек-техника"

Процесс: Электронный конструктор «Знаток» позволяет изучать основы электроники от физической природы явлений, наглядно демонстрирует неразрывную связь между природой и техникой и позволяет на простых и наглядных примерах проиллюстрировать основные физические явления, используя модульный принцип, быстро построить и промоделировать принципы работы базовых радиотехнических схем, а также схем цифровой электроники. Наличие широкого спектра «оконечных» устройств позволяет
максимально мотивировать воспитанников и заинтересовать их в получении
конкретных результатов. Электронный конструктор «Знаток» – это большое количество схем для занятий. В конструкторе содержатся элементы, которые присутствуют практически во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, фото и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре.

Практическая работа. На монтажной плате собираем схему «Звук полицейской машины при разрыве провода» по инструкции. Динамик начнёт издавать звуки полицейской машины (рекомендуем последним подключать провод питания от батареи). Если замкнуть проводом выводы А и В, то звук сирены прекратится. Эту схему можно использовать как охранную сигнализацию. Аналогично собираем схему «Звук пожарной машины», «Звук кареты скорой помощи», «Звук пулеметной очереди» при разрыве провода.

Конечный продукт проекта: презентация и защита проекта «Первые шаги в электронике» детьми подготовительной группы на фестивале научно-технического творчества «Волшебная страна конструирования» среди воспитанников дошкольной образовательной организации.

Ожидаемые результаты

Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Губарькова Даниила, воспитанника МБДООУ д/с о/в № 9 "Влияние чистоты и порядка на душу человека"

Цели исследования: Выяснить, как влияет состояние порядка и беспорядка на настроение, чувства и работоспособность человека....

"Почему у таксы длинные уши и короткие ноги" исследовательская работа воспитанника

Оглавление Введение. 2Основная часть. 3Особенности породы собак «такса». 3История происхождения породы собак «такса». 4Интересные факты о таксах. 4Заключение. 6Списо...

" Как растения пьют" Исследовательская работа воспитанника старшей группы Судаева Даниила Андреевича

Как же растения пьют? Ведь у них нет рта, а только корни? Как вода сама течет вверх?На эти вопросы мы попробовали ответить, проведя ряд исследований.Первый опыт: наблюдаем осмос, вотрой опыт изучаем к...

Статья. Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций.

25 и 29 апреля 2019 года в городе проходил муниципальный этап конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций. В это...

Исследовательская работа воспитанников по теме "Удивительное молоко"

Результаты исследования детей, в какой среде быстрее скисает молоко....