Программа ознакомления старших дошкольников с родным городом «Люби и знай свою малую родину - Московский район»
проект (подготовительная группа)
Содержание:
Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городом
Условия реализации Программы
Педагогический мониторинг результативности реализации программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_oznakomleniyu_s_moskovskim_rayonom.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа ознакомления старших дошкольников
с родным городом
«Люби и знай свою малую родину - Московский район»
Содержание:
Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городом
Условия реализации Программы
Педагогический мониторинг результативности реализации программы
1. Пояснительная записка
Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма, любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание трудиться на благо. Базовым этапом формирования у людей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром через игру, предметную деятельность, труд, различные виды деятельность, свойственные дошкольному возрасту, а также с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Значение дошкольного детства в становлении личности огромно, важен этот период жизни человека и для формирования основ патриотических качеств. Проведенное анкетирование родителей, показало их заинтересованность в решении данной задачи, желание взаимодействовать по данной проблеме. Однако следует отметить, что данная задача решается не в полной мере.
Однако существует противоречие между необходимостью осуществления работы по ознакомлению с родным городом и отсутствием конкретной программы по ознакомлению с городом Казань, Московским районом, учитывающей особенности нашего родного города.
Данные противоречия высветили необходимость разработки Программы ознакомления старших дошкольников с родным городом, используя средства информационно-коммуникационных технологий.
Важность создания данной Программы в ДОУ была обусловлена:
- во-первых, потребностями в повышении уровня сформированности основ патриотизма у детей средствами ИКТ;
- во-вторых, запросами родителей;
-в-третьих, заинтересованностью педагога в решении данной проблемы.
В соответствии с этим была поставлена цель: разработать и апробировать Программу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным Московским районом, и одним из средств достижения поставленной цели будет использование ИКТ.
При выстраивании содержания Программы опираись на следующие принципы:
- принцип рационального сочетания различных видов деятельностей, включая в себя и средства информационно-коммуникационных технологий, характерных для дошкольного возраста;
- принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений, сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
- принцип доступности - отбор наиболее актуальных, доступных и интересных для детей дошкольного возраста знаний;
- учет местных условий и социокультурного пространства;
- интеграция и взаимопроникновение содержания во все разделы образовательной работы с детьми.
Практическая значимость разработанной Программы заключается в том, что ее внедрение позволит повысить уровень воспитанности основ патриотизма у старших дошкольников, окажет положительное на формирование духовно-нравственных чувств, при ознакомлении дошкольников с малой родиной.
Применение информационно-коммуникационных технологий будет способствовать повышению интереса к воспитанию и обучению, его эффективности, развивать ребёнка всесторонне. Использование в работе ИКТ позволит вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Новизна Программы состоит в систематизации подходов к ознакомлению дошкольников с Московским районом средствами информационно-коммуникационных технологий и их адаптации к условиям Московского района
В реализации Программы использовались возможности образовательного потенциала социума, что предполагало посещение детьми музея района, экскурсии детей к скверу Васильченко и достопримечательностям города, участие в городских праздничных мероприятиях.
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Цель и задачи Программы
Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям своего района, воспитание уважения и любви к родному городу, к его истории, природе родного края.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном городе, о его истории, культуре и природе, бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Воспитывать положительное отношение, любовь и чувство привязанности к малой родине.
3. Развивать навыки проявления положительного действенно-практического отношения ребенка к родным местам и окружающим людям.
3. Содержание Программы
Современные действующие программы дошкольного воспитания предполагают ознакомление со страной, традициями, геральдикой, городом. Однако ни в одной из программ педагоги не найдут конкретного материала, касающегося Московского района. И хотя в многочисленных публикациях даны рекомендации по ознакомлению детей с родным городом, воспользоваться ими в полной мере невозможно, поскольку каждый город имеют свои особенности. То, что «работает» для воспитания детей в одном городе, не совсем подходит в другом.
Существующие на сегодняшний день рекомендации советуют начинать работу с близкого, понятного дошкольнику, содержания. Согласно этому, в содержании патриотического воспитания уместны такие темы как: «Мой дом, моя семья», «Наш детский сад», «Родной город», «Родная природа», «Защитники Отечества», «Народное творчество». Конкретизировать эти разделы необходимо, учитывая современную образовательную ситуацию нашего города.
Опираясь на возрастные особенности детей дошкольного возраста, в программе выделены особенности воспитания патриотизма, характерные для данного возрастного периода.
1. Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками.
2. Воспитание патриотизма у дошкольников предполагает воспитание любви, привязанности к малой родине, к тому месту, где ребенок родился, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране. Чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей расширяется и углубляется от встречи и общения с другими взрослыми жителями дома, города, работниками детских садов и других учреждений, с которыми соприкасается ребенок, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края.
3. Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера и в семье, и в детском саду. Необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям, творческим ремеслам предков русского и татарского народов, народным умельцам и мастерам, живущих в нашем городе.
4. Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе мы отводим особую роль в воспитании патриотизма, т.к. она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, т.к. может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Таким образом, особенностями содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста, по моему мнению, являются:
- формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
- воспитание чувства сопричастности к своему городу, уважения к труду людей, чувство гордости за достижения родного города, интереса к его прошлому и настоящему и т.д.;
- развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношении к природе родного края.
Учитывая возрастные особенности психического и личностного развития ребенка, ориентируясь на сложившиеся в отечественной педагогике традиции патриотического воспитания дошкольников, были определены следующие темы: родной дом (семья), родной край (город), история родного края, защитники Отечества, знаменитые соотечественники, труд взрослых, народное творчество, поэзия, родная природа.
Таким образом, раскрывая детям красоту родной природы, формируя любовь к родному дому; воспитывая бережливость по отношению к вещам, природе; формируя готовность трудиться на благо своей группы и товарищей; воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формируя действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине.
4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение включает в себя:
1. Перспективное планирование работы с детьми по ознакомлению детей с родным районом.
В плане отражена последовательность реализации содержания технологии. План составлен на два года, содержание работы распределено помесячно, структурировано по темам, в соответствии с которыми подобраны формы и методы.
2. Конспекты организованной образовательной деятельности, посвященной ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным Московским районом, в том числе с использованием ИКТ, в соответствии с перспективным планом.
3. Перечень тематических альбомов по родному району, городу и краю. Тематика альбомов разнообразна, она тесно связана с перспективным планированием. Часть альбомов составляется совместно с родителями.
4. Подборка стихотворений о родном городе, стихотворений местных поэтов «Мой любимый город».
5. Подборка дидактических игр по ознакомлению и закреплению знаний о родном городе у старших дошкольников «Игротека». Игры подобраны с учетом тем Программы, часть из них авторские.
6. Познавательно-информационные мультимедийные презентации о родном Московском районе: «Московский район с удивительной судьбой», «Московский район– район мой родной» и др.
8. Обучающие и игровые мультимедийные презентации о Московском районе, составленные педагогами.
5. Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городом
Система взаимодействия с детьми в процессе духовно-патриотического воспитания включает в себя формы прямого и косвенного воздействия на ум и чувства детей. В качестве прямых форм взаимодействия я рассматривала ООД, посвященную ознакомлению с родным городом с использованием информационно-коммуникационных технологий: создание мультимедийных тематических альбомов, создание презентаций, компьютерных игр. Также были использованы формы косвенного взаимодействия, к ним были отнесены формы совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей. В их число были включены: выставки, работа в книжном уголке, продуктивная деятельность (изобразительная, изготовление макетов, схем, карт), труд, целевые прогулки и экскурсии, экологические акции, досуги.
Формы работы по выделенным темам подбирались таким образом, чтобы они затрагивали ум и сердце ребенка, чтобы они были близки их личному опыту. В качестве примера приведём некоторые из них.
При воспитании чувства привязанности к родным, к семье, к родному дому и детскому саду использовались такие формы:
– проведение совместных досугов «Папа, мама и я»;
– создание мультимедийного семейного фотоальбома и демонстрация слайдов в ходе ООД, «Активный отдых на природе»;
– создание альбома и презентация слайдов: «Моя семья»;
- выставки рисунков на темы «Моя семья», «Моя мама», «Мой детский сад», «Любимые места города» и т.п.;
– совместная трудовая деятельность детей и родителей по благоустройству детского сада и т.п.
Для ознакомления детей с родным городом были отобраны такие формы:
- экскурсии и целевые прогулки по улицам города;
- выставка семейных фотографий «Наши прогулки по любимому городу»;
- создание на основе выставки мультимедийного альбома: «Гуляем по городу всей семьёй»;
- составление альбома «Наши славные земляки»;
- встречи с известными людьми города;
- подборка материалов на тему «Свободный родной»;
- создание тематических мультимедийных альбомов на тему: «Мой Московский район», «Московский район – район с удивительной судьбой»; «Здания родного города», «Московский район спортивный», «Московский район праздничный » и др.
- Создание развивающих игр по родному городу: «Собери герб нашего города», «Где мы были, мы не скажем, а лучше вам покажем», «Знаешь ли это место?» и др.
Формы работы по эстетическому и заботливому отношению к родной природе:
- совместная деятельность детей и взрослых по оказанию помощи птицам, уходу за деревьями, комнатными растениями;
- участие в конкурсе огородов;
- создание мультимедийных альбомов: «Природа Казани», «Растения, животные, птицы нашего края»;
- альбом фотографий и рассказов «Наши домашние любимцы»;
- целевые наблюдения за объектами природы;
- развлечения «Любимые времена года», «Зимние забавы» и т.п.
- конкурс «Покормите птиц зимой» (на лучшую кормушку).
Формы приобщения детей к культурному наследию:
- выставки прикладного творчества;
- организация выставок (вернисажей) репродукций картин казанских художников;
- составление мультимедийных альбомов «Архитектурные памятники Казани»; «Праздничный город»: «С днём рожденья, любимый город!»; «Творчество казанских рукодельниц»;
- экскурсии в музеи, библиотеку.
Выбор средств и методов ознакомления детей с родным городом, на мой взгляд, должен быть обусловлен особенностями выполняемых функций социальных знаний. Коль скоро социальные знания несут в себе информационное, эмоциональное и побудительное предназначение, то и средства и методы формирования этих знаний должны соответствовать всем трем функциям.
К таковым средствам были отнесены:
- окружающая природная среда;
- художественная литература, игра, труд, изобразительная деятельность;
- иллюстрации, фотографии, отражающие фрагменты прошлого и настоящего нашего края по всем тематическим блокам;
- предметно-развивающая среда;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - компьютер, интерактивная доска и средства мультимедиа.
Одна из форм ознакомления детей с родным городом – организованная образовательная деятельность.
Применение компьютерной техники делает работу с детьми привлекательной по-настоящему современной, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
6. Условия реализации Программы
Для реализации Программы были необходимы следующие условия:
- интеграция и согласование воспитательных воздействий педагога и родителей в процессе ознакомления с родным городом средствами ИКТ с целью создания единого образовательного пространства;
- создание предметно-развивающей среды;
- разработка программно-методического обеспечения.
Работа по ознакомлению с родным городом требует единства со стороны педагога и родителей. Исходя из этого, Программа включает, с одной стороны повышение компетентности педагога в этих вопросах, (совершенствование уровня его педагогического мастерства, знаний о средствах и методах патриотического воспитания, умению работать с информационно-коммуникационными технологиями), а с другой – расширения педагогического кругозора родителей в области ознакомления детей с родным городом. Это позволяет интегрировать и координировать усилия детского сада и семьи по реализации содержания Программы.
В работе с родителями главной целью было сделать их единомышленниками. Для этого стремилась создать мотивацию их участия в процессе формирования у детей знаний о родном городе.
Предметно-развивающая среда в группе включает в себя:
символику города, области, страны;
фотоальбом с интересными местами города, области, страны;
развивающие и дидактические игры «Сложи картинку о городе», «Загадки о родном городе», «Где я живу?», «Кому что нужно?», «Весна в лесу», «Узнай по описанию», «Знатоки» и др.;
методические разработки «Моя семья», «Улицы нашего города», «Путешествие по городу», «Гуляем по городу всей семьёй» и др.
тематические мультимедийные альбомы Казань – город с удивительной судьбой», «Казань спортивная столица Татарстана», «Праздничный город», «С днём рождения, любимый город!», «Памятные места города», «Наши защитники», «Прикладное творчество казанских рукодельниц», «Природа Приволжского федерального округа» и др.
стихи, песни о Казани,
стихи и песни казанских авторов;
картины местных художников о Казани и его окрестностях;
иллюстративный материал о природе родного края.
уголок патриотического воспитания.
Сроки реализации Программы
2 года
7. Педагогический мониторинг результативности реализации
Программы
Ожидаемый результат реализации Программы:
Дети:
Обогащение и систематизация знаний детей об истории города и его культуре. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.
Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
Развитие связной речи, обогащение словаря (ребенок-экскурсовод)
Духовно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
Воспитатели:
Разработка конспектов ООД
Практический материал по всем видам деятельности
Разработка и изготовление игр и пособий по теме
Родители:
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме
Участие семей воспитанников в совместных мероприятиях и акциях
Активное участие в конкурсах и выставках
ЛИТЕРАТУРА
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сера, 1999.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: Аркти, 2007.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. М: Бином.
- Богачева И.В. Мое Отечество – Россия. – М.: Гном и Д., 2004.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: Аркти, 2004.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, 2008.
- Комратова Н.Г, Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу – М: Сфера, 2014.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2011.
- Роберт И.В. , Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М: Школа-пресс, 2012 г
- «С чего начинается Родина?»//Управление ДОУ, № 6-2003 г.
- Селевко Г.К. Использование информационных технологий с целью повышения мотивации учебной деятельности. М.: Школа-пресс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность
В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....
Ознакомление старших дошкольников с родным городом
Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению детей с Москвой....
Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»
В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...
Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)
Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...
Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"
В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...
Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»
Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом....
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....