Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Вахидова Маргарита Дмитриевна

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного города, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

         Цель данной работы – воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным городом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 16»

Вахидова М.Д.

«Нижнекамск мой –

частица Отчизны…»

Методическая разработка по ознакомлению

старших дошкольников с родным городом

               

                                         

                                           

«Любовь к Родине начинается с восхищения красотой того, что видит перед собой ребенок, чем любуется, во что вкладывает частицу своей души…»

В.Сухомлинский.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Пояснительная записка
  2. Введение
  3. Перспективный план по ознакомлению детей с родным городом (старший дошкольный возраст)
  4. Приложение (конспекты занятий, интеллектуальных игр, сценарии праздников, развлечений; лекторий, консультация для родителей; диагностика детей, информационный материал в помощь воспитателю, стихи).
  5. Литература

Пояснительная записка

         В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

         Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

         В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного города, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

         Цель данной работы – воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным городом по следующим направлениям:

         В основу систематизации знаний о родном городе положена взаимосвязь между тремя блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» города. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

         В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным городом положены следующие принципы:

-  краеведческий (региональный);

- интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности (Н.Ф.Виноградова);

-  культурологический – приобщение детей к истокам культуры;

- наглядности;

- доступности;

- целостности;

- гуманности.

         Любой край, город неповторимы. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

         Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии, целевые прогулки по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

         Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех ;

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

         Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление панно, поделок, альбомов, тематическое рисование).

         Необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, фотографии, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, орудия труда, посуду и т.д.). Для этого желательно посещение музеев, организация этнических музеев и комнат в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

         Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом,  особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом мы использовали следующие методы и приемыследующее.

  • Сопровождение рассказа наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, иллюстрациями и т.д.
  • Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа с целью активизации их внимания, побуждения  узнать что-то самостоятельно.
  • Использование доступной детям лексики, объяснение значения незнакомых слов;

         Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

         Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Нет сомнений в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

         Предложенная методическая разработка решает ряд задач:

- используя разнообразные методы и приемы, осуществлять комплексный подход к ознакомлению детей с особенностями города Нижнекамска, его историей, культурой, природой;

- воспитывать у детей любовь и интерес к родному городу, его прошлому и настоящему;

- способствовать развитию у детей чувства уважения к людям разных профессий и национальностей, проживающих в городе, воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, культурным ценностям родного города;

- формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

         Методическая разработка рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста, но может быть адаптирована и для детей более младшего возраста.

         Материал отражает комплекс краеведческих сведений об истории, культуре, населении, природе и экологии родного города, представленных в перспективном плане. План разработан с учетом различных видов деятельности с детьми и родителями: познавательные занятия, целевые прогулки и экскурсии, игровая  и творческая деятельность. Занятия включают в себя информационный материал о городе Нижнекамске. Работа по данному проекту продолжается в процессе жизнедеятельности детей в течение дня. Для выявления результативности усвоения учебного материала предлагается диагностическая карта и вопросники по теме.

Перспективный план

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с родным городом

Месяц

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

Целевая прогулка по территории детского сада. Составление рассказов «Мой люби-мый детский сад»

Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно наблюдать приметы лета, и уже заметны признаки осени. Упражнять в назывании растений, произрастающих на территории детского сада. Развивать наблюдательность, речь детей. Воспитывать любовь и бережное отноше-ние к родным местам.

Экскурсия к школе. Знакомство со школьным двором.

Продолжать знакомить детей с близлежащими объектами. Расширять знания о школе. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать. Воспитывать

Рассматривание альбома «Наш Нижнекамск»

Продолжать расширять знания детей о достопримечательностях Нижнекамска. Побуждать детей к стремлению пополнять материал о родном городе.

НОД «Знакомство с гербом города  Нижнекамска».

Познакомить детей с гербом родного города. Рассказать о природных богатствах родного края. Воспитывать любовь к родным местам и чувство гордости за его достижения.

Игра-путешествие «С любовью по родному краю»

Закреплять полученные знания о родном городе, его достопримечательностях. Воспитывать дружелюбие, развивать интерес к деятельности.

Рассматривание элементов татарского орнамента.

Аппликация «Узор на полосе»

Познакомить детей с основными цветочными и лиственными мотивами растительного орнамента. Формировать представление о цветовом оформлении татарского орнамента, о характер-ных сочетаниях. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к народным традициям.

Октябрь

Целевая прогулка по улице Корабельной. Рассказ «Почему улица так называется?»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Рассказать об истории возникновения названия улицы. Развивать интерес к истории родного города.

Экскурсия в библиотеку.

Познакомить детей с библиотекой, профессией библиотекаря. Воспитывать интерес и бережное отношение к книге, чувство уважения к труду людей.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Беседа «Животный мир родного края».

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Расширять и уточнять знания детей о животном мире родного края. Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу Татарстана. Выяснить причины исчезновения животных. Формировать научные знания о природе как среде обитания человека и животных. Закрепить умение классифицировать животных на основе общих признаков. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Знакомство с творчеством татарского поэта М.Джалиля.

Продолжать знакомить детей с биографией и творчеством Джалиля. Воспитывать интерес к творчеству великого татарского поэта, чувство национальной гордости.

Рисование по мокрому «Осенний город»

Познакомить с техникой рисования по мокрому листу. Учить отображать увиденное, свои впечатления в рисунке. Развивать творческую инициативу, умение замечать красивое рядом.

Ноябрь

Целевая прогулка по улице Юности.

Познакомить с улицей Юности. Поддерживать стремление детей объяснить название улицы.

Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков.

Экскурсия к памятнику погибшим милиционе-рам (возле здания УВД)

Рассматривание кукол в русских и татарских национальных костю-мах.

Дидактическая игра «Сложи узор».

Продолжать знакомить детей с предметами национальных костюмов татар и русских; с предметами декоративно-прикладного искусства, их особенностями. Закреплять названия элемен-тов татарского и русского орнаментов, их харак-терных цветовых сочетаниях. Вызвать интерес к предметам национальной одежды, украшениям.

Рисование «Укрась фартук».

Развлечение «Русские посиделки».

Закреплять у детей знания о народных традициях. Развивать интерес к народному творчеству, фольклору. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему народу.

Переписка с детьми из детского сада города Альметьевска.

Вызвать у детей желание узнать о другом городе, его жителях. Учить составлять коллективные письма, рассказывать о своем родном городе.

НОД: итоговая беседа об осени (в форме КВН с использованием элементов ТРИЗ)

Обобщить и систематизировать знания детей об осеннем периоде. Закрепить знания о труде людей осенью. Развивать умение анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения. Воспитывать активность, старание, желание победить; любовь и бережное отношение к природе.

Выкладывание из косточек, семян, крупы панно «Моя улица».

Поддерживать стремление к самостоятельной деятельности в изготовлении предметов. Развивать творческую инициативу, эстетический вкус.

Декабрь

Целевая прогулка по проспекту Химиков.

Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Рассказать об истории возникновения названия улицы. Развивать интерес к истории родного города, его людям.

Экскурсия в городской парк имени Г.Тукая.

Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать у детей умение любоваться красотой природы родного города.

Беседа «Люди нашего города»

Продолжать знакомить детей с историей родного города, его людьми. Закреплять названия профессий. Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, желание беречь свой город, оказывая посильную помощь в его благоустройстве.

Аппликация (коллективная) «Нижнекамск зимой».

Познакомить детей с мозаичной аппликацией. Учить составлять коллективное изображение. Развивать ассоциативное мышление и воображение. Воспитывать эстетические чувства.

НОД «Тайна воздушного пузырька».

(с элементами ТРИЗ, экспериментирования)

Познакомить детей со свойствами воздуха. Раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных и человека. Показать, что воздух легко обнаружить. Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием живой природы и чистотой воздуха. Подвести к понима-нию необходимости сохранения воздушной среды. Развивать элементы логического мышления, диалогическую речь, экологические представления. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять и беречь ее.

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Закреплять названия строительных профессий и их действия, названия необходимых предметов. Развивать коммуникативные умения и навыки, игровые действия.

Январь

Целевая прогулка к снежному городку, городской елке.

Понаблюдать за красотой зимнего пейзажа родного города. Рассмотреть ледовые и снежные постройки. Отметить труд людей, их фантазию и творчество. Создать радостное, бодрое настроение.

Беседа «Растительный мир наших мест».

Расширять и уточнять представления детей о растительном мире родного края. Формировать научные знания о природе как среде обитания человека и растений. Привести примеры рацио-нального использования растений человеком. Показать красоту окружающей природы. Воспи-тывать чувство любви к ней. Преодолевать потре-бительское отношение к природе, формировать потребность и желание жить в гармонии с ней.

Рисование  «Ночной Нижнекамск» (граттаж)

Познакомить с новой техникой рисования – граттажем. Учить отображать увиденное в рисунке. Развивать творческое восприятие, фантазию.

Развлечение «В гостях у бабушки».

Дидактическая игра «Помоги Гульназ»

Продолжать знакомить детей с бытом татарского и русского народов. Обратить внимание детей на то, что предметы быта – это труд, творчество людей. Вызвать интерес к народным традициям. Развивать умение сравнивать. Воспитывать чувство уважения к старшим, желание больше узнать о прошлом народов, населяющих нашу республику.

Интеллектуальная игра «Звездный час» (совместно с родителями)

Обобщить и систематизировать знания детей о растениях, животных, обитающих в Татарстане; умение их классифицировать. Учить выполнять правила игры. Развивать быстроту мышления, наблюдательность, память, речь, внимание. Фор-мировать эмоционально-положительное отнош-ение к красоте и богатству малой Родины. Воспитывать чувство товарищества, уважения к партнерам, соперникам, честность, стремление победить, активность.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Закреплять знания о профессиях детского сада. Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться и распределять роли. Воспитывать любовь к родному детскому саду, интерес к деятельности.

Февраль

Экскурсия в этнический музей детского сада.

Продолжать знакомить детей с экспозицией музея детского сада. Развивать интерес к музею, жела-ние больше узнать о родном крае.

Рассказ воспитателя «Город-труженик»

Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Вызвать интерес к труду взрослых (беседы о профессиях родителей). Воспитывать уважение к людям труда, желание беречь родной город, вносить посильный вклад в его благоустройство.

Конструирование из конструктора «Лего» - «Улицы Нижнекамска».

Развивать конструкторские способности, творческую инициативу, ассоциативное мышление и воображение. Воспитывать интерес к профессии архитектора.

Составление рассказов детьми «Любимый город». Оформление книжек-самоделок.

Продолжать учить составлять описательные рассказы и рассказы из личного опыта, соблюдая структуру рассказа. Развивать монологическую речь. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за его достижения.

Чтение стихов М.Джалиля.

КВН «Творчество М.Джалиля». Выставка в книжном уголке «Поэт-герой».

Закрепить знания о жизни и творчестве татарского поэта-героя. Формировать интерес к поэзии. Воспитывать чувство гордости за поэта-земляка, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Развлечение «А ну-ка, папы!» (ко Дню защитников Отечества): участие взрослых и детей.

Создать настроение праздника. Способствовать

сплочению, развитию доброжелательности в отношениях взрослых и детей. Воспитывать чувство сопричастности к общественным праздникам

НОД: итоговая беседа о зиме.

(с элементами ТРИЗ)

Конкретизировать и обобщать знания детей о зиме. Закреплять знания детей о снеге, зависи-мости его свойств от погодных условий. Система-тизировать знания детей о жизни животных в зимний период. Расширять представления детей об охране природы. Развивать эстетические чувства, выразительность речи, логическое мышление. Учить делать выводы, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями. Воспитывать любовь к природе, умение любоваться зимним пейзажем родных мест.

Сюжетно-ролевая игра «Мы встречаем гостей»

Закреплять умение правильно сервировать стол, упражнять в названии предметов посуды. Воспитывать вежливость, дружелюбие по отношению друг к другу.

Март

Экскурсия в городской музей. Рассказ о художниках, поэтах Нижнекамска.

Познакомить детей с городским музеем. Расширять знания о родном городе, его людях,  их творчестве. Воспитывать эстетический вкус, речевой и поведенческий этикет.

Чтение произведений писателей, поэтов Татарстана.

Продолжать знакомить детей с творчеством писателей и поэтов республики Татарстан. Развивать интерес к книжной графике. Воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к книге.

Автобусная экскурсия на реку Кама.

Формировать навыки экологически правильного и безопасного поведения во время пребывания на реке. Способствовать умению любоваться красо-той реки; понимать необходимость бережного отношения к рекам. Закреплять названия речных рыб. Продолжать формировать чувство уважения к людям труда.

НОД «Кама-красавица, Кама-труженица».

Беседа «Транспорт нашего города».

Закреплять знания детей о транспорте и профес-сиях, связанных с транспортом. Развивать умение классифицировать транспорт по общим признакам. Развивать умения и навыки действия по определенным игровым правилам.

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт. Путешествия».

Интеллектуальная игра «Счастливый случай» (с родителями и детьми)

Расширять и закреплять знания об окружающем, о родном крае. Развивать быстроту мышления, логическое и образное мышление, речь. Воспи-тывать чувство взаимопомощи, взаимопонимания между взрослыми и детьми, интерес к природе, истории родного края.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Упражнять в назывании профессий, предметов и действий, связанных с определенной деятельностью.

Апрель

Целевая прогулка по ул. Тукая, к памятнику Г.Тукаю.

Познакомить детей с улицей, которая носит имя Г.Тукая. Продолжать знакомить с достопримечательностями города Нижнекамска (памятником Габдулле Тукаю). Расширять и закреплять знания детей о Г.Тукае, его творчестве.

Воспитывать интерес к творчеству великого татарского поэта, чувство национальной гордости.

Тематический вечер, посвященный дню рож-дения Г.Тукая.

Выставка детских работ «По мотивам произведений Г.Тукая».

Этическая беседа «Наши добрые дела»

Воспитывать стремление совершать добрые дела на благо города, его людей; чувство ответствен-ности за все, что происходит в городе, сопричаст-ности к этому.

День Земли. Тематическое развлечение.

Создать у детей приподнятое, торжественное настроение. Закреплять знания о природе, знание пословиц, поговорок о лесе, земле. Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природе, чувство ответственности, заботы за свою планету.

Экологическая акция «Сделаем город чище»

Составление с детьми макета микрорайона. Составление маршрутов «Дом – детский сад», «Интересная дорога».

Закреплять знания детей о своем микрорайоне. Учить использовать в работе природный, бросовый материал. Воспитывать умение работать сообща при создании единой композиции.

Сюжетно-ролевые игры «Стройка», «Магазин».

Закреплять названия профессий, их трудовые действия. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание подражать им, справедливость, дружелюбие.

Май

Тематическое мероприятие «День Победы – светлый праздник».

Экскурсия к Вечному огню.

На примерах истории формировать правильное отношение детей к войне.

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам, справедливость, стремление быть похожими на героев.

Обратить внимание на цветы у памятника.

Целевая прогулка в автогородок.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закрепить ранее полученные знания и умения по ПДД.

Брейн-ринг «Знатоки родного края».

Выявить знания детей о живой и неживой при-роде, о быте русского и татарского народов, о родном городе. Развивать быстроту мышления, память, умение отвечать полным ответом. Воспитывать чувство товарищества, взаимопо-мощи, умение слушать и дополнять ответы товарищей.

Рисование «Цвети, мой край родной!»

Развивать творческую инициативу, самостоятель-ность в выборе материала. Воспитывать любовь и трепетные чувства к природе родного края.

Итоговая беседа о весне.

(с элементами ТРИЗ)

Закреплять и систематизировать знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, о деятельности человека в весенний период. Использовать в речи пословицы, по-говорки, народные приметы. Развивать память, наблюдательность, умение отражать в речи свои впечатления . Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к народному меткому слову.

День семьи. Физкультурный досуг «Спортивная семья».

Выставка поделок «Умелые руки не для скуки»

Учить поддерживать общенародные традиции. Развивать творческие способности, игровые навыки.  Развивать интерес к истории семьи. Способствовать укреплению внутрисемейных связей. Воспитывать доброту, уважение к старшему поколению, чувство заботы, любви к близким людям.

Составление рассказов детьми «Моя семья». Составление генеалогического древа.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Июнь

День защиты детей. Праздничный концерт.

Рисование на асфальте цветными мелками «Счастливое детство».

Создать у детей радостное, праздничное  настроение. Дать элементарное представление о проводимом празднике.

Целевая прогулка в сквер.

Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе. Развивать у детей умение любоваться красотой природы родного города.

Праздник «Сабантуй».

Продолжать учить поддерживать общенародные традиции. Развивать ловкость, быстроту, меткость. Воспитывать интерес к народным праздникам, истории их возникновения.

Изготовление книжек-самоделок «Город моей мечты»

Способствовать развитию творческих способностей, самостоятельности, выдумки. Учить воплощать свои замыслы в продуктивной деятельности. Воспитывать патриотические чувства.

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Поликлиника».

Развивать игровые умения и навыки. Закреплять названия профессий, связанных с данными темами. Воспитывать речевой и поведенческий этикет.

Июль

Летний спортивный праздник.

Воспитывать интерес к традициям детского сада. Создать радостное, праздничное настроение. Развивать физические качества.

Конкурс «Юные строители» (постройки из песка, природного материала).

Развивать конструкторские способности, творческую инициативу, ассоциативное мышление и воображение. Воспитывать интерес к профессии архитектора, строителя.

Вечер подвижных игр народов Поволжья.

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями народов Поволжья посредством подвижной игры. Развивать ловкость, меткость, быстроту. Воспитывать толерантные чувства.

Изготовление мозаичных панно «Мой двор», «Моя улица», «Мой детский сад»

Продолжать учить составлять коллективное изо-бражение. Развивать ассоциативное мышление и воображение. Воспитывать эстетические чувства.

Беседа «Где живет вода?»

Познакомить с круговоротом воды в природе. Закреплять знания о разных состояниях воды. Воспитывать бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу.

Автобусная экскурсия по городу.

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт-пешеходы».

Продолжать знакомить детей с родным городом. Показать своеобразие архитектурных строений, природы. Воспитывать чувство гордости за свой город, любви и бережного отношения к нему.

Август

Пешеходная прогулка в городской парк.

Продолжать знакомить детей с миром природы, создаваемым человеком и поддерживаемым его трудом. Закреплять правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Конкурс поделок из природного и бросового материала «Юные архитекторы».

Создать у детей настроение сопричастности к проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню рождения города.

Закреплять представление о достопримечательностях родного города.

Активизировать речь, творческое мышление, память.

Развивать интерес к истории и традициям родного города.

Воспитывать доброе, уважительное отношение к творению рук человеческих, желание создавать красивые поделки.

Способствовать творческой самореализации детей.

Изготовление альбомов, папок о городе Нижнекамске.

Творческое сочинение детей и родителей «Родному городу посвящается».

Выпуск стенгазет, стендов ко дню рож-дения Нижнекамска.

Праздник «День республики, День города».

Фотовыставка «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

Выставка работ детей и взрослых «Праздничный город»

Сюжетно-ролевые игры «Путешествия по родным местам», «Театр».


ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ НОД

по экологии

в  форме игры «Звездный час»

в подготовительной к школе группе

Цели и задачи: Выявить знания детей о флоре и фауне Татарстана, родного города, элементах естествознания. Развивать быстроту мышления, ум, смекалку, речь. Воспитывать честность, стремление к победе, активность.

Материал и оборудование: дид.пособие «Стрелка времени», опорные сигналы, ноутбук, пректор, экран, слайды с изображением птиц, животных, растений; цветные символы (у всех детей), веера с цифрами, подносы, звездочки из цветного картона (за правильные ответы), мяч.

Ход: Дети стоят около воспитателя.

– Как можно приветствовать друг друга? Как можно поприветствовать друга при встрече с помощью жеста? (кивком головы, помахать рукой).

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Звездный час». Вам предстоит вспомнить очень многое - то, с чем мы знакомились на занятиях, прогулках, в играх. Вам будут предложены различные задания, вопросы, игры. Чтобы получить звезду, надо отвечать быстро и правильно. На  «Стрелке времени» видна последовательность нашей игры. Желаю всем успеха!

Начинаем с задания, где нужно в качестве ответа использовать цифры. Возьмите вееры.

1.Перед детьми слайд с картинами (пронумерованные):

а) 1- иволга, 2- пеночка, 3- соловей, 4- поползень, 5- зырянка.

Какая птица лишняя? Почему? (Поползень - зимующая птица).

С прилетом этой птицы в наших местах зацветает сирень и ландыш. Она мастерски ловит майских жуков и гусениц. (Иволга).

Эта красивая птичка просыпается вместе с зарей и поет рано утром.(Зарянка).

Б) Слайд: 1-журавль, 2-орел, 3-дятел, 4-сова, 5-воробей.

Каких из этих птиц можно отнести к хищным? (2,4).

Кого из птиц называют лесным доктором? (3). Почему?

Какие из этих видов птиц занесены в Красную книгу Татарстана?

(1,2,3,4).

В) Слайд: картины животных:

1-выдра, 2-волк, 3-бурундук, 4-лось, 5-тигр.

Какое из этих животных не обитает в Татарстане? (5).

Какие животные занесены в Красную книгу нашей республики? (1,3).

Какое животное самое крупное в наших местах? (4).

Какое животное относится к водным? (1).

Кого можно назвать «санитаром леса» (2).

Г) Слайд: картины растений:

1-подснежник, 2-черемуха, 3-сосна, 4-дуб, 5-ковыль.

Какое из этих растений наших лесов относится к хвойным? (3). Почему?

Какие из этих растений занесены в Красную книгу нашей республики? (1, 5).

Какое растение называют «шелковой травой»? (5).

Веточкой какого дерева можно очистить воду от бактерий?(2).

2.Дидактическое упражнение  «Да - нет» (с цветными символами).

Воспитатель произносит предложение, дети показывают ответ  цветным символом (красный– согласны с утверждением, синий– не согласны).

А) Паук – это насекомое (нет-синий круг)

б) Вода может быть твердой (да – красный круг)

в) Бобры – водные животные (да)

г) Земля имеет форму круга (нет)

д) Весной на полях идет посевная (да)

е) Растение- живое существо (да).

3. Дети выходят из-за столов и становятся в круг.

Игра с мячом в кругу  «Назови лекарственное растение».

4. А сейчас следующий этап. Я буду задавать вопросы, а вы должны давать полные, четкие и правильные ответы, чтобы получить звезду.

А) Какое животное изображено на гербе Татарстана? (Белый барс).

Б) Какие цвета есть на государственном флаге Татарстана?

В) За какое время Земля делает оборот вокруг Солнца? (за год).

Г) Назовите периоды развития лягушки. Как рождается лягушка?

  (Лягушка откладывает икру, из икринок появляются головастики,  затем у головастиков появляются задние ноги, потом- передние, отпадает хвост).

Д) Какие первоцветы встречаются в наших краях? (Подснежник, первоцвет, хохлатка, медуница и др.).

Е) Чем отличаются кролики от зайцев?

Ж) Чем может быть вода? (жидкостью, паром, льдом).

5. Сейчас вам предстоит такое задание: нужно закончить начатую мной пословицу, поговорку.

А) «Апрель с водой-…(май с травой).

Б) «Кто весной трудиться рад,…(будет осенью богат»).

В) «Май холодный -…(год хлеборобный»).

Г) «Весенний день -…(год кормит»).

Д) «Март неверен:…(то плачет, то смеется»).

6.Подведение итогов. Выявление лидеров.

Анализ. Понравилась ли вам игра? Какое задание было для вас самым интересным? А что было трудным? Хотелось ли вам еще принять участие в такой игре?

В качестве приза детям предлагается детская энциклопедия (в группу).

ЛЕКТОРИЙ

 для родителей на тему:

«Сохраним красоту природы»

В настоящее время остро стоят вопросы охраны природы, разумного и бережного отношения к ней. Вряд ли сегодня найдется человек, которому пришлось бы доказывать о том, что природу необходимо беречь. Но есть немалая разница между людьми, просто принимающими эту важную истину к сведению, и теми, кто хочет быть ревностным борцом за сохранение и приумножение природных богатств. Сознательное отношение всегда предполагает первоначальное овладение определенным багажом знаний. Важно прежде всего уяснить себе четко, чем является для человека природа, что дает она ему и в какой связи находится с самим фактом его собственного существования на Земле.

       Сегодня мне хотелось бы пробудить в каждом из Вас чувство ответственности за все живое и неживое на Земле и показать на примерах, что Ваше здоровье и здоровье планеты зависят от взаимоотношений с природой. Поймите, именно от нас с вами зависит жизнь реки, филина, белых лилий в пруду или одинокого дуба в поле. Достаточно разорить гнездо филина- и лес затихнет, некому будет шугануть мышей. Сорвешь для букета или венка лилии- и опустеет пруд, а вместе с ним и наша душа. Без особого труда можно срубит дуб или другое дерево, одиноко стоящее в поле. Вот он радовал глаз, и вдруг нет великана. Испорчен ландшафт, негде спрятаться пролетающей птице, высыхает бьющий рядом родник, увеличивается возможность образования оврага. Без дуба, филина, лилий в окружающей нас среде наступают изменения, практически необратимые, которые со временем ощутит каждый человек.

      Посмотрите, во что превратился наш городской пляж! Всюду пластиковые, стеклянные бутылки, пакеты, газеты и др. Кто мусорит? Мы с вами! А ведь этот мусор попадает в реку, идет дальше.

      Еще в 1970 г Жав Ив Густо заметил, что только за 20 лет жизнь мирового океана сократилась на 40%, а за 50 лет навсегда исчезли тысячи видов морских животных!

      Мировой океан превращается в бесплатную свалку. Уже полностью исчезли 25 наиболее ценных промысловых видов рыб. В Красную книгу занесено более 35 редких видов рыб Камского водного бассейна, в том числе белуга, стерлядь, форель, хариус …

      Так давайте уясним простую истину: в природе все взаимосвязано, и реки, и моря, и океаны живут в одной экосистеме. И если наносится вред Каме, то ущерб наносится всей экосистеме, всей природе. Естественно и другое- ущерб этот скажется на каждой стране, на каждом человеке.

      Хочется затронуть вопрос бережного потребления воды. Порой мы льем воду зря, не задумываясь о последствиях. Не стоит жить по принципу: «На мой век хватит». А как же ваши дети, внуки? Вот такой пример. Москва снабжается водой из специально прорытого канала из Волги. Когда в 80-е годы для покрытия нехватки воды инженеры хотели построить еще один канал, общественность восстала, спасла тем самым Волгу от окончательной гибели. Оказалось, что в городе бесхозяйственно тратится 30% воды.

      А теперь поговорим о лесе. Вы, наверное, знаете, почему леса называют «легкими Земли»? Один га леса поглощает в год как минимум  5 тонн углекислого газа и выделяет 10 тонн кислорода. За 1 час этот участок леса поглощает весь углекислый газ, который выделяют при дыхании 200 человек. Вырубка лесов приводит к опустыниванию. Леса России занимают почти четверть всех лесов планеты. Гибель лесов идет по нескольким направлениям. Во-первых, их интенсивно вырубают. Во-вторых, гибель леса происходит из-за загрязнения почвы, воды, атмосферы. В-третьих, леса гибнут от пожаров, от затопления местности, осушения болот, от войн. Человек губит гораздо быстрее, чем сажает. А ведь лес еще и регулятор круговорота воды, и именно он способствует накоплению влаги.

      Природа сама умеет бороться, поддерживать порядок и здоровье среди животного мира. Человек не должен нарушать законы природы и самопроизвольно убирать из нее какой-либо вид.  В борьбе с вредителями многие из вас пользуются химией. Ученые доказали: химическая борьба с насекомыми-вредителями и сорняками зашла в тупик. Многие вредители приспосабливаются к ядам. Случаи массовой гибели птиц от всевозможных ядохимикатов известны во всем мире. Особенно подвержены к отравлениям водоплавающие и хищные птицы. Есть много других способов борьбы с вредителями. Законы природы должны почитаться прежде всего. Гармония общества и природы состоит в их динамическом равновесии. Запомните, что ухоженную землю и чистый воздух имеет тот, кто этого хочет!

      Каждый человек на нашей планете выбрасывает за год примерно 1 тонну мусора. Но главные виновники в выработке отходов, конечно же, заводы-гиганты. Одна только крупная животноводческая ферма загрязняет природу, как город со 100 тыс жителей. Там, где есть промышленность и твердые и газообразные отходы, там распространены такие заболевания, как рак легких, бронхит, астма и др.

      Огромный вред окружающей среде наносит сжигание мусора. А ведь многое из мусора можно использовать вторично. Ученые подсчитали: в 11 млн. т мусора , вывезенного с предприятий, содержится 800 тыс. тонн стекла, 500 тыс. тонн различных металлов.

      О вреде свинца многие из вас знают. Увеличение концентрации свинца в организме ведет к замедленному умственному развитию. Один из источников свинца- выхлопные газы. Задумайтесь над этой информацией: вот, например, КАМАЗ работает на дизельном топливе. В его выхлопах нет опасного свинца. Выброс таких вредных веществ, как окись углерода, углеводорода на 50-90% ниже. Зато дизельный двигатель выбрасывает много сажи - 16-18 кг на 1 тонну отработанного дизельного топлива. Самые экологичные из топливных автомобилей- газовые. Газ лучше бензина смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает в двигателе, а значит и вредных веществ меньше.

      Мы говорили о потреблении воды. Сколько же воды потребляет наш химкомбинат? Водопотребление этого комплекса составляет 440 тысяч кубометров в час или в 20 раз больше, чем вся нефтедобывающая промышленность республики.

      Еще раз хочется напомнить, что потребность в природных ресурсах вечна, а вот останется ли что-нибудь внукам и правнукам? Учитесь беречь природу и ее богатства сами и учите этому своих детей. За нас с вами это никто не сделает. Спасибо за внимание!

     

АНКЕТА

для родителей на тему:

«Наш город».

1.Как Вы думаете, нужны ли ребенку в дошкольном возрасте давать элементарные знания о природе родного края, его истории, культуре?

2. Знает ли Ваш ребенок улицы родного города? Почему они имеют то или иное название?

3. Какие достопримечательности Нижнекамска Вы знаете?

4.Умеет ли Ваш ребенок любоваться природой? Замечает ли изменения, происходящие в природе?

5. Совершаете ли Вы совместно с детьми прогулки, экскурсии  по нашему городу? Как часто?

6. Знаете ли Вы знаменитых людей, которые жили или живут в нашем городе?

7. Посещали ли Вы совместно с ребенком городской музей? Что особенно Вам запомнилось?

8. Рассказывает ли Ваш ребенок о мероприятиях, проводимых в детском саду?

9. Как Вы думаете, нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства и с чего начинать?

10 Ваши пожелания педагогам, работающим с Вашим ребенком.

Диагностика детей.

         Главная функция диагностики – выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка. В диагностике важно увидеть не только результат, но и выстроить динамику его изменения.

         Обследование детей дает педагогу возможность:

- контролировать усвоение детьми дидактического материала и на основе полученных данных строить индивидуальную работу с детьми;

- уточнять эффективность используемых методов и приемов;

- подбирать новые формы организации детей;

- своевременно корректировать рабочие планы.

         При диагностике выделяются три уровня развития детей: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). В диагностической карте для наглядности можно обозначить уровень определенным цветом (3 балла – красный, 2 балла – зеленый, 1 балл – синий).

         Высокий уровень – знает название своего города и почему он так называется; называет свой домашний адрес; называет и узнает (по фотографиям) достопримечательности родного города, 4-5 улиц, проспектов (в честь кого или чего названы); знает и узнает герб Нижнекамска, природные богатства родных мест; Называет праздники, отмечаемые в городе. Бережно относится к окружающей природе, с желанием оказывает посильную помощь в благоустройстве города (участка детского сада).

         Средний уровень – знает название города, в котором живет, но не может сказать, почему он так называется. Называет свой домашний адрес. Затрудняется в назывании достопримечательностей города. Знает названия  улиц, проспектов, но не знает, в честь кого или чего они названы. Затрудняется в назывании природных богатств. Не всегда бережно относится к окружающей природе, оказывает посильную помощь в благоустройстве города (участка детского сада).

         Низкий уровень – путает название родного города с названием республики, столицы, не может точно назвать свой домашний адрес. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, его улицах и проспектах, о природных богатствах. С трудом называет праздники, отмечаемые в городе. Не проявляет бережного отношения к окружающему, без желания трудится на участке детского сада.

Вопросы по теме: «Наш родной город»:

  1. Как называется город, в котором ты живешь?
  2. Назови свой домашний адрес.
  3. Знаешь ли ты, почему твоя улица так называется?
  4. Бываешь ли ты во дворе? Что делаешь?
  5. Нравится ли тебе твой двор?
  6. Что бы ты сделал, чтобы твой двор, улица стали лучше?
  7. Есть ли в вашем городе озеро, река?
  8. Как называется река?
  9. Что ты видел на реке?
  10. Какие улицы, проспекты есть в вашем городе?
  11. В честь кого названы улицы Нижнекамска? Чем знамениты эти люди?
  12. Какие растения растут на улицах города?
  13. Какое место в городе тебе особенно нравится? Почему?
  14. Какие виды транспорта есть в вашем городе?
  15. Какие памятники есть в Нижнекамске?


Информационный материал о городе Нижнекамске

         Нижнекамск считается одним из самых красивых городов не только республики, но и страны. Он находится в удивительно красивом месте – на излучине реки Кама.

         Нижнекамск – город молодой, но намного старше история нашего края. Первое упоминание о нашем крае датировано 13 веком.

         В 15-16 веках угол между реками Кама и Зай, где сейчас находится Нижнекамск, был занят лесами Чулыманской тайги.

         Святой Ключ – местность, давшая название селу, расположенному на левом берегу Камы. В 1882 году купцы Стахеевы начали строить здесь роскошную дачу с домами городского типа. Стахеевы – династия крупных хлеботорговцев Нижней Камы 19-20 веков. Зерно вывозили во Францию, Италию и страны Средиземноморья. Они обладали мощным грузовым флотом на реке Кама и парком железнодорожных вагонов. Всего у Стахеевых  по Каме и Волге было 20 пароходов, 193 баржи.Известны и другие имена купцов-хлеботорговцев: Саитбатталова, Гирбасова, Халфина, Балесникова, Бушмакина.

         До революции на Святом Ключе находилась пристань, через которую шли пароходы Камского, Бельского, Вятского, Волжского пароходств. Между Елабугой и Святым Ключом ходил паром. Была здесь и рыболовецкая артель, добывающая в год до 5000 штук стерляди и 2000 сазанов.

         В 18 веке на карте края появились селения, названия которых напрямую связаны с Нижнекамском. Например, улица Чабьинская, Соболековская дорога и другие.

         В лесу поселка Красный Ключ и в Корабельной роще доживают свой век корабельные сосны, возраст которых достигает трехсот лет. Нижнекамские сосны в 18 веке вывозили крестьяне-лашманы на Казанскую верфь для строительства флота.

         24 августа 1958 года на Нижнюю Каму прибыл отряд изыскателей-первопроходцев. 23 декабря 1960 года был вбит первый колышек на месте строительства будущего гиганта нефтехимии на Нижней Каме. Так начинался Нижнекамск и его сердцевина – нефтехимический комбинат.

                 В феврале 1961 года деревня Ахтуба приняла первых строителей Нижнекамска. Проект города, созданный московскими архитекторами, получил золотую медаль на ВДНХ.

         Первопроходцев разместили в вагончиках. Стройка началась с одноэтажных деревянных бараков. Стали потихоньку расселять людей. Многие квартировали в окрестных деревнях: Чабье, Ахтубе, Афонасово, Соболеково, Дмитриевке, Ильинке. Некоторые сооружали землянки, деревянные будки. 8 марта 1961 года был сдан первый объект соцкультбыта «Клуб-столовая». Летом 1963 года стали сдаваться первые жилые дома: кирпичные, многоэтажные (в основном, пятиэтажные) по будущему проспекту Строителей.

         В 1966 году Нижнекамск получил статус города.

         31 июля 1967 года можно по праву назвать днем рождения нефтехимического комбината. Государственная комиссия подписала акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди центральной газофракционирующей установки (ЦГФУ). А 8 октября 1970 года с конвейера ленты цеха, завершающего цикл производства, сошли первые брикеты синтетического каучука, который так необходим для производства шин.

         Город рос и развивался вместе с комбинатом.  Градостроители воздвигают не отдельные дома, а целые комплексы, заботясь о том, чтобы каждый из них радовал глаз, был максимально благоустроенным и удобным для его жителей.

         Одна из первых улиц города – улица Юности. Старожилы помнят, что в начале 60-х Нижнекамск называли городом юности.

         Так как жизнь города связана с нефтехимиками, центральная улица носит название – проспект Химиков. Он пересекает город посередине. Это самая длинная улица, ее протяженность 11,5 километров. Проспект красив в любое время года: весной радует цветение яблонь, осенью – ярко-красные грозди рябин, зимой – белоствольные березки городского парка, заложенного ветеранами в честь 40-летия Победы, летом – зелень деревьев и разноцветье клумб. Только в 2004 году в городе высажено более 10 тысяч берез, рябин, елей, сосен и пирамидальных тополей.

         Проспект Строителей – одна из первых улиц города. Поворот дороги – и перед вами развертывается удивительная панорама уходящего вдаль бульвара, увековечившего талант и мастерство градостроителей. Стройные ряды пятиэтажных домов. Это первенцы города. В них – отпечаток архитектуры начала шестидесятых годов. Широкие полосы проезжей части проспекта и две трамвайные линии, обрамленные порослью зеленых насаждений, ведут к центру города.

         Улица Корабельная упирается в Корабельную рощу. Отсюда вывозили лес на Казанскую верфь, где по Указу Петра I строили корабли. Именно этот лес изобразил И.И.Шишкин на своей картине «Корабельная роща» вдоль Афонасовского оврага близ Елабуги в 1898 году.

         Улица Тукая (бывшая Солнечная) названа в честь татарского поэта Габдуллы Тукая. В 1991 году в сквере установлен памятник Г.Тукаю, изготовленный знаменитым скульптором Баки Урманче. Его имя носит улица и татарская гимназия № 2.

         В Нижнекамске в 11 микрорайоне есть улица Кайманова. Его именем названы улицы и в городах России, улица в селе Прости и местная средняя школа. Существуют два музея Н.Кайманова – в средней школе № 9 и музей боевой и трудовой славы в селе Прости. Никита Фадеевич Кайманов родился в этом селе. 26 августа 1941 года получил звание Героя Советского Союза. 22 июня 1941 года старший лейтенант Кайманов был дежурным на заставе. Когда на западной границе Родины загремели взрывы, он получил задание удержать врага силами трех застав из 146 человек. 20 дней и ночей каймановцы дрались с превосходящими силами немцев. За этот подвиг Никита Фадеевич был награжден Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя, а 46 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями страны. В 1972 году после тяжелой болезни Никита Фадеевич скончался. 9 мая 1984 года жена Кайманова присутствовала на открытии музея имени Н.Ф.Кайманова в селе Прости.

         Улица Бызова. Бызов Борис Васильевич – известный химик. Он открыл великую тайну – как нефть превратить в каучук. Он умер за 24 года до того, как люди стали возводить Нижнекамск и посчитали нужным назвать одну из улиц его именем.

         Сегодня Нижнекамск – один из самых чистых, красивых и зеленых городов. Достижения города, большие и малые, не пришли сами собой, они добыты пытливыми умами и умелыми руками наших тружеников. Нижнекамцы и сегодня делают то, чему удивляется целый мир. Дважды  - в 2001 и 2004 году - наш город завоевывал титул самого благоустроенного города России с населением до 300 тысяч человек. Правительственное жюри оценивало конкурсантов по 28 категориям. Главным критерием было создание максимально комфортных условий проживания людей.

         В 2002 году полностью отреставрирован Святой Ключ. Он стал обладателем 3 места на международном фестивале «Зодчество 2005» в номинации «Ландшафтная архитектура, городской дизайн и малые архитектурные формы». Фестиваль проходил в Москве. Среди участников более 500 объектов из России, Испании, Камеруна.

         Впечатляюща панорама сегодняшнего Нижнекамска, как и окружающая его природа, необъятная, с синевой высоких камских берегов вдали. Мы любим тебя, наш город, мы гордимся твоими достижениями, мы верим в твое светлое будущее!

        

Литература:

  1. Добров В.П. Из истории родного края. Нижнекамск, 1992 г.
  2. Зарипов М. Звездный час Нижнекамска. Казань, 1981 г.
  3. Игнатьев В. Нижнекамск – город нефтехимиков. Казань, 1975 г.
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (методические рекомендации). // Управление ДОУ, №1, 2005 г., с.55.
  5. Нижнекамск. Творческий проект И. Митрюшкиной. Фотоэтюды. Казань,

    2000 г.

  1. Павлова Л.И., Волобуева Л.М. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ, № 6, 2002 г., с.76.
  2. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание, № 6, 2003 г., с 45.
  3. Салтыкова Т.М. и др. Казаневедение. Программа по ознакомлению детей с родным городом с использованием технологии ТРИЗ. Казань, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

Ознакомление старших дошкольников с родным городом

Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой....

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН "О правах ребёнка" "Солнечный город"

Этот материал поможет закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивает интерес к собственным правам и обязанностям, формирует навыки социального поведения, воспитывает чувст...

Перспективное планирование по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)

Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Навашино (подготовительная группа)ЦельСпособствовать развитию нравственно - патриотических чувств у детей старше...

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Программа ознакомления старших дошкольников с родным городом «Люби и знай свою малую родину - Московский район»

Содержание: Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городомУсловия реализации ПрограммыПедагогический мониторинг результативности реализации программы...

Методическая разработка «Перспективное планирование на год по ознакомлению старших дошкольников с родным городом»

Данный материал позволяет воспитателям планировать работу с детьми старшего возраста на год по ознаколмлению с родным городом....