Мастер-класс Совместная исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру

Зайцева Мария Олеговна

Мастер-класс Совместная исследовательская  (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_eksperim_deyatelnost_ekologiya_vozduh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Совместная исследовательская  (опытно-экспериментальная) деятельность в группе старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Зайцева М.О.

Тема: «Свойства  воздуха» (не имеет цвета – прозрачен,  вкуса, запаха, приходит в движение, беззвучен – но является необходимым условием для передачи звуков, используется человеком в быту и производстве)

Задачи: 

- закрепить представления детей об известных им свойствах воздуха через самостоятельное проведение опытов;

- познакомить со свойствами вещества –  воздуха: движение, сила, используемые человеком в жизни.

Оборудование: магнитная доска, магниты, демонстрационные модели «Воздух»,  свистки, веера,  шприцы, воздушные шарики, крупа, карточки (диагностическое задание), карандаши, индивидуальные подносы, маленькие  листочки, блюдечки.

Структура совместной опытно-экспериментальной деятельности:

- Если мы с вами пришли в лабораторию, значит, сейчас мы - исследователи. А что мы будем  исследовать – вы скажите сами.

Демонстрационный опыт:  показ пакета, наполненного воздухом.

- Что находится в пакете?

Модель:

воздух (кружки – так обозначается на моделях)

-Почему нам кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачен, невидим)

ВЫВОД:   воздух прозрачен, невидим

 - Это первое свойство воздуха, обозначим его на модели так…

Модель:  воздух прозрачен – не имеет цвета

Загадка:

Что за невидимка

                   с листочками играет:

То их поднимает, то их опускает,

То их в хоровод поставит-

Весело плясать заставит?

Что за невидимка, дети?

Подскажите! Это… (ветер)

- Что такое – ветер? (передвижение теплого  и холодного воздуха- с поверхности земли и водоёмов вверх и вниз). То есть ветер – это и есть наш невидимка – воздух.

- По каким признакам в природе мы определяем движение воздуха? (гнутся деревья, поднимается пыль).

- Хотите отправиться на поиски невидимки, хотите попытаться увидеть его, услышать, почувствовать, не выходя из помещения?

Опыт № 1: как можно ощутить воздух?

 - веер, обмахивание

Опыт № 2:  как можно увидеть движение  воздуха?

- веер, бумажки (маленькая и большая – ветер слабый, сильный)

Опыт № 3:  

- надуть шарик, закрутить кончик, отпустить

- Где человек использует это свойство – силу воздуха? (воздухоплавание)

Модель:    воздух движется, имеет силу

ВЫВОД:  воздух движется, двигает предметы,  имеет силу

Опыт № 4: имеет ли воздух собственный запах? (баночки – с чесноком, с духами)

-Как вы думаете, где у нас спрятан воздух?  (баночки – с чесноком, с духами)

- открыть по очереди  баночки

- Это запах воздуха? А если в баночку спрятать чеснок, каким запахом наполнится воздух?

ВЫВОД: воздух не имеет собственного запаха

Модель:  воздух не имеет собственного запаха – нос со знаком вопроса

Опыт № 5:  может ли воздух занимать место, сопротивляться?

- в большую банку с подкрашенной водой опустить вторую, меньшую по размеру

- Что не пускает в банку воду, ведь она пустая?

ВЫВОД:  воздух занимает место

Модель: воздух занимает место, но не имеет собственной формы –изображение:  мяч, колесо, шарик

- Где человек использует это свойство воздуха?

Опыт № 6:  

- сжать мячик, отбить

Опыт № 7:  можно ли услышать воздух?

- опыт с шариком – надуть, выпускать через узкую щель

Модель:   воздух передает звуки

- Где человек использует это свойство

Опыт № 8:

- опыт со свистком, игрушкой-ящеркой

 ВЫВОД:  воздух передает звуки

_________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Это  вещество находится везде: вокруг нас, внутри нас, в лесах, в горах, в воде, во всех окружающих предметах и веществах; люди его не замечают, но ни человек, ни животные, не растения жить без него не могут; он не видим, не имеет запаха, не слышим (воздух).

Человек научился  видеть, слышать, осязать и ощущать воздух.

Человек научился  видеть, слышать, осязать и ощущать воздух.

Человек живет на дне воздушного океана и тоже не ощущают его давления.

Демонстрация опытов

Опыт № 1 («выпустить» воздух из пластиковой бутылки, закрыть плотно крышкой – бутылка остается смятой; открыть крышку –  она принимает прежнюю форму)

Вывод: воздух давит на стенки бутылки

Опыт № 2 (надавить на мяч руками с двух сторон – образуются вмятины, расслабить руки – он принимает прежнюю форму)

Вывод: воздух давит на стенки мяча

Опыт № 3 (накачивание воздухом шарика: слабое давление, сильное давление; аналогия с накачивание футбольного мяча, шин велосипеда и машины; шасси самолёта также накачены воздухом, давление его таково, что выдерживают огромный вес летающей машины)

Вывод: давление воздуха может быть слабым и сильным

Опыт № 4 (стакан наполняется до краев водой; сверху кладется лист картона и прижимается;  стакан осторожно переворачивается над тазом;  рука, придерживающая картон, убирается – картонка остается на стакане, не выпуская воду из стакана)

Вывод: воздух давит на предметы не только сверху и с боков, но и снизу

Закрепление представлений детей о свойствах воздуха по картинкам и моделям (приемы  определения наличия воздуха в объектах ближайшего окружения; воздух невидим, прозрачен; воздух есть везде, в объектах неживой природы также; движение воздуха; возникновение звука, причина его ослабления и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста

Развитие  экспериментальной  деятельности   в старшем  дошкольном возрасте....

Мастер-класс на тему:«Развитие основных танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация  музыкального  руководителя  на  тему: "Развитие основных  танцевальных  движений у  детей  старшего  дошкольного  возраста" с...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возраста

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего возрастаУчастники: педагоги ДОУ Тема: Опыты со светомЦель: трансляция опыта о разв...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста

Трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия» для педагогов групп старшего дошкольного возраста

В настоящее время проблема  профилактики  и коррекция  отклонений  в состоянии здоровья  детей  дошкольного возраста  остается  по-прежнему актуальной. Это обус...