Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания
статья

Нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nrav.vosp_.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах

нравственного воспитания

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

 - установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

 - ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей в нравственно – патриотическом воспитании детей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Формы работы с родителями.

I. Массовые:

- совместные мероприятия педагогов и родителей

родительские собрания конференции консультации вечера для родителей совм. мероприятии педагогов, родителей и детей Дни открытых дверей КВН. викторины Совместное творчество праздники род. собрания выпуск Газеты концерты соревнования

2. Индивидуальные:

       - беседы посещения на дому выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные:

- опросы, срезы, анкетирование

        Практика показывает, что одним из интересных путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, привлекает  родителей  к проблемам дошкольного учреждения

Работа с родителями в рамках практического блока строится по двум направлениям:

- просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы и т. п.).

- организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства в ходе реализации каждого из тематических проектов (совместные  праздники, участие  в соревнованиях, конкурсах, мастер-классах, клубах, собраниях, круглых столах и т.д.)

Тематика мероприятий многообразна:

«Моя мама лучше всех», «Моя семья», «Край, в котором я живу», «Моя Родина - Россия», «Чтобы счастлив и силён был любимый наш район»; «День защитников отечества», «Буду в армии служить, буду Родину любить», «Я помню, я горжусь!», «День матери», «Дети - ветеранам», «Портрет моего прадедушки», «Моя Россия!», «Солдаты - победители», акции «Посади цветок», «Каштанята» «Изготовление кормушки» и др.

Таким образом, использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у детей и родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызывает желание расширять и углублять имеющиеся знания. И не нужно останавливаться на достигнутом, а надо искать новые, интересные пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свой край, своих родных и близких, будут помнить и чтить историю России. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания.

Литература:

Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2005

Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании. – М.: Просвещение, 1995

Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война // Ребенок в детском саду.2007. №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников

Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...

Консультация для родителей. «Взаимодействие семьи и детского сада по вопросу патриотического воспитания детей.»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формирова...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей....

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В стать...

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей.

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах патриотического воспитания детей. Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различн...

Консультация для воспитателей «Взаимодействии семьи и детского сада по вопросам экономического воспитания дошкольников»

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический»...