"Особенности создания развивающей предметно - пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО"
статья

Абрамова Ирина Владимировна

Развивающая среда - это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающееся обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развивающая среда в ДОО31.21 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка»

 (ДОУ № 4 «Сказка»)

"Особенности создания развивающей

предметно - пространственной среды в ДОО

в соответствии с ФГОС ДО"

                                               

                                                   воспитатель

                                                  Абрамова Ирина Владимировна

Особенности создания развивающей предметно - пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

"Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…"

                                                                                                   Е.И. Тихеева

       Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в ДОО должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Предметно - пространственная среда ДОО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. 

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования и  раннего  инвестирования  в  развитие  младшего  поколения,  в  России происходит  трансформация  системы  дошкольного  образования. С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. В создании развивающей предметно - пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО есть свои особенности.

       При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и

материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного  возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной

деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

  • различных образовательных программ, с учетом применения

инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

В рамках современных тенденций развития российского дошкольного  образования,  возможны  разные  варианты  создания развивающей  предметно-пространственной среды при условии, что учитывается  возрастная  и  гендерная  специфика  для  реализации общеобразовательной программы. На  протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять.

Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Развивающая предметно-пространственная среда

        

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Предметно - развивающая среда должна иметь привлекательный вид, выступать в роли естественного фона жизни ребенка, снимать утомляемость, положительно влиять на эмоциональное состояние, помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир, давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Гибкое  зонирование  пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов,  центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми  разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться.

       Особое внимание нужно уделять предметному содержанию создаваемой среды. Оно должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для  обеспечения доступности среды. Игрушки, оборудование и  другие материалы не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам

игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и

насилием;

  • вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам,

выходящим за рамки его возрастной компетенции;

  • провоцировать ребенка на пренебрежительное или  негативное

отношение  к  расовым  особенностям и физическим недостаткам других людей.

Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении детей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция ребёнка и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых. Предметная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен «открыть» ее для ребенка, «подарить» ее ребенку в процессе развивающего общения. Воспитатель должен учить детей с предельным комфортом жить в организованной для них предметно-пространственной среде.

Литература:

1. Комарова О.А., Авдулова Т.П. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. - №5.

2. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. - №5.

3. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Интернет - ресурсы:

http://detsadnom1.jimdo.com

http://www.docme.ru/doc/268865/metodicheskie-rekomendacii-po-prs-v-dou 

http://dob.1september.ru/view_article.php?id=201000711


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-прост...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"Презентация "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"...

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС...

Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"

Материал презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды  ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы" будет полезен педагогам дошк...

Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС «Художественно – эстетическое развитие»

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Вопрос создания развивающей пре...

Консультация для педагогов «Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДУ»

laquo;Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДУ»...