Главные вкладки

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"
    методическая разработка по теме

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"

    Презентация "Создание предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rpps-_v_doo_v_usloviyakh_fgos_do.docx58.9 КБ
    Файл shants_l.v.pptx1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

     

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему

    « Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

    В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО

    ПО КУРСУ

    «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС».

     

     

                                           ПЛАН  ИЗЛОЖЕНИЯ

    1). Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»……………………..стр. 3.

    2). Технологическая ситуация по теме «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»……………………………………………………………………….стр. 6.

    3). Система средств к  технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме)………………………………стр. 10.

     4). Список литературы ……………………………………………………стр. 17.

    1. Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

    «Предметно развивающая среда –

     это система материальных объектов деятельности ребёнка,

    содержание его духовного и физического развития,

     это единство социальных и предметных средств».

     С.Л.Новоселова

    Согласно толковому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.

       Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физических планах) или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.

       Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды,  как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин,  Н.Н. Поддьяков,  О.М. Дьяченко,  Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.

        Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

       На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, Программы, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.

    Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»  п.4  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

    Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

     Новый ФГОС содержит требования  к предметно – пространственной среде.

    1. Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.

    То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.

    1. Гибкость игрового пространства.
    2. Полуфункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
    3. Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
    4. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

       Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

        В нашем дошкольном учреждении, функционирующем второй год,  складывается молодой педагогический коллектив.  80% (8 воспитателей из 10) воспитателей являются учащимися Дзержинского педагогического колледжа и Нижегородского института развития образования и получают педагогическое дошкольное образование.  Педагоги ДОУ в большинстве своем не имеют опыта работы, в среднем опыт педагогической деятельности составляет  около трех лет. Проводимая  диагностика уровня профессиональной компетентности, по методике Л. Атмаховой, говорит о том, что воспитатели осознают недостаточный уровень своей профессиональной компетентности в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования и находятся на уровне неосознанной (22%) и осознанной некомпетентности (78%) . Поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в создании развивающей предметно пространственной среды  в соответствии с требованиями ФГОС стоит для нас на сегодняшний день стоит особо актуально. Все это подтолкнуло  к поиску  и планированию разнообразных форм методической работы с педагогами ДОУ на основе учета их  педагогической компетентности и сформированных педагогических навыков. Так, как организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны   обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях,  а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.


    2. Технологическая карта на теме:

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС».

    Цели

    Действия

    (способы, методы по реализации целей)

    Средства

    Время

    Результат

     1.Осознание  педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу  организации современной развивающей предметно пространственной среды для разностороннего развития детей в

     соответствии с

     требованиями ФГОС.

    2.Представления  о

     современных требованиях и   подходах к организации  развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста  на основе требований  ФГОС, Перечня игровых

     комплексов к ФГОС и рекомендаций С.Л.Новоселовой, (комплексная программа «Истоки») и Н.А Коротковой для организации разных видов детской деятельности.

     

    3.Проектирование, организация и защита  реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС,

     возрастных и

     индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей

    программы.

     

    4. Согласование

     совместных действий в коллективе при решении задач деловой игры, и определения компромиссного решения (умение слушать других, чётко излагать свои мысли).

    1.Целевое пространство.

     1.1.Задание. Цитата с пропусками. Вставит пропущенное словосочетание

    1.2 Постановка общих целей

     

     

    1.3.Деловая игра «Наденьте шляпы, господа» (см. пособие Веселова Т.Б.

     Совершенствование методической работы с педагогами в ДОУ. – СПб.:  ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. Стр. -50-53.) Совместное выполнение задания  «Создание РППС в ДОУ по требованиям ФГОС».

     

    1.1. Карточка задание с цитатой «………………… – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».

     С.Л. Новоселова

    (Ответ: «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка,

    содержание его духовного и

     физического развития, это единство социальных и предметных средств».

     С.Л. Новоселова)

    1.2.Вопросы:  

    - В каком нормативном документе определены Требования к   РППС?

    - Что такое «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда»?

    - Какую роль Вы определяете  РППС в развитии ребенка и почему?  

    -Что необходимо сделать для создания РППС среды в нашем ДОУ?

    -Письменная информация из педагогического словаря: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».

    -Брошюра «Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования». М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

     

     Столы и стулья для формального разделения педагогов на мини группы, в центре стола макет шляпы. Шляпы 6 цветов – белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого цвета. Карточка задание под каждой шляпой.

     45мин

     

    Интерес к теме.

    Понимание значимости создания предметно пространственной среды для разностороннего развития детей  в ДОУ.

    2.Поисковое пространство:

    2.1. Семинар

     «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

    2.2. Школа начинающего воспитателя.

    2.3. Творческая  группа

     «Развивающая предметно пространственная

    среда»

    2.4. Круглый стол «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ».

    2.5.Открытые мероприятия:

     посещение педагогами групп, физкультурного и музыкального залов.

    2.6. Смотр – конкурс

     среди педагогов:

    «Лучшая группа по созданию  развивающей предметно-пространственной среды».

    Компьютер, видеопроектор, экран (интерактивная доска), брошюра «ФГОС»,  видеофильм «Организация организации РППС для разностороннего развития детей в ДОУ», «Типичные  ошибки в организации РППС в группах для детей старшего дошкольного возраста» по

     методическим материалам Н.А. Коротковой (материалы журнала «Обруч»).  

     

    Компьютер. Интернет. Схемы распределения игровых и рабочих зон. Брошюра ФГОС. Видео и фото материалы.

    Методическая литература,

     видеоматериалы, фотоматериалы, чертежи, схемы, компьютер, интернет, принтер, электронные диски.

     

    Компьютерные презентации

     воспитателей, компьютер,

     видеопроектор, экран

     (интерактивная доска).

    Памятки для анализа условий РППС.

    Протоколы, видеокамера (фотоаппарат), грамоты

     

    4 занятия, каждое по 45 минут,

    45мин

    3 заседа-

    ния по 45мин.

    45мин.

    45мин

     

    Понимание педагогами   теоретических основ  

    специфики создания РППС в соответствии с ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей и для разных видов детской деятельности.

    Знание современных требований и   подходов к организации

    развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста.

       

    Умение проектировать модель развивающей предметно-пространственной среды группы, создавать и представлять результаты своей деятельности,

     через защиту

     компьютерных презентаций и

    демонстрацию условий в группе.

    3.Рефлексивное пространство:

     Организация рефлексивного пространства.

    3.1. Командная игра «Что вы знаете о развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, в соответствии с ФГОС».

    3.2. Обсуждение результатов деятельности коллектива по проблеме «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС».

    Карточки задания,

    записи предложений,

     

    45мин

     

     Осмысление содержания деловой игры и деятельности коллектива по проблеме.

    Постановка целей для дальнейшего саморазвития в

     организации РППС для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждого

     воспитанника с

     предоставлением  возможности проявлять свою   индивидуальность и творчество.


    3. Система средств к  технологической ситуации.

     3.1. Творческая  группа  «Развивающая предметно пространственная

    среда».

     Цель: Составление рекомендаций по созданию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ.

    Заседание №1

    Изучение особенностей групповых помещений, физкультурного и музыкального залов, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

    Заседание №2

      Подбор и организация выставки методической литературы и наглядного материала (фотоматериалов, чертежей,  схем, публикаций из методических журналов и т.д.) по созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, физкультурном и музыкальном залах.

    Заседание №3

      Организация работы «мини - типографии». Цель: создание электронных версий картотеки рекомендаций по модернизации групп  и организации развивающей предметно пространственной среды в группе, физкультурном и музыкальном залах.

     

    3.2. Школа начинающего воспитателя.

    • - Сайт – экскурсии.

    Самостоятельное изучение педагогами интернет-сайтов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, составление сообщений и презентаций.

    • -Педагогические чтения: по итогам самообразования

    За круглым столом обсуждались интересные находки, изучались особенности групповых помещений ДОУ, создавались схемы распределения игровых и рабочих зон, обговаривалось насыщение центров детской активности игровым материалом с ориентировкой на требования к РППС (ФГОС п.3.3.) и Перечень РППС, составленного с учетом ФГОС ДО .

      3.3. Семинар-практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

    Цель: 

     Формирование у педагогов ДОУ системы знаний в организации РППС для разностороннего развития детей в ДОУ.

    Занятие 1. Развивающая предметно - пространственная среда ДОО  в соответствие с ФГОС: требования, принципы, содержание.

    • Интерактивная лекция старшего воспитателя.
    • Просмотр видеофильма «Организация организации РППС для разностороннего развития детей в ДОУ» (материалы журнала «Обруч»).  

     Занятие 2. Развивающая предметно-пространственная среда  ДОО,  как условие личностного развития ребенка и его психологической защищенности».

    • Интерактивная лекция педагога-психолога ДОУ.

    Занятие 3. «Создание условий в группе для музыкального и физического развития детей».

    • Интерактивная лекция музыкального руководителя ДОУ.
    • Интерактивная лекция инструктора по физкультуре ДОУ.

    Занятие 4. Практикум «Модернизация РППС в группе старшего дошкольного возраста».

    • Просмотр видео приложения к журналу «Обруч» по методическим материалам Н.А. Коротковой «Типичные  ошибки в организации РППС в группах для детей старшего дошкольного возраста» с последующим анализом просмотренного материала.

     3.4. Открытые мероприятия:

     посещение педагогами помещений 1-ой младшей, средней и подготовительной групп, физкультурного и музыкального залов,  с целью обмена опытом, в организации и оформлении развивающей  предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

    3.5. Круглый стол  «Организация развивающей предметной среды группового помещения для обеспечения (поддержки) познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
    Цель: обмен опытом по внедрению и  использованию современного содержания в организации и оформлении развивающей  предметно-пространственной среды в группе.

    • Защита воспитателями ДОУ компьютерных презентаций по проблеме.

    3.6.  Смотр – конкурс  среди педагогов ДОУ:

    «Лучшая группа по созданию  развивающей предметно-пространственной среды».

    Положение о проведении внутреннего смотра - конкурса

    «Инновационный подход   к созданию  предметно-развивающей среды ДОУ».

     1.Общие положения

    1.1. Организаторами   Конкурса является администрация МБДОБУ.

    1.2. Участники Конкурса –  воспитатели и специалисты ДОУ (педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители).

    2. Цели и задачи конкурса

    Цель: Определение уровня организации предметно-развивающей среды в группах, на основе соблюдения рекомендаций и требований ФГОС к  организации развивающей среды в ДОУ, проявление  педагогического творчества и  мастерства.

    Задачи:

    1. Выявление инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в  группах, кабинетах и залах ДОУ, обеспечение корректировки  РППС в соответствии с ФГОС.

    2. Распространение передового педагогического опыта, новых педагогических идей по созданию комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    3. Поддержка творчески работающих педагогов-новаторов, желающих передать свой опыт и мастерство коллегам.

    3. Порядок проведения конкурса и награждения победителей

    3.1. Смотр-Конкурс проводится  по двум номинациям.

      Номинация «Лучшая предметно-развивающая среда группы»:  

    * сюжетно-ролевые центры (для девочек и мальчиков)

    * развивающий игровой материал (речевые игры, игры на развитие логики, мыслительных операций, схемы, модели и т.д.)

    * дидактический материал

    * художественно-эстетическая среда (муз.уголок,  уголок изодеятельности,  детская библиотека,  уголок театрализации, индивидуального творчества)

    * уголок природы, экспериментально-исследовательской деятельности, сенсорной зоны

     Номинация  «Лучшая предметно-развивающая среда кабинета, места педагога дополнительного образования, залов»:

    * развивающий и дидактический материал (игры, игрушки, пособия и т. д.),

    * наглядная атрибутика,

    * раздаточный материал.

    3.2. Для оценки конкурсных работ формируется экспертная комиссия, в которую входят:

    – заведующий МБДОУ,

    – старший воспитатель МБДОУ,

    – председатель профкома МБДОУ.

    Оценка по 5-бальной системе.

    3.3. Победители Смотра-Конкурса награждаются дипломами и денежным поощрением.

    3.3. Результаты Конкурса отражаются на сайте учреждения.  

    3.4. Победители конкурса определяются по количеству набранных баллов.

    3.5. Победители конкурса объявляются на педагогическом совете.

    4. Критерии оценки:

    • Материалы и оборудование должны  отвечать требованиям безопасности, создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
    • При создании предметной развивающей среды  учитывается  гендерная  специфика,  среда обеспечивается    как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
    • Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей, комплексно - тематического планирования. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
    • В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка, приоритеты  на каждом возрастном этапе.
    • Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня).
    • Проявление творческого подхода к созданию предметно-развивающей среды в группах ДОУ (создание нового на основе имеющихся знаний, опыта)

    Протокол обследования ПРС групп от __________марта 201   г.

    Эксперт _______________________________________________

    N

    Критерии

    группа

     группа

    1

    Актуальность предметно-развивающей среды группы, кабинета:

    - соответствие представленного материала с современными требованиями образовательной системы (ориентация на новые ценности образования)

    - психолого-педагогическая обоснованность отбора материала

    2

    2.1.Профессиональное мастерство:

    - умение продумывать и организовывать среду  в работе с детьми (использование традиционных и нетрадиционных подходов)

    - взаимосвязь игровых центров с кабинетами специалистов

    - владеют способами индивидуализации в работе с детьми

    - соответствия  возрастным особенностям детей

    - обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья (отсутствие сломанных игрушек, отсутствие мелкого игрового оборудования в группах раннего возраста, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие сломанной мебели);

    2.2. Полнота обеспеченности дидактическим, игровым оборудованием предметно – развивающей среды группы:

    - Спортивные игрушки и пособия для физического развития, ПДД, основ здорового образа жизни.

     - Оснащение сюжетно – ролевыми играми и принадлежностями к ним (уголок для игр мальчиков /девочек;  уголок ряженья/ театрализации; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строитель» и др.).

     - Оснащение уголков свободной творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности, уголок ряженья у малышей);

    - Материал по познавательно – речевому развитию.

    - Содержание и оформление уголка природы по возрасту. Календарь погоды и природы, иллюстрации и стихи по временам года, оборудование для работы в уголке природы, оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности, огород на окне.

    - Рабочая зона:

    наличие мольберта, наборного полотна, фланелеграфа;      

    2.3.   Проявление творческого подхода к созданию предметно-развивающей среды в группах ДОУ (создание нового на основе имеющихся знаний, опыта).

    3

    Эстетика оформления:

    - аккуратность,

    - оригинальность в оформлении (разнообразие форм),

    - создание художественного стиля (единство стиля, гармоничность, возможность присутствие художественного образа).

    4

    Вовлечение родителей в образовательный процесс:

    - наличие информации о значении развивающей среды

    - участие родителей в изготовлении атрибутики

    5

    Открытость:

    - доступность

    - наглядность (разнообразие форм),

    6

    Презентация ПРС педагогом

    7

    Всего количество набранных баллов

     3.7. Командная игра «Что вы знаете о развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, в соответствии с ФГОС».

    Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Развивающая предметно- пространственная  среда ДОУ, в соответствии ФГОС».

    1 задание «Разминка»

    Командам предлагается на листочке записать ключевые слова, словосочетания  касающиеся РПП среды, затем  их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали.   Каждой команде нужно по очереди называть слова. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова можно записывать на доске.

    Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование предметно-развивающей среды.   Виды детской деятельности. Центры. Принципы и др.).

    2 задание

    Командам раздаются листочки с заданиями.

    Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях РПП среды.

    1 команда. Младший дошкольный возраст

    Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

    Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

    При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

    Ответ.  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

    При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

    2 команда. Средний дошкольный возраст

    Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

    Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

    Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

    Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

    3 команда. Старший дошкольный возраст

    В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

    Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

    3 задание.

     Командам раздаются листочки с заданием.

    Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте (текст для всех команд одинаковый). Побеждает команда  выполнившая задание первая.

     При проектировании развивающей предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:………………………………………

    Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

    1 -

    2 -

    3 -

    Ответ. При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

    - пространство;

    - время;

    - предметное окружение.

    Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

    1 - рабочая

    2 - активная

    3 - спокойная

    4. Список литературы.

    1. Белая К.Ю. методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с.

    2. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс, 2008. -192с.

    3. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогами в ДОУ. – СПб.:  ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. -96с.

    4. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.

    5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.-208с.  

    6. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.

    7. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.

    8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.-32с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему « Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС». ШАНЦ ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ д /с №29 «ПОЛЯНКА» г.ПАВЛОВО

    Слайд 2

    Актуальность

    Слайд 3

    Актуальность Профессиональная компетентность № п / п Показатель Распределение по уровням ПК (в %) Оптимальный (осознанная компетентность) Допустимый (осознанная некомпетентность) Низкий (неосознанная некомпетентность) 1. Общий уровень ПК - 78% 22% 2. Психолого-педагогические знания 14% 72% 14% 3. Методические умения 14% 79% 7% 4. Ценностные ориентации - 14% 86%

    Слайд 4

    Актуальность Поиск и планирование разнообразных форм методической работы с педагогами ДОУ на основе учета их педагогической компетентности и сформированных педагогических навыков по теме «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

    Слайд 5

    Технологическая карта 2 3 ЦЕЛИ Осознание педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу организации современной развивающей предметно пространственной среды для разностороннего развития детей ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Представления о современных требованиях и подходах к организации развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста на основе требований ФГОС, Перечня игровых комплексов к ФГОС и рекомендаций С. Л. Новоселовой , (комплексная программа «Истоки») и Н.А Коротковой для организации разных видов детской деятельности. Проектирование, организация и защита реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей программы. Согласование совместных действий в коллективе при решении задач деловой игры, и определения компромиссного решения (умение слушать других, чётко излагать свои мысли).

    Слайд 6

    Технологическая карта 2 3 1. Целевое пространство Интерес к теме Понимание значимости создания предметно-пространственной среды для разностороннего развития детей в ДОУ. Вопросы. Письменная информация из педагогического словаря. Брошюра «ФГОС». 1.2. Постановка общих целей 1.3. Деловая игра «Наденьте шляпы господа» ДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ 1.1. Задание. Цитата с пропусками. Вставить пропущенное словосочетание. Карточка-задание с цитатой.

    Слайд 7

    Технологическая карта 3 2. Поисковое пространство Знание современных подходов к организации развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста. Понимание педагогами теоретических основ специфики создания РППС в соответствии с ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей и для разных видов детской деятельности 2.2. Школа начинающего воспитателя. ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТ 2.1. Семинар «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС».

    Слайд 8

    Технологическая карта 3 2. Поисковое пространство 2.3. Творческая группа «Развивающая предметно-пространственная среда» Умение проектировать модель развивающей предметно-пространственной среды группы, создавать и представлять результаты своей деятельности через защиту компьютерных презентаций и демонстрацию условий в группе. 2.4. Круглый стол «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группа ДОУ». ДЕЙСТВИЯ РЕЗУЛЬТАТ 2.5.Открытые мероприятия: посещение педагогами групп, физкультурного и музыкального залов 2.6.Смотр-конкурс среди педагогов: «Лучшая группа по созданию развивающей предметно-пространственной среды»

    Слайд 9

    Технологическая карта 2 3 3. Рефлексивное пространство Осмысление содержания деловой игры и деятельности коллектива по проблеме. Постановка целей для дальнейшего саморазвития в организации РППС для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника с предоставлением возможности проявлять свою индивидуальность и творчество. Карточки задания, записи предложений. 3.1. Командная игра «Что вы знаете о развивающей предметно-пространственной среде ДОУ в соответствии с ФГОС». 3.2. Обсуждение результатов деятельности коллектива по проблеме «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС» ДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ

    Слайд 10

    Литература 1 . Белая К.Ю. методическая деятельность в дошкольной организации. – М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с. 2. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н.А. Виноградова.- М.: Айрис-пресс, 2008. -192с. 3. Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогами в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012. -96с. 4. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12. 5. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс , 2007.-208с. 6. Нишева , Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева // Детство-Пресс. – 2010. – С. 128. 7. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

    Слайд 11

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

    Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»

    «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, ко...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Материал может быть использован при подготовке и проведении консультации для педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

    Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

    «Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды,  представленная  специально  организованным  пространством,  материалами, оборудованием и ин...

    Педагогический совет «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» с применением деловой игры

    В методической разработке указаны основные этапы педагогического совета в ДОУ по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО&raq...