Организованная образовательная деятельность
план-конспект занятия (средняя группа)

Гизатуллина Наиля Мунировна

          Организованная образовательная деятельность

                   Тема: «Путешествие одного стула»                              

                              (Средняя группа)

 

Цель: формирование умения детей рассказывать о предмете, используя системный оператор.

Задачи:

*Образовательные-                                                       

Систематизировать знания детей о мебели.                                 

Упражнять в умении связно выражать свои мысли.    Обогащать активный словарь.

*Развивающие-                                                                                   

  Развивать ретроспективный взгляд на предметы (стул).        

Развивать речь и память детей.

*Воспитательные –                                                              

   Воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.

Словарная работа: рукотворный и природный мир, мастер-мебельщик.

Материалы и оборудование: системный оператор, карточки к системному оператору, мяч для  игры, палочки Кюизенера.

Предварительная работа: беседа «Предметы, которые нас окружают» Речевая игра «Назови  одним словом»,

Дидактическая игра «Четвертый лишний»,                               

Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин»,

Продуктивная деятельность на тему: «Мебель».

Ход мероприятия:

Введение в тему.

Игра «Доскажи словечко»

(На нем сидим………?……….стул, табурет, пуфик, кресло, диван).

 Большой стул, а маленький………?……..стульчик.

 Один стул – много……?…….стульев.

 Один стульчик – много ……………..стульчиков.

У человека – спина, у стула- ….…?……..спинка.

У человека – ноги, у стула - ……?………ножки.)

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня предложить вам вместе сочинить сказку о предмете, который  о себе так говорит:

«На четырех ногах стою,

 Ходить я вовсе не могу.

 Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.»

 

Работа с системным оператором:

1.Расматривание предмета (стула) в системе Настоящего времени.

 Рассуждения детей о том, какими словами можно начать сказку.

 Речевая игра «Что? Зачем?»

 2.Рассматривание предмета (стула) в надсистеме Настоящего времени.

 Дидактическая игра «Назови родственников стула».

Лексическое упражнение на обобщение (слово «мебель»).

3.Рассматривание предмета (стула) в подсистеме Настоящего времени.

Дидактическая игра «Опиши предмет».

 Лексическое упражнение «Образуй новое слово».

4.Рассматривание предмета (стула) в системе Прошедшего времени.                                                                            

Рассматривание стула в ретроспективе, используя алгоритм «Камень………………….стул».

5.Рассматривание предмета (стула) в системе Будущего времени.

 Фантазирование детей на тему : «Стул в будущем».

Итог: Игровая ситуация «Конструируем стул» (палочки Кюизенера).