«Система патриотического воспитания в образовательной организации: содержание и формы деятельности, методики и технологии» Номинация: «Родной свой край люби и знай!» Тема: «Мой город – моя семья»
методическая разработка

Птицына Людмила Николаевна

 

Пояснительная записка

 

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промысла.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

                И действительно, как невелика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с домом, где его окружали и заботились о нём родные люди, с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

         Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

         Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

         Предлагаю систему дидактических игр для детей по нравственно-патриотическому воспитанию, которые помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми и родителями.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» г. Омутнинска Кировской области

Материалы для районных педагогических чтений

«Система патриотического воспитания в образовательной организации: содержание и формы деятельности, методики и технологии»

Номинация: «Родной свой край люби и знай!»

Тема: «Мой город – моя семья»

Автор – составитель: Птицына Л.Н.

Воспитатель МКДОУ д/с «Алёнушка»

        

Омутнинск, 2019г.

Пояснительная записка

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промысла.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”

                  И действительно, как невелика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с домом, где его окружали и заботились о нём родные люди, с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

        Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.

           Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

        Предлагаю систему дидактических игр для детей по нравственно-патриотическому воспитанию, которые помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми и родителями.

Тема: «Семья»

Форма работы

задачи

Содержание, методы и приёмы

Выставка

«Семейный вернисаж»

-уточнение представлений детей о составе семьи

-Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми по представлению своей семьи

создание коллажа, иллюстрирующего состав семьи.

Фотогалереи:

 «Мой папа самый лучший»,

«Мама- солнышко моё!»,

 «Мы с дедушкой моим друзья: куда он – туда и я»,

 «Наши руки не знают скуки»,

 «Наш отдых» и другие

-учить детей называть всех членов семьи;

-воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям.

- получать удовольствия от совместного отдыха с семьёй.

Организуются фотовыставки по каждой теме. (желательно, чтоб на фото был ребёнок с кем-то из членов семьи)

Рассказ ребёнка о своих родных, совместное занятие, свои впечатления.

 

«Семейный фотоальбом»

-формировать у детей представление о родственных связях, семейном этикете, установку на создание семьи в будущем, 

-уточнять представления об обязанностях всех членов семьи и самого ребёнка, увлечениях и отдыхе членов семьи.

Родители с ребёнком делают альбом, начиная со свадебных фотографий, рождением ребёнка, близких ему людей, совместный отдых, занятия.

Рассказ ребёнка о своих близких и показ фотографий.

Интервью:

- «Где твоя улица, где же твой дом?»

-помочь ребёнку запомнить свою улицу и номер дома,

-закрепление представлений детей о родном доме, формирование любви и бережного отношения к нему

Составление в группе альбома с фотографиями детей около своего дома, чтоб виден был номер, название улицы.

Рассказ ребёнка о своём доме, какой он, что делают с родителями, чтоб он был ещё краше.

Интервью:

«Где вы бывали, что вы видали?».

- Укрепление детско-родительских отношений 

-продолжать знакомить с родным городом,

с его улицами, достопримечательностями. Воспитывать любовь и уважение к родному городу

- Развивать связную монологическую речь.

Составление в группе фотоальбома «Мой выходной день».

Рассказ ребенка о том, как провели выходной день, куда ходили, ездили, что интересное видели. Ребёнок должен запомнить название города, назвать достопримечательности

«Твой маршрут от дома до детского сада»

- совместная работа родителей и детей.

-продолжать знакомить ребёнка с ближайшими улицами, зданиями, которые встречаются по пути к дому от д\сада.

-учить ориентировать по карте-схеме.

Создать схему пути с основными объектами- фотографиями от дома до детского сада. Ребёнок должен описать этот путь, назвать все объекты, которые встречаются ему на пути.

«Все работы хороши, выбирай на вкус» 

-ребёнок должен знать где, кем работают его родители, какую пользу приносят городу, стране.

-Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к родителям- людям труда; интерес к профессиям.

Родители с детьми готовят проект о своей профессии.

Рассказ ребёнка о профессии своих родителей.

Совместные собрания: «Защита проектов по правам ребёнка», «Наши семейные традиции»;

- привлечь родителей и детей к подготовке собрания;

-Помочь родителям и детям ощутить радость и удовольствие от совместной творческой деятельности.

Презентации, рассказы, видеоролики, концертные номера.

Клубы:

«Наши руки не знают скуки», «Наши четвероногие друзья» и др.

праздники

выход на природу

- Привлечь взрослых в образовательную деятельность детей.

-Укрепление детско-родительских отношений.

-Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

 игры, ручной труд, викторины, концерты, украшение группы к праздникам

Тема: «Мой город»

Форма работы

задачи

Методы и приёмы

Прогулка по городу.

1.улицы

 2. дорожные знаки

3.здания

4.Памятники

4. подготовка к праздникам.

1.закрепить знания детей об улицах ближайшего к детскому саду микрорайона

2.Дать детям понятия о происхождении названий некоторых улиц, памятников.

3знакомить с дорожными знаков, объяснить, почему их здесь поставили.

4. Расширять представления детей о зданиях и их назначении. Обращать внимание на архитектуру зданий.

5. Знакомить с памятниками города и с историей их возникновения.

6. Находить здания, места по фотографии.

7. закреплять у детей навыки ориентировки по карте-схеме.

8. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

9. воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, которые стараются сделать город краше.

 Беседы

Рассказ воспитателя

Рассматривание

Наблюдения

Ориентировка по карте-схеме

Найти по фото место, сооружение, сравнение

Восприятие природы, красоты

поисково- познавательная деятельность

Экскурсии в музей, выставочный зал и другие учреждения.

-знакомить с историей города, культурой,

достопримечательностями,

природой, бытом людей, живущих рядом; 

-Дать детям понятия о происхождении названий некоторых улиц, памятников;

- учить детей любить и беречь свой город

Беседы, рассказ воспитателя об истории города, рассматривание фотоальбомов, посещение театра.

«Угадай и назови» 

-узнавать и называть знакомые места в город (здания, улицы, памятники), объяснять для чего нужны, чем значимы для него.

Рассматривание фотографий, рассказы детей.

  «Клубочек»

-закрепить знания о родном городе: название улиц, любимые места, достопримечательности.

Дети стоят в кругу. У ведущего клубок ниток. Ведущий называет что-то о родном городе и наматывает нитку на свой пальчик, передаёт клубок следующему по кругу тот тоже называет и наматывает на пальчик, тоже проделывают все.  Как клубок окажется опять у ведущего, он говорит, что очень много вы знаете о нашем городе, а называется он –Омутнинск.

«Подскажи дорогу».

 


 

- узнавать и называть знакомые места в город (здания, улицы, памятники), объяснять для чего нужны, чем значимы для него. 

Игровое поле-схема города с закреплёнными на нём фотографиями

Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

«Угадай по описанию»

-закреплять знания о городе и природе родного края.

-развитие логического мышления, внимания, активизация словаря.

Угадать по описанию взрослого или других ребят, о каком памятном месте города, растении или животном идет речь.

«Четвертый лишний»

-Обогащение знаний о родном крае.

Исключить изображение, слово, предмет, не относящиеся к родному городу или области.

«Вот моя улица, вот мой дом».

-узнавать на фото свой дом.

 -учить детей называть свою улицу о номер дома.

Узнать по фотографии свою улицу, свой дом.

«Собери мозаику»

-узнавать любимые места города;

- развивать внимание, логическое мышление

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить где оно находится и для чего предназначено.

 «Интервью»: «Мой город», «Моя семья»,

«Чем знаменит мой город», «Самые красивые места нашего города».

-учить детей составлять небольшой связной рассказ -Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

Дети составляют небольшой связной рассказ.

(Микрофон корреспондентской газеты.)

«Заколдованный город» 

-узнавать по контурным изображениям знакомые здания и сооружения.

дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым

«Найди пару»

- закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. (Фото с изображением старого и нового города.)

Предлагаются фотографии Омутнинска раньше и сейчас. Ребёнок должен найти пару и рассказать, что изменилось.  

В дальнейшем проводится прогулка к этим зданиям, местам, где дети ещё раз сравнивают, что было раньше, а что сейчас.

Сборник стихов об Омутнинске.

-предложить родителям найти стихи об Омутнинске.

-развитие творческих способностей как у родителей, так и у детей, поддерживать желание писать стихи.

Групповой сборник стихов.

Сборник «Наши звёзды»

-знакомить детей с яркими личностями города, узнавать их, знать имена, их достижения.

Групповой сборник, в который по просьбе детей вносятся фотографии особо понравившихся людей (артисты, руководители, спортсмены, свои победители…)

        Таким образом, дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, чувство любви и привязанности к культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.