Фольклорный кружок "Василёк"
рабочая программа

Иванова Светлана Юрьевна

Программа работы кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vasilyok_na_20019-2020gg.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАИВНО – ТЕРИТАРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЦИОЛКОВСКИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЗАТО ЦИОЛКОВСКИЙ

Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад

_________________Светликова С.С.

«______» _____________ 20_____ год

Программа

по дополнительному образованию дошкольников

фольклорный кружок «Василёк»

Возраст детей 5-7 лет

срок реализации 2019-2020 учебный год

выполнил: музыкальный руководитель

                 Иванова Светлана Юрьевна  

Принята

На заседании педагогического совета

МБДОУ детский сад ЗАТО Циолковский

«_____» ______________ 20_____ год.

Пояснительная записка

«Ребёнок не может развиваться как личность без такого важного компонента, как народная культура, которая является средством формирования творческих способностей, любви к Родине и к родному краю»

М.Б.Зацепина

Образовательная программа фольклорного кружка «Василёк» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой,  Н.Р.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д.Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, а на воспитание существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

В связи с изложенным, фольклорный кружок «Василёк» видится как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.

Направленность программы.

 Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме для детей дошкольного дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству.  Включает в творческую художественную деятельность.

В программе участие родителей в образовательном процессе приветствуется.   Родители, желающие освоить то или иное направление деятельности фольклорного  кружка   «Василёк», присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.

Реализация настоящей программы требует особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.

Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов,  развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства, формирование эстетической культуры дошкольников.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

Воспитательные:

-формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

-воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;

-воспитывать творчески-активную личность.

Образовательные:

-развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

-формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

- Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

-Использовать малые формы фольклора для  развития речи у детей

-Развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав.

Организация образовательного процесса:

Программа «Василёк» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми от 5 до 7 лет.

В фольклорный кружок «Василёк» принимаются дети по заявлению родителей.

Организация занятий построена следующим образом:

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с сентября по май.

Продолжительность занятия –25минут.

По форме занятия делятся на групповые (во время проведения занятий);

индивидуальные – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).

Содержание и направления образовательной деятельности:

Занятия в фольклорном кружке  «Василёк » проводится по нескольким  направлениям:

1. «Детский музыкальный фольклор».

 2. «Народная песня».

3. «Игровой фольклор».

4. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Сочетание в программе этих направлений создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность), неразрывно связывает музыку и  слово.

Ожидаемый результат:

-Дети проявляют устойчивый интерес к народной культуре и к народному творчеству, закрепляют знания о русских православных праздниках и обрядах;  

-проявляют активность в песенном  творчестве, овладевают репертуаром  русских народных песен, получают навыки игры на доступных русских народных инструментах;

-активно участвуют в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;

-разыгрывают русские народные сказки и инсценируют  русские народные песни;

-умеют применить речевые фольклорные обороты в быту;

-слышат и правильно интонируют в пределах октавы;

-используют в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…);

-владеют более сложными приёмами игры на ложках, играют  в оркестре;

-знают название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию;

-проявляют самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками;

-передают  полученные знания малышам.

Формы подведения итогов:

-Занятия интегрированного типа;

-Развлечения;

-Театрализованные представления, концерты;

-Календарные праздники;

-Видео и фотоматериалы;

-Отзывы родителей, педагогов ДОУ.      

 Условия реализации программы:

-технические средства,

-русские народные музыкальные и шумовые инструменты,

-предметы народного быта,

-народные костюмы,

- разные виды театра,

-устный и музыкальный фольклорный материал,

 -атрибутика.

                         

Приложения:

1. Диагностика уровня развития и умения

2.Результативность и условия реализации программы,  структура занятий, методические приёмы.

3.Учебно-тематическое планирование

4.Список литературы.

Приложение 1.

Диагностика уровня развития и умения

№ п/п

                 

Показатели (знания, умения, навыки)

Слышат и правильно интонируют в пределах октавы

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Освоение основных приёмов звукоизвлечения на музыкальных инструментах

Ритмический слух

 Оценка/б

 0 - не справляется с заданием

 н (низкий) - справляется с помощью педагога

 с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

 в (высокий) - справляется самостоятельно

        

Приложение 2.

Результативность и условия реализации программы.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления:

1.  Вокальную работу и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

 - песни хором в унисон

 - хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)

 - при включении в хор солистов

 - пение под фонограмму.

2. Обучение игры на народных инструментах:

- освоение  основных  приёмов звукоизвлечения;

- умение музицировать на музыкальных инструментах.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо  соблюдение следующих условий:

 • игровой характер занятий и упражнений,

 • доступный и интересный репертуар русских народных песен, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

 • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

 • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

Программа включает подразделы:

 • восприятие музыки;

 • развитие музыкального слуха и голоса;

 • песенное творчество;

 • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

 Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

 • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

 • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

 Последовательность формирования гласных:

 • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

 • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

 • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

 К слуховым навыкам можно отнести:

 • слуховой самоконтроль;

 • слуховое внимание;

 • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

 Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

 • выразительностью мимики;

 • выражением глаз;

 • выразительностью движения и жестов;

 • тембровой окраской голоса:

 • динамическими оттенками и особенностью фразировки;

 • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

 Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся манере  народного пения, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

 • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

 • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

 • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

 Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

 Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

 • не очень сильно прикусить кончик языка;

 • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

 • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

 • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

 • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

 • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон) ;

 • постукивая пальцами сделать массаж лица;

 • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

 • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

 Все упражнения выполняются по 4 раза.

 С целью выработки дикции используются скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

 Структура занятия.

  Приветствие.

 Артикуляционная гимнастика.

 Основная часть:

-Беседа.

 -Пение, инсценировки.

  -Музыкально-ритмические движения, музицирование

-Игра на ДМИ(детские музыкальные инструменты)

 -музыкально-дидактическая игра.

Методические приемы:

-наглядный, словесный, практический;

-беседы с детьми;

-наблюдение за природой;

-слушание русских народных песен, сказок;

-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с --

-инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Обучение игры на музыкальных инструментах.

Методика обучения состоит из  нескольких этапов:

 - знакомство с русскими народными инструментами;

- постановка корпуса, рук;

- освоение основных приёмов звукоизвлечения;

- разучивание музыкального произведения.

Приложение 3 .

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема

Слушание

Пение

Игра на ДМИ

Музыкально-

Дидактическая игра

Сентябрь

«Осень, осень в гости просим»

«Осенние дорожки»

«Как пошли наши подружки».

«На горе-то калина»

Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим»

Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».

Закличка «Осень, осень, в гости просим».

Обучение игры на ложках

Знакомство с русским народным инструментом –трещоткой

«Капуста»,

«Огородник».

«Колечко».

«У медведя во бору»

Октябрь

«Русская ярмарка»

«К нам гости пришли»

«Где был, Иванушка»

«Огородная-хороводная»

Разучивание частушек.

Хоровод «Как пошли наши подружки»

«К нам гости пришли»

«Где был, Иванушка»

Обучение игры на ложках

Знакомство с русским народным инструментом-

бубном.

«Мельница».

Игры по желанию детей.

Огородная-хороводная

«Сидит ворон на дубу»

Ноябрь

«В гости к Марьюшке»

«Солнышко в лукошке»

«Проворонила ворона вороненочка»

«К нам гости пришли»

«Как пошли наши подружки»

«Русская зима»

Обучение игры на ложках

Знакомство с русским народным инструментом-

гармошкой

«Чудесный мешочек»

«Съедобное – несъедобное»

«Угадай, на чём играю?»

Декабрь

«С новым годом, со всем родом»

«Ты мороз, мороз»

«Сорока-белобока»

«Русская зима»

«Как на тоненький ледок»

«Вдоль по улице метелица метёт»

Обучение игры на металлофоне

Знакомство с русским народным инструментом-

колокольчиком

«Сундучок с загадками»

«Шел козёл»

«Снежки»

Январь

«Рождество идёт»

Святки

Святочные заклички

Беседы о рождестве, святках

«Вдоль по улице метелица метёт»

«Валенки»

Обучение игры на металлофоне

Знакомство с русским народным инструментом-

балалайкой

«Колечко»

«Волшебный горшочек»

«Загадай желание»

Февраль

«Слава вам, богатыри России!»

«Если хочешь быть военным»

«Бравые солдаты»

«Если хочешь быть военным»

«Бравые солдаты»

Обучение игры на ложках

Знакомство с русским народным инструментом-

барабаном

«Самый сильный, самый ловкий»

«Бой петухов»

март

«Как на масляной неделе»

«Весенняя хороводная»

«Блины»

«Едет масленица дорогая»

«Блины»

«Весенняя хороводная»

Разучивание частушек.

Обучение игры на ложках

Знакомство с русским народным инструментом-

треугольником

«Карусель»

«Летят-не летят»

«Молчанка»

Апрель

«Грач на горе-весна на дворе»

Записи голосов птиц

«Ходит матушка Весна»

Заклички о весне

«Пасхальная весна»

«Хороши частушки наши»

Обучение игры на ложках, металлофоне

Игра в оркестре

«Золотые ворота»

«Жаворонок»

«Сидит ворон на дубу»

Май

«Чудесный сундучок»

«Верба-вербочка»

«Со вьюном я хожу»

«Земелюшка чернозём»

«Во поле берёза стояла»

«Тень, тень потетень»

Обучение игры на ложках, металлофоне

Игра в оркестре

«Бояре»

«Дед Мазай»

«Угадай по звуку»

Приложение 4.

Литература.

1.Аникин В.П. "Живая вода" // Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

2.Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974.

3.Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. Науменко Г. М., 1977-1988.

4. Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик»

5.Русские пословицы и поговорки. М., 1988.

6.Русские народные сказки / сост. А. Нечаев, Н. Рыбакова, М., 2005

7.Юдин А.В. Русская традиционная духовность. М., 1994.

8. М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова  «Народные праздники в детском саду»  2006г.

9. Е.В.Маркина  «Птица – радость» сборник сценариев 2006г.

10. М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» 2015г.

11. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова  «Красная изба»2000г.

12.Т.А. Бударина,  О.А.Маркеева «Знакомство с русским народным творчеством» 2001г.

13.С.Р.Николаева, И.Б.Катышева «Народный календарь» 2004г.

14.О.П.Радынова «Баюшки – баю»  колыбельные песни 1995г.

15. Е.И.Яковишина  «Русская народная песня для детей» 1999г.

16. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.

17.Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.

18.Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.

19.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание « 5 / 1993.

20. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. АРКТИ, 2003 г.

21.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9. 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...