Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «В поисках потерянного ключа»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сценарий разработан для развития познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Солнышко» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Сценарий непрерывно - образовательной деятельности по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

«В поисках потерянного ключа»

Выполнила:

Сайдан Анна Олеговна, воспитатель

Корсаков

2017


Возраст: 5 – 6 лет.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей понятие «магнит».
  • Формировать представления о свойствах магнита. 

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Словарная работа: «притягивает», «примагничивает», магнетизм, магнетические.

Оборудование и материалы: сундук, письмо, ключи из разного материала, магниты, стаканы с водой, скрепки, схемы, контейнера с песком, железные предметы, схемы с лабиринтами, маленькие ключики, шкатулка, картинки с изображением, где используют магниты, конструктор магнитный.

Предварительная работа: Игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, чтение рассказа о рыцаре Магнитусе.

Методы и приемы:

  • Словесный (вопросы, чтение письма, разъяснение, беседа)
  • Наглядный (рассматривание ключей из различных материалов, рассматривание картинок с изображением, где используют магнит)
  • Практический (физминутка, проведение опытов, работа со схемами)

Ход НОД

  1. Вводная часть

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Воспитатель: Посмотрите, что изменилось?

Дети:  Появился сундук и письмо.

Воспитатель: Интересно от кого? (На письме изображен Пин)

Воспитатель: Вы узнали кто это?

Воспитатель: А зачем же он к нам приходил? Может ответ в письме?

Я прочту письмо, и мы посмотрим, что же нам написал Пин.

«Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить выполните все задания, найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Воспитатель: Да вот это задачку подкинул нам Пин.

Воспитатель: А вы знаете, что такое магнит? (Ответы детей).

Магнит - это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа.

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте подойдем к 1 столу и прочитаем задание.

 «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ»

Опыт 1: На подносах лежат ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Воспитатель: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!  А теперь послушайте, что я вам расскажу.

Магниты – это куски металла, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

Воспитатель: Давайте возьмём каждый по ключу и проверим с помощью магнита, какой же нам нужен, вдруг подойдет несколько ключей. (Дети выполняют действие с ключами)

Воспитатель: А из каких материалов был ключ у тебя? (спросить каждого ребенка) Сколько ключей оказалось у нас магнетическими? Из какого материала?

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Только железный ключ притянулся к магниту, а ключи из дерева, бумаги и т. д не притягиваются.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием! Берём ключ и двигаемся дальше.

А вот и второе задание.  

«КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.

Воспитатель: Ребята очень интересно, а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

Воспитатель: А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Давайте посмотрим, что у нас получится (воспитатель достает ключ)

Воспитатель: А вы хотите сами попробовать достать железный предмет из воды?

Дети: Да.

Воспитатель: Опустите в стаканы с водой скрепки и при помощи магнита постарайтесь их достать. (Достают скрепки).

Воспитатель: Какой можно сделать?

Вывод: Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду.

Воспитатель: Молодцы у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание.

Воспитатель: Выполнять задания дело не из лёгких, поэтому неплохо бы немножко отдохнуть. 

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята посмотрите ещё одно задание:

«ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?»

Опыт 3: Посмотрите, кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком).

Воспитатель: Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

Воспитатель: У всех получилось найти спрятанный предмет?

Дети: У меня был …….(у одного из ребенка попадается ключ)

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнитные силы свободно проходят через песок.

Воспитатель: Но нам нужен только ключ берём его и отправляемся дальше.

Воспитатель: А вот и новое задание

«ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ И ОТКРОЙ ТАЙНИК»

(работа в парах, один ребенок держит лист, второй  - проводит магнитом)

Опыт 4: Посмотрите, 3 ключа у нас есть, а чтобы добыть последний ключ, нужно пройти лабиринт и открыть шкатулку, где лежит ключ.

Воспитатель: Посмотрите, что мы будем делать. (На листе картона нарисован лабиринт, вам нужно провести маленький ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

Воспитатель: У вас получилось пройти сложный лабиринт? Почему?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Открываем тайник (дети пробуют открыть тайник поочереди), достаем 4 ключ

Воспитатель: Ребята, мы с вами отыскали ключи. Но прежде чем вернуться к сундуку, я предлагаю вам поиграть. Разделитесь на 2 команды. Одна команда ищет картинки с предметами, которые магнит может подцепить, а вторая – предметы, которые нельзя подцепить магнитом. (дети берут картинки и объясняют свой выбор)

Возвращаемся к сундуку.

Воспитатель: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

Воспитатель: А знаете почему?

Воспитатель: Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Воспитатель: Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок то один.

Воспитатель: Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей)

(На сундуке схема нужного ключа)

Ребёнок берёт схему

Воспитатель: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Воспитатель: Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Воспитатель: Ребята, посмотрите это конструктор и не простой, а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. Воспитатель: Ребята посмотрит в сундуке еще, какая то записка, она от  Пина, он нам еще, что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. В ходе поиска ключа вы узнали очень много нового о магните, я вам посылаю картинки, чтобы вы посмотрели, где ещё люди используют магнит».

Воспитатель: А может вы знаете, где ещё используют магнит. (Ответы детей). Показ картинок

3. Заключительный этап:

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Воспитатель: А что вы узнали сегодня нового о магните?

Воспитатель: Знания, полученные сегодня пригодятся вам? Для чего?

Воспитатель: А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.


Самоанализ НОД

Сценарий НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)  «В поисках потерянного ключа» был разработан для открытого просмотра.

Цель образовательной деятельности - развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей понятие «магнит».
  • Формировать представления о свойствах магнита.

Развивающая:

  • Развивать любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

Воспитательная:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа, которая была проведена перед образовательной деятельностью это: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, чтение рассказа о рыцаре Магнитусе.

Методы и приемы:

  • Словесный (вопросы, чтение письма, разъяснение, беседа)
  • Наглядный (рассматривание ключей из различных материалов, рассматривание картинок с изображением, где используют магнит)
  • Практический (физминутка, проведение опытов, работа со схемами)

Форма организации детей: индивидуальная, парами, подгруппой.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводной основной и заключительной.

Предназначением вводной части было создание у детей благоприятного психологического настроения, концентрации их внимания на совместную деятельность.

Мотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них познавательный интерес, к предстоящей деятельности, помог сюрпризный момент с использованием сундука и письма. Дети были заинтересованы проблемой, о которой мы узнали, прочитав письмо.  

Основная часть была направлена на пробуждение у детей интереса к образовательной деятельности. Каждому ребенку была дана  возможность участвовать в проведении опытов, делать выводы. Стремилась к тому, чтобы у каждого ребенка было желание к получению результата и решению проблемы, поставленной в вводной части.

Заключительная часть усилила положительные эмоции, связанные с непрерывно образовательной деятельностью, помогла обобщить все выводы, сделанные в ходе НОД, а также мотивировать детей на получение еще больших знаний о магните, с помощью которого была решена проблема, поставленная в вводной части.

Все части НОД тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствовало поддержки интереса у детей на протяжении всей деятельности.

Длительность НОД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами, также возрастными особенностями детей данного возраста.

Программный материал подобран в соответствии с ФГОС. 

Считаю что поставленные задачи выполнены полностью, цель была достигнута.