Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.
консультация (подготовительная группа)

Головина Ольга Владимировна

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.  Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования. Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты  

 Старший воспитатель Головина О.В., воспитатель Яндубаева Н.В.

 Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.  Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования.

   И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

  Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 

Другими словами, среда должна быть наполнена:

- содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития;

-тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;

-для отдельных еще и недостижимо.

Можно сделать вывод, что предметно- развивающая среда несет в себе огромные возможности и играет большую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста при планомерном и целесообразном ее использовании.

 Мы в своей группе попытались создать предметно-развивающую среду с учетом современных требований:

Среда организуется по тематическому принципу. Размещение элементов среды осуществляется бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы.

   Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (центрирования). Это позволит детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой, экспериментированием и др. Так, возможен следующий подход к организации среды в группе: центр сюжетно-ролевой игры;

Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. В свободном игровом пространстве размещается игровое оборудование для всех видов игр, в которые дети могут играть по собственной инициативе, самостоятельно). Взрослый в этом случае выступает или как режиссёр-постановщик или как зритель. Уровень самостоятельности ребенка в игре предполагает его независимость в реализации всех ее составляющих: игровом замысле, сюжетосложении, организации игрового пространства и т.д. Поэтому игровая среда организуется таким образом, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно переконструировать, видоизменить или организовать среду. (слайд В сюжетно-ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

Центр грамотности

Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению.    Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

  Центр грамотности включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

  Также в центре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: наборы картин для установления родо-видовых отношений, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

   В рамках реализации вариативной части ООП ДО в подготовительной к школе группе целесообразно оформить уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом  Коми края. Это может быть и различная художественная литература по краеведению, оформленные альбомы типа «Мой город»«Республика Коми» и т. д.

Центр  театрализованной деятельности.   В котором имеются различные виды театра, как традиционный, так м созданные своими руками для развития режиссерских игр. Дети сами становятся режиссерами и обыгрывают различные сюжеты, используя специальные атрибуты и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию.

 

Центр строительно-конструктивных игр;

Необходимость данного вида игрового материала обусловлена его ролью в решении задач образовательного процесса, актуальностью и привлекательностью для детей, доступностью, значительным потенциалом для использования в реализации замыслов детей в разных видах деятельности. Данный материал применяется для решения задач формирования сенсорной культуры воспитанников,  создания ими игрового пространства для разных видов игр, первоначального математического образования, патриотического воспитания, развития интеллектуальных способностей, подготовке к обучению в школе.

Свободное, бессюжетное размещение материала позволяет детям проявлять творчество и инициативность в создании конструктивных замыслов, быть самостоятельными в использовании оборудования. Для обогащения конструктивного опыта детей широко применяются дидактические материалы (схемы, фотографии, чертежи), которые находятся у педагога и предлагаются детям в том случае, когда проводятся специальные НОД по развитию конструктивной деятельности или у детей возникает потребность в таком дидактическом оснащении для реализации индивидуальных конструктивных замыслов.

Центр науки и познания включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности.

Зона опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также широким перечнем необходимых материалов для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы (водяные, песочные) и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Экологическое панно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связана с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач. На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

  Центр математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «танграм» и «Колумбовое яйцо» Палочек Кюизенера, «Логических блоков Дьенеша а также математические планшеты, математическая гусеница, «Сложи узор» и т. д. Большой перечень дидактических игр математической направленности.

Физкультурно-оздоровительный центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств.

Развивающие «Миры» (полочки). Этот элемент среды является обязательным тоже с младшего возраста. Он так же выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний), развития познавательной активности. Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в одну – две недели.

При оформлении центра безопасности воспитатели также имеют возможность проявить творческие способности и авторский подход. Макеты могут быть настольные и напольные. Хранение напольного макета не представляет трудностей, т. к. все его составляющие мобильны и хранятся в отдельной коробке. С помощью этих макетов дети обыгрывают различные ситуации как по безопасности дорожного движения, так и для отработки порядка действий при пожаре.

 Мы представили вам лишь часть возможности оформления предметно-развивающей среды. 

 В заключение хотелось бы сказать, что гармоничная предметно-развивающая среда способствует успешному формированию личности ребенка, дает ему возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы любознательность и позволит воспитанникам успешно адаптироваться в современном мире.

Таким образом правильно организованная предметно- развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия....

Социализация личности дошкольника-как условие успешной подготовки ребенка к обучению в школе"

Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному об...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Сегодня перед воспитателем  стоит основн...

Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе.

Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преем...

Преемственность ДОУ и начальной школы как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе

Преемственность ДОУ и начальной школы  как залог успешной подготовки ребенка к обучению в школе...