ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья (подготовительная группа) по теме

Марина Валентина Викторовна

В статье представлен опыт работы по организации взаимодействия с семьей с целью подготовки детей к обучению в школе. Предложены описания форм взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_detsko_-_roditelskogo_kluba.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Марина Валентина Викторовна

воспитатель

МДОУ ДС КВ № 308

(структурное подразделение)

первая квалификационная категория

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Это подготовительный этап к дальнейшему школьному обучению. В детском саду подготовка ребенка к школе является не самоцелью, а результатом организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересы и потребности на протяжении дошкольного детства.

В понятие «готовность к школьному обучению» входит, прежде всего, психологическая и физическая готовность ребенка к школе. Её нельзя понимать в узком смысле – только как умение ребенка читать, писать, считать. Речь идет не о требованиях школы к ребенку с позиций обучения, а о подготовке к школьному периоду жизни. Школа – совершенно новое и серьезное испытание для психики ребенка в целом, поэтому к школе у ребенка должно быть больше уверенности в себе, больше желания учиться.

Необходимо сменить ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. Не содержательные, а развивающие компоненты должны доминировать на данном этапе. Главное развить у детей потенциальные возможности узнавать новое, произвольные умственные процессы, волевую регуляцию поведения, формировать основы взаимоотношений с окружающими. Необходимо формировать самостоятельность и активность у ребенка не только на занятии, но и в других видах деятельности. При организации занятий педагог стремиться сделать процесс обучения интересным, добивается качественного выполнения заданий, организованного поведения, при котором дошкольники не только получают знания, но и приобретают такие черты характера как воля, стремление к получению качественного результата, интерес к учебной деятельности.

Неотъемлемой частью работы по подготовке детей к школьному обучению должна стать тесная связь и сотрудничество с родителями, с семьей.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать, так как главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, мировоззрение, поведение в разных сферах общественной жизни. Важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке к школе.

Детский сад должен стать открытой системой, в которой родители могут иметь реальную возможность свободно, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Родители наблюдают детей в новой обстановке, они воспринимают их другими глазами и с интересом начинают участвовать в занятиях.

Необходимо поддерживающее и развивающее взаимодействие детского сада с семьей, которое возникает при решении актуальных проблем при обоюдной готовности воспитывающих взрослых (родители, педагоги).

Что могут сделать взрослые: во-первых, стать примером – совершать такие поступки, которые дадут ребенку правильно сформироваться; во-вторых, так сформировать мир ребенка, чтобы все вокруг ему помогало развиваться.

В работе с родителями не следует ограничиваться проведением общих мероприятий, нужно включать родителей в активный процесс. Это должен быть процесс взаимодействия, сотрудничества ребенка, воспитателей и семьи.

Характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия, являются: осознанность ценностей и смыслов взаимодействия, разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей, привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания, мобильность в решении проблем воспитания, творческий потенциал детского сада и семьи, поиск новых форм взаимодействия. Некоторые из них мы предлагаем ниже.

  • Пресс – конференция для детей «Почти все о школе» с участием родителей:

Занятие проходит в виде пресс - конференции. Ее участники дети подготовительной к школе группы – корреспонденты, родители - респонденты. В первой части происходит знакомство – представление: родители рассказывают, где учились, показывают свои школьные фотографии. Во второй части игровые уроки между родителями и детьми. Третья часть является собственно пресс – конференцией, в процессе которой дети могут задать свои вопросы родителям на школьную тему.

  • Занятия «Истории из… (…школьного альбома», …школьного портфеля», …школьного учебника» и т.д.):

Данные занятия проводится совместно с родителями. Родители приносят альбомы, учебники, тетради, дневники. Мы предлагаем на таких занятиях выполнять некоторые упражнения из школьных учебников родителей, знакомим с правилами ведения дневника, тетрадей, предлагаем детям и родителям рисование на тему школы…

  • Занятия «Веселые уроки»:

Это уроки – соревнования, КВНы, конкурсы по различным предметам между командой родителей и командой детей, либо между смешанными командами детей и родителей.

  • Детско-родительский клуб «Скоро в школу»:

Это клуб свободного общения между детьми, родителями, членами семей, педагогами. Основной принцип работы такого клуба – добровольность, личная заинтересованность. Клуб объединяет участников с общей проблемой, помогает найти оптимальные формы помощи. Здесь царит атмосфера творчества, проявления активности. Примером заседания клуба может послужить занятие на тему «Первый раз в первый класс», на котором используются такие упражнения как: «Школа моей мечты» (родители и дети создают коллективный рисунок на заданную тему, затем происходит обсуждение); игра «Кто на фото» (используются фотографии родителей в первом классе, дети угадывают, кто на ней изображен); «Учительница первая моя (используя бросовый материал, дети и родители создают портрет учителя); «О школьной форме» (проводится демонстрация школьной формы прошлого и фантазии родителей, детей на эту тему).

  • Музей школьных принадлежностей:

Занятие – экскурсия. Родители создают музей школьных принадлежностей, самых разнообразных, составляют экскурсию по этому музею, на которую затем приглашаются дети.

Мы уверены, что такое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности способствует приобретению партнерских, доверительных взаимоотношений между взрослым и ребенком, благодаря чему формируется мотивационная готовность детей к обучению в школе.

Используемая литература:

  1. Огарева Е. Вальдорфская педагогика: между детским садом и школой.// Обруч. 1997, №1.
  2. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: Методическое пособие для воспитателей детских садов, психологов, методистов, учителей начальных классов и родителей.- Челябинск, 2002.
  3. Белова Е. Размышления перед школой.//Дошкольное воспитание.1994, № 8.
  4. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М., 1975.
  5. Они пойдут в школу/ Брагина В.Д., Языкова Т.А. Под ред. В.Г. Маралова. – М., 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с детьми в МБДОУ детском саду №359 г.о. Самара по направлению «Подготовка детей к обучению в школе»

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей ...

Организация работы детского сада по подготовке детей к школе

Детский сад и школа как важные институты в жизни ребенка....

Система работы педагога-психолога по подготовке детей к обучению в школе

У каждого родителя наступает тот день, когда его ребенок становятся выпускниками детского сада и они начинают задумываться о том, с каким багажом знаний ребенок пойдет в школу. Поэтому взрослые желают...

программа "Детско-родительский клуб как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе"

Организация Детско-родительского клуба "Готовимся к школе" в детском саду является интересной формой работы и  для родителей, и для детей, и для педагогов. Пользу получают все....

Протокол№1 Родительского онлайн собрания На тему «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению к школе» Средней группы МДОУ «Детского сада «Улыбка» г. Надыма»

1. «Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе». Выступила воспитатель 2. «Начало учебного года  - начало нового этапа в жизни д...

Конспект родительского собрания «Подготовка детей к обучению в школе»

Консультация для родителей по темам: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Как подготовить детей к обучению в школе», «Советы родителям», «Несколько услови...

Обобщение вебинара "Система работы детского сада по подготовке детей к обучению в школе"

Обобщение вебинара "Система работы  детского сада по подготовке детей  к обучению в школе"...