Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"
рабочая программа

Матросова Татьяна Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 1 «Смоляночка»

 

 

 

ПРИНЯТО

 педагогическим советом учреждения, номер протокола

 

УТВЕРЖДЕНО

Заведующей ДОУ

_____________________________________

 (дата, подпись, номер приказа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

«СОЛНЫШКО»

 

в подготовительной к школе группе

«КОЛОСОК»

 

 

 

 

 

срок реализации программы:    2018 – 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:   Гусакова С.В.

Матросова Т.Г.

 

 

 

 

 

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка

2 Актуальность

3 Цели и задачи программы

4 Принципы построения программы

5 Направления работы

6 Компоненты патриотического воспитания

7 Методы

8 Учебный план

9 Основные тематические направления программы

10 Тематическое планирование:

11 Информационные ресурсы

12 Перспективный план работы с родителями

13  Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

14 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Солнышко» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

   В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . Кроме этого, программу «Солнышко» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-

творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и

представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

    Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду

народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

   Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.

 

   Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

    Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному

творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

 

Актуальность:

• Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной

традиции.

 

Цель программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

 

Задачи программы:

Воспитательные:

• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;

• развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;

• воспитание коллективизма;

• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

• расширение кругозора дошкольников;

• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни

• ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.

• создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.

• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам

 

 

 

 

Принципы построения программы:

 

 

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

 

Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.

 

Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

 

Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического  воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

 

Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

 

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

 

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

 

Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

 

Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная,

положительная или отрицательно-положительная информация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления работы:

 

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;

• воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

 

Компоненты патриотического воспитания:

 

 Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

• О культуре народа, его традициях, творчестве

• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе

• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках

• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)

 

 Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

• Интерес к жизни родного города и страны

• Гордость за достижения своей страны

• Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому

• Восхищение народным творчеством

• Любовь к родной природе, к родному языку

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

 

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

• Труд

• Игра

• Продуктивная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

 

Ожидаемые результаты:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.

• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

• Широкое использование всех видов фольклора.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

• Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

 

Методы:

словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;

наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;

практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);

игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;

исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч.

 

    Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

 

 

Учебный план.

Возрастная группа /Количество занятий /Продолжительность

                                                    Неделя/ месяц /год

1 Старшая группа  - 1 раз в неделю  /  4   / 36   /  25 мин

2 Подготовительная группа  - 1 раз в неделю  /  4  /   36   /   30 мин

 

Основные тематические направления программы:

• Быт, обряды, обычаи русского народа.

• Русские народные и фольклорные праздники России.

• Искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из природных материалов;

практические и эстетические свойства домашней утвари.

• Народная игрушка.

Тематическое планирование:

 

Тема

Цели и содержание

1

Занятие-игра В гостях у Хозяюшки

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

2

Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок»

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

3

Занятие-игра Милости просим в нашу избу

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

4

Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба)

Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

5

Занятие-игра Мир старинных вещей

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

6

Занятие-игра Хлеб - всему голова

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с 11 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба

7

Занятие-игра «Деревня – деревянный мир»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

8

Занятие-игра Что о себе расскажет посуда

Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек

9

Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

10

Викторина Бабушкин сундук

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

11

Занятие-игра Живая старина (утварь)

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность.

12

Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

13

Занятие-игра Вечера  долгие руки умелые. Рукодельницы

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие

14

Занятие-игра Колыбельная песня

Продолжить знакомить с детским фольклором.

15

Занятие-игра «Русская баня»

Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами.

16

Занятие-игра «Свой дом краше всего»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

17

История праздника «Святки»

Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре

18

Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

19

Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность

20

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток

21

Занятие-игра Матрешка

Познакомить детей с особенностями народной игрушки – матрешки, ее историей.

22

Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли,

23

Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье.

24

Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло»

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

25

Занятие-игра Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

26

Что за праздник – «Масленица»?

Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

27

Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар»

28

Занятие-игра От лучинки до электрической лампы

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

29

«Благовещенье»

Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

30

Занятие-игра Животные в славянской мифологии

Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

31

Частушки, заклички, дразнилки

Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

32

Занятие-игра Пасхальные игры

Продожать традицию знакомства с праздником Пасхи.

33

«Мой род – моя крепость»

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.

34

Игрушки детей в старину

Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки.

35

Дружба и братство дороже богатства

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

36

Люби свой край и воспевай

Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре.

 

Информационные ресурсы:

• Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

• «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)

• «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,

• «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)

 

Педагогические условия:

• Доступность. Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)

• Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)

• Интеграция с другими методиками дошкольного образования

• Согласование тематического плана с календарными праздниками

• Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом

• Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)

• Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)

• Наличие предварительного и подготовительного этапов.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование работы кружка с родителями в подготовительной группе

  1. Развитие интереса родителей к народной культуре, традициям, желание использовать данный материал при воспитании детей в домашних условиях.
  2. Использования в работе  с семьями опыта и традиций народного воспитания.

 

Содержание  работы

 

Сроки проведения

1

Беседа «Роль народных традиций, народной культуры в развитии и укреплении нравственности личности подрастающего поколения»

Сентябрь

2

Консультация «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Октябрь

3

Совместное развлечение «День Матери»

Ноябрь

 

4

Посиделки «Самодельные игрушки» - кукла из ниток

Декабрь

5

Выставка совместных работ «Дружная семья»

Январь

6

Праздник для пап и детей «Как Баба Яга внука в армию провожала»

Февраль

7

Театрализованное представление «Репка»

Март

 

8

Совместный праздник «Великая Пасха»

Апрель

 

9

Фольклорный праздник «Делу время, а потехе час»

Апрель

10

Подведение итогов работы кружка «Родной край», выставка детских поделок.

Май

 

 

Список литературы:

• Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.:Академия, 2000.

• Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.

• Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

• Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

• Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

• Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

• Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986.

• Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.

• Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика - Синтез. 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Солнышко»:

 

• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

• Знает название и назначение предметов русского народного быта.

• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  •  собеседование с детьми;
  •  наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  •  анализ результатов продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_2018-19.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 1 «Смоляночка»

ПРИНЯТО

 педагогическим советом учреждения, номер протокола

УТВЕРЖДЕНО

Заведующей ДОУ

_____________________________________

 (дата, подпись, номер приказа)

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

«СОЛНЫШКО»

в подготовительной к школе группе

«КОЛОСОК»

срок реализации программы:    2018 – 2019 г.

Разработчики:   Гусакова С.В.

Матросова Т.Г.

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Пояснительная записка

2 Актуальность

3 Цели и задачи программы

4 Принципы построения программы

5 Направления работы

6 Компоненты патриотического воспитания

7 Методы

8 Учебный план

9 Основные тематические направления программы

10 Тематическое планирование:

11 Информационные ресурсы

12 Перспективный план работы с родителями

13  Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы

14 Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Солнышко» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

   В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» . Кроме этого, программу «Солнышко» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-

творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и

представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа,а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

    Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду

народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

   Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.

   Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

    Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному

творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность:

• Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной

традиции.

Цель программы:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы:

Воспитательные:

• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;

• развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;

• воспитание коллективизма;

• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие:

• расширение кругозора дошкольников;

• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни

• ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.

• создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.

• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам

Принципы построения программы:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.

Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического  воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная,

положительная или отрицательно-положительная информация.

Направления работы:

• ознакомление с бытом и трудом русского народа;

• использование русского народного фольклора во всех его проявлениях;

• приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры;

• воспитание гражданственности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.

• ознакомление детей с народным искусством;

• ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа.

Компоненты патриотического воспитания:

 Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

• О культуре народа, его традициях, творчестве

• О природе родного края и страны и деятельности человека в природе

• Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках

• О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)

 Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

• Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

• Интерес к жизни родного города и страны

• Гордость за достижения своей страны

• Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому

• Восхищение народным творчеством

• Любовь к родной природе, к родному языку

• Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

• Труд

• Игра

• Продуктивная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

Ожидаемые результаты:

• Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.

• Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

• Широкое использование всех видов фольклора.

• Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

• Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Методы:

словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;

наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;

практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);

игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;

исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч.

    Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий на развитие памяти, занятий по развитию речи, музыкальных занятий изобразительной деятельности и ручному труду.

Учебный план.

Возрастная группа /Количество занятий /Продолжительность

                                                    Неделя/ месяц /год

1 Старшая группа  - 1 раз в неделю  /  4   / 36   /  25 мин

2 Подготовительная группа  - 1 раз в неделю  /  4  /   36   /   30 мин

Основные тематические направления программы:

• Быт, обряды, обычаи русского народа.

• Русские народные и фольклорные праздники России.

• Искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из природных материалов;

практические и эстетические свойства домашней утвари.

• Народная игрушка.

Тематическое планирование:

Тема

Цели и содержание

1

Занятие-игра В гостях у Хозяюшки

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

2

Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок»

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу − зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

3

Занятие-игра Милости просим в нашу избу

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

4

Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба)

Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

5

Занятие-игра Мир старинных вещей

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

6

Занятие-игра Хлеб - всему голова

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с 11 пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба

7

Занятие-игра «Деревня – деревянный мир»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

8

Занятие-игра Что о себе расскажет посуда

Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек

9

Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

10

Викторина Бабушкин сундук

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

11

Занятие-игра Живая старина (утварь)

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность.

12

Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

13

Занятие-игра Вечера  долгие руки умелые. Рукодельницы

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие

14

Занятие-игра Колыбельная песня

Продолжить знакомить с детским фольклором.

15

Занятие-игра «Русская баня»

Познакомить детей с традиционной культурой мытья в бане на Руси, «банными» обычаями и приметами.

16

Занятие-игра «Свой дом краше всего»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

17

История праздника «Святки»

Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре

18

Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

19

Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность

20

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток

21

Занятие-игра Матрешка

Познакомить детей с особенностями народной игрушки – матрешки, ее историей.

22

Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли,

23

Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье.

24

Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло»

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

25

Занятие-игра Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

26

Что за праздник – «Масленица»?

Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

27

Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар»

28

Занятие-игра От лучинки до электрической лампы

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

29

«Благовещенье»

Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

30

Занятие-игра Животные в славянской мифологии

Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

31

Частушки, заклички, дразнилки

Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

32

Занятие-игра Пасхальные игры

Продожать традицию знакомства с праздником Пасхи.

33

«Мой род – моя крепость»

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.

34

Игрушки детей в старину

Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки.

35

Дружба и братство дороже богатства

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

36

Люби свой край и воспевай

Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре.

Информационные ресурсы:

• Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

• «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т.А.Бударина,Л.С.Куприна,О.А.Маркелова,О.Н.Корепанова,И.В.Харитонова…)

• «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая,

• «Я, ты, мы» (О.Л.Князева, Р.Н.Стеркина)

Педагогические условия:

• Доступность. Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов)

• Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах)

• Интеграция с другими методиками дошкольного образования

• Согласование тематического плана с календарными праздниками

• Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом

• Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений)

• Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм)

• Наличие предварительного и подготовительного этапов.

Перспективное планирование работы кружка с родителями в подготовительной группе

  • Развитие интереса родителей к народной культуре, традициям, желание использовать данный материал при воспитании детей в домашних условиях.
  • Использования в работе  с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Содержание  работы

Сроки проведения

1

Беседа «Роль народных традиций, народной культуры в развитии и укреплении нравственности личности подрастающего поколения»

Сентябрь

2

Консультация «Значение сказки в развитии и воспитании ребёнка»

Октябрь

3

Совместное развлечение «День Матери»

Ноябрь

4

Посиделки «Самодельные игрушки» - кукла из ниток

Декабрь

5

Выставка совместных работ «Дружная семья»

Январь

6

Праздник для пап и детей «Как Баба Яга внука в армию провожала»

Февраль

7

Театрализованное представление «Репка»

Март

8

Совместный праздник «Великая Пасха»

Апрель

9

Фольклорный праздник «Делу время, а потехе час»

Апрель

10

Подведение итогов работы кружка «Родной край», выставка детских поделок.

Май

Список литературы:

• Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.:Академия, 2000.

• Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.

• Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991.

• Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

• Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

• Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно- методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

• Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986.

• Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989.

• Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика - Синтез. 2006.

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Солнышко»:

• Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.

• Знает название и назначение предметов русского народного быта.

• Знает русские народные и музыкально- фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.

• Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

Методы диагностики:

  •  собеседование с детьми;
  •  наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  •  анализ результатов продуктивной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по приобщению детей дошкольного возраста к художественно-эстетическому искусству средствами танцевального кружка «Топотушки»

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись, хореография.Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет реша...