Программа дополнительного образования «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
рабочая программа по теме

Пятина Алла Юрьевна

Программа предназначена для детей школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naronoe_tvorchestvo_rodnogo_kraya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             “Утверждаю”

                                                                   Директор МКУСО                             «Социальный приют

                                                                                                         «Лучик»

                                                                     _________   Г. А. Ибрагимова                                  

ПРОГРАММА

«Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»

Воспитатель:

Мананкова А. Ю.

г. Оренбург, 2012 г

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Паспорт программы                                                                                           3
  2. Пояснительная записка                                                                                     4
  3. Содержание программы                                                                                     5
  4. Планирование работы по блокам                                                                      9
  5. Ожидаемые результаты                                                                                   14
  6. Список использованной литературы                                                              16

1. Паспорт программы:

  1. Название программы:

         «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»

  1. Организация, на базе которой реализуется программа: «МКУСО «Социальный приют «Лучик»
  2. Цель программы: Формировать у детей первоначальные представления о культуре, творчестве родного края;
  3. Сроки реализации – один год.
  4. Возраст детей от 3 до 7 лет.
  5. Источники финансирования – реализация программы осуществляется за счет финансирования сметы, расходуемой приютом,  а также  за счет добровольных пожертвований спонсоров.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальная реабилитация детей осуществляется через реализацию программы «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»,  на основе разработанной и принятой на базе приюта программы “Истоки”.

Актуальность программы заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции своего народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения детей к неиссякаемому роднику народной мудрости.

Создание программы продиктовано потребностью детей дошкольного возраста знать жизнь, культурные традиции, народное творчество и сферу жизнедеятельности своих земляков – оренбуржцев.

Выбранный возраст – дети дошкольного возраста - не случаен. Данной возрастной категории требуется помощь первоначально, так как обуславливается не только поступлением в новую социальную среду, но и в первый класс, где от ребенка требуется внимание, усидчивость, дисциплина, определенные навыки и умения соответствующие возрасту.

Программа является комплексной, состоит из отдельных разделов и позволяет осуществлять реабилитацию ребенка, включая его в комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие социально-полезных навыков и умений.

Несмотря на внутреннюю связь разделов программы, каждый из них может быть реализован автономно, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми  дошкольного возраста.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Направление данной программы осуществляется, главным образом, комплексом мероприятий по формированию у детей первоначальных представлений о культуре и творчестве своего народа с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, находящихся в приюте.

Цель программы: формировать у детей первоначальные представления о культуре, творчестве родного края;

Задачи программы:

  1. воспитание любви к своей малой Родине;
  2. развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств воспитанников;
  3. формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  4. сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения;
  5. формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности;

Принципы построения программы:

  1. Планомерности – планирование  работы на основе календаря «Круглый год», дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые  нашими  наблюдательными и мудрыми предками.
  2. Систематичности – на каждый месяц предусмотрено планирование комплекса мероприятий, количество которых составляет 2 занятия.
  3. Учёта возрастных особенностей.
  4. Учёта половых особенностей.
  5. Наглядности.
  6. Познавательной активности – практическое исследование.
  7. Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность,  народные игры, экскурсии и другое.
  8. Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно на мероприятиях как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме).

Содержание программы «Народное творчество Оренбургского края» включает:

  1. Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки.
  2. Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и  как яркая форма отдыха.
  3. Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
  4. Народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость, как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – мероприятия.

Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Виды и формы  проведения мероприятий разнообразны:

  1. познавательные беседы;
  2. практические занятия,
  3. театрализованные представления,
  4. экскурсии,
  5. викторины,
  6. досуги,
  7. целевые прогулки по улицам города,
  8. развлечения,
  9. праздники,
  10. мини-выставки,
  11. посиделки.

Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:

  1. Отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
  2. Дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и интересов;
  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и  двигательных нагрузок;
  4. Развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
  5. Деятельностный подход.

Предлагаемое  сквозное планирование помогает увидеть систему работы  по определённой теме,  наиболее точно определить задачи, выстроить структуру мероприятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.

На основе полученных  знаний и умений, а также наблюдений, дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изобразительной деятельности.

На мероприятиях разучиваем новые и закрепляем уже знакомые  русские народные игры, слушаем народные песни и колыбельные,  водим хороводы,  поём частушки.

Мероприятия проводятся во второй половине дня, временные рамки, которых не превышают 20 минут.  

В вечернее время проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию.

Наиболее действенные способы - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Выше перечисленные методы и формы работы осуществляются по годовому и квартальному планам.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО БЛОКАМ

По программе «Народное творчество Оренбургского края»

Цикл мероприятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством Оренбургского края

№ 1 Беседа-рассказ «Что такое устное народное творчество»

Цели и задачи:

  1. познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
  2. знакомство с устным народным творчеством Оренбургского края (песни, сказки, пословицы, поговорки),
  3. воспитание чувства уважения к жанру устного народного творчества родного края,
  4. развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира детей.

№ 2 Беседа с элементами игры «Виды устного народного творчества»

Цели и задачи:

  1. учить различать виды устного народного творчества;
  2. развивать интерес к народному творчеству Оренбургского края;
  3. воспитывать интерес к устному народному творчеству своих земляков;
  4. развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира детей.

№ 3 Беседа-обсуждение «Что мы знаем об устном народном творчестве родного края»

Цели и задачи:

  1. осмысление содержания жанров устного народного творчества, созданных оренбуржцами;
  2. личностное восприятие устного народного творчества родного края;
  3. повторение знакомых жанров народного творчества;

№ 4 Беседа с элементами продуктивной игры «В стране устного народного творчества»

Цели и задачи:

  1. воспитывать чувство уважения к жанру устного народного творчества Оренбургского края.
  2. обобщить знания детей об устном народном творчестве родного края.
  3. развивать речь, навыки логического мышления, воображения.

   

№ 5 Итоговое мероприятие «Кладовая устного народного творчества Оренбургского края»

Цели и задачи:

  1. обобщить знания детей по теме "Устное народное творчество родного края",
  2. учить различать виды устного народного творчества,
  3. развивать языковую наблюдательность, мышление, память, речевые способности, внимание.

  1. Чтение сказок оренбургских писателей: 

         1. «Лиса - лисонька»

2. «Кот и мыши»;  

3. «Сказ  о народе русском»;

4. «Коза, кот и воробей»;

5. «Уральская зима»;

Цели и задачи:

  1. знакомство со сказками оренбургских писателей;
  2. осмысление содержания сказок родного края;
  3. воспитывать чувство уважения к жанру устного народного творчества Оренбургского края;
  4. познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
  5. развивать языковую наблюдательность, мышление, память, речевые способности, внимание.

2. Казачий фольклор.

Разучивание песен, стишков, потешек, скороговорок, поговорок, закличек (Котик мой ласковый, «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» «У бабушки в деревне» «Приглашаем в гости к нам» «Шутку шутить – людей насмешить» и другие)

Цели и задачи:

  1. формирование национального самосознания, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
  2. познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию.

3. Беседа-рассказ Из истории Оренбуржья «Пуховый платок»

Цели и задачи:

  1. воспитывать любовь и уважение к истории города, его традициям и символам,
  2. формировать знания детей о традициях родного края.
  3. обогащать словарь детей.
  4. формирование национального самосознания, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;

Цикл мероприятий по ознакомлению детей с традициями города Оренбурга

№ 1 Беседа с элементами игры «Машино  утро»

№ 2 Беседа-обсуждение «В гости к бабушке Матрене»

№ 3 Беседа с элементами продуктивной игры «Бабушкины любимцы»

№ 4 Литературная викторина «Солнышко, покажись!»

№ 5 Экскурсия «В гости к хозяюшке»

Цели и задачи:

  1. активизировать в речи детей потешки, прибаутки родного края;
  2. поддерживать положительное отношение к народному творчеству своих земляков,
  3. воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры;
  4. формировать знания детей о традициях русского народа.

Цикл мероприятий по ознакомлению детей с народными праздниками Оренбургского края

  1. Народные праздники – День медведя, День воды,                          День Солнца.
  1. знакомить детей со старинными обычаями, традициями, праздниками Оренбургского края.
  2. воспитывать любовь и уважение к истории родного края,
  3. формировать знания детей о традициях своих земляков - оренбуржцев.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ответ  ребенка раскрывает степень  усвоения  знаний  и  речевых умений. Но на занятии широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей.

Результативность и эффективность работы по программе «Народное творчество Оренбургского края»

Основными критериями результативности являются:

  1. проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и творчеству родного края:
  2. задаёт  познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
  3. владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и  потребностей;
  4. обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
  5. стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
  6. желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках своего города;
  7. умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему народного творчества Оренбургского края;
  8. применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству родного края;
  9. творческая активность и самостоятельность дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
  10. формировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства, казачий фольклор и сказки оренбургских писателей;
  11. активно участвовать в народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов, в театрализованной деятельности;
  12. проживать яркие события в соответствии с народным календарем.

           

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, казачьего фольклора.
  2. Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  3. Знание сказок, рассказов, стихотворений оренбургских писателей.
  4. Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества родного края.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.

2. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.

3. Библиотека казачьего фольклора. / Сост. Ф.М.Селиванов. - 1988.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.

8. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.

8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.

10. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды. - М.: Высшая школа, 1990.

15. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.

17. Розанова Е.Г. Праздники в детском саду и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.

18. Оренбург – мой славный город. М. Забылин. – С.: «Соратник», 1992.

21. Суглобов Г.А. О обычаях и религиозных обрядах. - М.: 1987.

27. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народного творчества

Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства детей с русским народным творчеством, традиционными народными праздниками....

Формирование социокультурных навыков на основе приобщения к истокам народного творчества и толерантного отношения к жителям родного края.

В последнее время часто возникают дискуссии мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Поэтому в своей рабо...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение«Детский сад № 1 «Смоляночка»   ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола УТВЕРЖДЕН...

Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...