Детский музыкальный фольклор.
консультация
Фольклор – универсальный материал, который отвечает требованиям художественности и доступности, является «азбукой» национального музыкального языка. Недаром фольклорный репертуар лежал в основе известнейших систем музыкального воспитания, разработанный К.Орфом и З.Кодаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детский музыкальный фольклор.
Консультация
Музыкальный руководитель:Виноградова М.В.
Фольклор – универсальный материал, который отвечает требованиям художественности и доступности, является «азбукой» национального музыкального языка. Недаром фольклорный репертуар лежал в основе известнейших систем музыкального воспитания, разработанный К.Орфом и З.Кодаем.
В процессе приобщения дошкольников к национальному музыкальному фольклору формируются компоненты музыкальной культуры личности, «складывается» словарь наиболее характерных для национальной культуры музыкальных интонаций (своеобразных «эталонов» национального музыкального языка), многие из которых присутствуют и в современной музыкальной культуре, что облегчает восприятие не только фольклорных произведений, но и музыку белорусских композиторов, явлений современной национальной культуры.
В многочисленных фольклорный произведениях, которые сохранили наиболее архаичные черты музыкального искусства, присутствуют различные интонации-эмоции, которые содержат в себе много биологического и демонстрируют основные модусы мелодической выразительности, которые остаются актуальными и для современного человека. Это слова, призывы, имитации, которые утратили семантику и присутствуют в весенних и калядных песнях, колыбельных и потешках, пастушьих песнях и др. Широкое использование подобных первичных музыкальных эмоций говорит об их важности для раскрытия определенного содержания. Произведения с такими элементами содействуют более глубокому пониманию дошкольниками образного и эмоционального содержания музыки, установлению ими связи между словесной и музыкальной интонаций.
Основными музыкальными особенностями традиционно считаются чувство ритма и мелодический слух в единстве ладового чувства и музыкально-слухового представления.
Музыкально-ритмическое чувство выражается в способности чувствовать выразительность музыкального ритма и подробно воспроизводят его – это значит, эмоционально изобразить ритмический рисунок, метрическую основу музыки, темп и его изменения. Чувство ритма у дошкольников формируется поэтапно: сначала – чувство темпа, затем – чувство метра. Эмоциональная сторона музыкально-ритмического чувства ребенка наиболее ярко отображается в выразительности разнообразных движений под музыку. Через приобщение дошкольников к выразительному выполнению музыкально-ритмических движений на фольклорном материале не только развивается ритмический слух, Нои формируются навыки музыкально-ритмической деятельности.
Ладовое чувство – способность различать ладовые функции звуков мелодии, когда все ее звуки воспринимаются в их отношениях к тонике и другим ступеням лада. Развитое ладовое чувство позволяет чувствовать эмоциональную выразительность мелодии. Для детей дошкольного возраста основную информацию о характере музыки несет не только ее ладовая организация, но и динамика, регистр и темп. Мелодическая ориентация при восприятии музыки, которая свидетельствует о понимании слушателем взаимозависимости звуков, узнавание мелодии независимо от смены темпа, регистра, динамики появляется уже в пятилетнем возрасте.
Становлению мелодической ориентации содействует систематическая работа по накоплению дошкольниками словаря мелодий-интонаций в процессе восприятия музыки и песен. Традиционно в музыкальном воспитании дошкольников широко используются произведения, которые имеют в своей основе мажор и минор – активные лады, широко распространенные в европейской музыке письменных традиций. Это значительно обедняет слуховой опыт ребенка и направляет развитие ладового чувства именно по этому пути. Узкообъемные лады (терциевые, квинтовые и др.) народной музыки более доступны для детского восприятия и их освоения д.б. необходимым этапом в музыкальном развитии.
Важная особенность песенного фольклора – исполнение музыкального произведения преимущественно без аккомпанемента (a capella). Использование таких песен в работе с дошкольниками позволяет плодотворно работать над формированием чистоты интонирования, дает дополнительные возможности в развитии мелодического слуха ребенка.
Фольклор имеет очень широкие возможности в развитии продуктивного мышления дошкольников, которое проявляется через создание собственных небольших сочинений, которые чаще всего носят импровизационных характер: одновременно придумываются и исполняются, т.е. создаются «на ходу». Типовость ритмики, ладовое строение разных примеров фольклора в пределах одного жанра (например, колыбельных) значительно облегчают создание своей импровизации в этом жанре, которая в данном случае создается по определенной формуле и делает музыкальное творчество доступным видом деятельности почти для каждого ребенка. Сами фольклорные произведения, как правило, существуют в большом количестве вариантов, которые несколько отличаются ритмикой, мелодией, текстом. Восприятие дошкольниками таких вариантов позволяет им уяснить возможные варианты изменения произведения и тем самым активизировать собственное творчество.
В процессе формирования слагаемых музыкально-эстетического сознания музыкальный фольклор успешно содействует развитию любознательности детей к музыкальной деятельности. Соединение в одном произведении многочисленных элементов (песни, танца, игры на музыкальном инструменте, игры) позволяет каждому ребенку проявить себя в наиболее интересных для себя видах музыкальной деятельности и одновременно вынуждает участвовать в др.
Тесная связь фольклора с явлениями жизни делают музыкальный материал наиболее привлекательным для дошкольника, позволяет выходить за рамки исключительно музыкальной деятельности.
Сложно вести разговор о роли фольклорного репертуара в формировании музыкальных предпочтений дошкольников. Тяжело представить себе дошкольника, который будет отдавать фольклору предпочтение перед современной музыкой, вокальными произведениями для детей и др. Но включение в музыкальную деятельность народных произведений зафиксирует в подсознании ценность фольклора, позволит выделить его место и роль в музыкальной культуре общества. Все это в более старшем возрасте, возможно, не вырастит в особую заинтересованность этим видом искусства, но позволит с уважением относится к фольклорной культуре, понимать и принимать ее.
Специфические возможности фольклора в получении знаний о музыкальном искусстве касаются дополнения и расширения представлений дошкольников о жанрах музыки письменных традиций (песенные, танцевальные жанры), знакомство с музыкальными фольклорными жанрами (потешки, жанры календарно-обрядового фольклора и др.)
Знакомство со звучанием традиционных инструментов (скрипки, цимбал дуды и др.), их названиями и особенностями строения расширяет представление детей о музыкальных инструментах вообще, активизирует музыкальное восприятие и мыслительную активность (например, при сравнении звучания одного произведения в исполнении разных фольклорных инструментов и инструментов симфонического оркестра).
Вместе с получением и расширением знаний о музыкальном искусстве дошкольник получает знания и про конкретные музыкальные произведения фольклора, что делает эти произведения узнаваемми, содает в сознании своеобразный «каталог» общеизвестных национальных музыкальных символов (мелодии «Микиты», №Лявонихи», колыбельных, калядок и др.).
Таким образом, национальный музыкальный фольклор, расширение использования которого в воспитании дошкольников обусловлено современным социокультурным положением, имеет очень разнообразные возможности в музыкальном развитии дошкольника, формировании компонентов его музыкальной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-154196-1354393614.jpg)
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-558753-1420377288.jpg)
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
"Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
Статья раскрывает вопросы экогогического воспитания средствами детского музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-300426-1703737097.png)
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/30/picture-1353932-1682841534.jpg)
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/30/picture-1353932-1682841534.jpg)
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки и прочее.Основная масса произведений устного народного творчества возни...