Консультация для педагогов "Социальная дезадаптпция детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дударева Татьяна Михайловна

В консультации раскрыты понятия социальной дезадаптации детей, виды дезадаптации, взаимодействие с родителями по профилактике и коррекции дезадаптации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_dezadaptatsiya_doshkolnogo_vozrasta.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная дезадаптация дошкольного возраста

Оглавление

Введение        

1. Понятие социальной дезадаптации        

2. Виды дезадаптаций        

3. Психолого – педагогическая реабилитация        

4. Взаимодействие с родителями по профилактике и

коррекции социальной дезадаптации        

Заключение        


Введение

Песталлоци И.Г. считал, что счастье каждого человека зависит от степени его приспособленности жить в тех социальных условиях, в которых он появился на свет.

Спецификой человеческой адаптации является то, что она связана с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, языка, нравственных ценностей.

По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если "социализация" представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. Главными институтами и социализации, и адаптации являются семья, социальное окружение, детский сад, школа и другие воспитательные и образовательные учреждения.

Если ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям общества, то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.

В зависимости от вида, природы, степени, характера дезадаптации выделяют следующие виды дезадаптации:

1. Патогенная дезадаптация - вызвана патологиями отклонениями в психическом развитии и в нервнопсихических заболеваниях в основе, которых лежат функциональные поражения центральной нервной системы.

2. Психосоциальная дезадаптация - связана с возрастными и индивидуальными психическими особенностями ребенка; устойчивая форма - акцентуация характера, дефекты эмоционально - волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию).

3. Социальная дезадаптация – это неспособность индивида отвечать на предъявляемые ему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений.

В отечественной и зарубежной науке накоплен большой объем данных, убедительно свидетельствующих о разнообразии факторов и механизмов, непосредственно участвующих в формировании социальной дезадаптации. К ним относится:

- запущенность, как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;

- депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;

- фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;

- внутренний конфликт, возникающий хронологически позже первых тревожных факторов, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.

Жалобы родителей на то, что ребёнок «не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений или отставания в развитии, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность, низкая общительность), которые родители считают чем-то ненормальным.

Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребёнка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):

  • отсутствие навыков общения;
  • неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
  • высокие требования к окружающим;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • установки, препятствующие общению (например, готовность унизить собеседника, проявить своё превосходство);
  • тревожность и страх общения;
  • замкнутость.

В зависимости от причины, ребенок либо пассивно подчиняется, когда сверстники «выталкивают» его из своего круга, либо сам уходит озлобленный и с желанием отомстить сверстникам.

Отсутствие навыков общения является весьма существенным препятствием для ребенка к взаимодействию с другими детьми.

Необходимо задать вопрос родителям о том, почему же ребенок не умеет общаться. Скорее всего, ответом будет то, что ребенок воспитывался дома, почти не контактировал со сверстниками, либо потому, что после первых социальных контактов в яслях, окончившихся неудачно, родители забрали его оттуда. Не отрицая полезность домашнего воспитания, все же можно утверждать, что депривация общения со сверстниками (в детском саду или на улице) может сказаться негативно на развитии ребенка, привести к деформациям самооценки, формированию неадекватных установок в отношении сверстников и т.п. Отсутствие навыков общения едва ли бывает единственным, что обусловливает трудности общения ребенка. Чаще всего они связаны с какими-то другими негативными явлениями, так как то, что препятствует приобретению навыков общения, влияет и на другие сферы личности, не всегда однозначно негативно, но если все-таки это так, то это требует коррекционной работы.

Главное противоречие такого ребёнка заключается в его стремлении к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Неразрешимость этого противоречия, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребёнка, компенсаторно – защитные реакции, а с другой – усугубляет его недостатки, приводит к возникновению комплекса неполноценности.

Такие дети характеризуются неадекватной самооценкой – либо завышенной, либо заниженной. Они социально не приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.

Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и гиперактивности, выражающиеся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве и отвлекаемости, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения.

В отношении со взрослыми дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Ребёнок пытается компенсировать своё положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворённость его основных потребностей быть личностью и быть принятым оказывает на него разрушающее влияние.

Дети излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают, в первую очередь, оценивающей деятельностью воспитателя («плохой ребёнок», «плохая работа», «неумный», «слабо справился» и др.). Они ощущают себя неумными, плохими, непринятыми, нелюбимыми окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязания на успех. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряжённость, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность. Ребёнок безуспешно пытается различными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу социальной неуспешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать основой для возникновения трудностей при завязывании социальных контактов. Если такие все же образовались, то, скорее всего, общение в этом случае будет игрой, которую можно противопоставить открытому общению. Игры не способствуют развитию личности, а ведут к упрочению тех негативных тенденций, которые уже имеются в ней. Так, например, ребенок с завышенной самооценкой может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребенком потому, что тот его слушается и позволяет удовлетворять потребность в доминировании. Второй же ребенок может поддерживать отношения только потому, что не способен их прервать. Если ребенок с неадекватной самооценкой нашел себе дополнительного (с комплементарными позициями) партнера, то это не исправит его самооценку, но лишь будет способствовать развитию каких-либо, скорее негативных, свойств личности.

Самооценка ребенка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Сама адекватная самооценка еще не залог успеха в общении, однако, если самооценка деформирована, то это уже достаточное условие для социальной дезадаптации.

Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутистическими либо агрессивными тенденциями поведения. В последнем случае, агрессия является компенсацией на критику, упреки, которые занижают самооценку ребенка. Причем, если ребенок компенсаторно агрессивен, то это не «выравнивает» его самооценку, но лишь приводит к тому, что окружающие оценивают ребенка как самолюбивого, самодовольного, самоуверенного. Тогда, конечно, трудно убедить родителей в том, что у их ребенка не завышенная, а заниженная самооценка и критиковать и унижать его нельзя.

Ребенок с завышенной самооценкой стремится прервать собеседника. Он это делает потому, что хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку своих особенностей или результатов активности. Однако он встречает совсем иную реакцию. Это приводит к нарушению взаимоотношений. Далее ребенок пытается еще более превзойти своих сверстников, но получает еще большее отвержение. Такому ребенку необходимо объяснить, что стараться сказать быстрее всех, сразу высказать пришедшую мысль надо на интеллектуальных соревнованиях, а обычное общение таковым не является. Поэтому нужно подождать некоторое время, пока другие дети смогут понять то, что он уже готов высказать.

Если ребенок с завышенной самооценкой не имеет некоторых поведенческих навыков общения, необходимых для нормального взаимодействия со сверстниками, то необходимо обучить его различным приемам общения, показать, какие фразы приводят к ссоре, какие могут отвести от нее. Если ребенок будет настаивать на конфликтных формах общения, утверждая, что тем самым спасает чувство собственного достоинства, то надо убедить его в том, что можно спокойно разговаривать, не унижая и себя и другого человека, и что оскорбление другого — даже очень остроумное — не возвышает оскорбляющего.

Завышенная самооценка часто бывает связана с завышенными требованиями к окружающим. Если последние не отвечают этим требованиям, то ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию в отношении сверстников или взрослых. Если ребенок не находит поддержки и одобрения, то негативные отношения с окружающими людьми и некоторые свойства темперамента (такие, как высокая эмоциональность, сензитивность, активность) могут способствовать формированию эмоциональной неуравновешенности, неуправляемости эмоциональных реакций. Это, в свою очередь, ухудшает взаимодействие ребенка с окружающими людьми, препятствует совместной игре, так как эмоционально неуравновешенному ребенку трудно справиться со своими желаниями, даже если те противоречат совместно принятому игровому правилу.

Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребенка. Во-первых, потому, что тревожный ребенок может создавать определенный эмоциональный дискомфорт в общении, частые перепроверки, трудности принятия окончательного решения могут поставить его в зависимость от другого, более сильного и нуждающегося в «поклонниках» ребенка. Во-вторых, тревожность совместно с заниженной самооценкой может препятствовать завязыванию контакта. Ребенок, обладающий такими качествами, боится неудачи, окриков, публичных оскорблений, не может переспросить, даже если что-то не расслышал, и поэтому производит впечатление глупого, не интересного для сверстников. Ребенок тревожный и с заниженной самооценкой никогда не пойдет «разбираться», если в чем-то ущемили его права. Услышав оскорбления в свой адрес, он сделает вид, что не слышит их, так как публичное разбирательство для него более неприятно, чем отвержение в игре, вынужденность «играть вторые роли» в группе. Но все же потребность в общении у ребенка не исчезнет, и он, возможно, станет заискивать перед сверстниками, чтобы те приняли его в свой круг, однако эти попытки чаще всего воспринимаются детьми негативно, и ребенок занимает место аутсайдера (отверженного) в группе.

Тревожность часто оказывается связанной с чувствительностью и уязвимостью. Те слова, на которые обычный ребенок может не обратить внимания, тревожный и чувствительный ребенок реагирует остро и, может быть, в большей степени испытывает чувство вины, чем на это рассчитывал наказывающий его взрослый. Поэтому с чувствительным и тревожным ребенком нужно проводить десенсибилизацию к тем факторам, устранить которые невозможно, но известно, что они особенно негативно влияют на его настроение и поведение.

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью, которая порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика – хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации обусловливает низкий статус ребенка в коллективе.

Описанные выше характерные особенности личности ребенка, которые препятствуют установлению контакта, нормальному общению, развитию личности, выступают причинами социальной дезадаптации и имеют определенные основания. Прежде всего это нарушения семейных отношений, т. к. воспитание в семье, деформирующее личность, приводит к нарушению отношений ребенка в социуме.

Причины неэффективного родительского поведения:

  • психолого-педагогическая неграмотность родителей;
  • неумение общаться с ребенком, недостаточный объем и качество вербального общения с ребенком, негативные взаимодействия с ребенком;
  • недостаточный диапазон навыков, необходимых родителям, связанных с реализацией родительских функций;
  • личностные проблемы и особенности родителя (эмоциональная холодность, высокий уровень невротизации, психические заболевания, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта), вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;
  • дисфункциональный опыт взаимоотношений в прародительской семье.

Делая вывод, можно отметить, что в психологическом портрете ребенка с социальной дезадаптацией обнаруживаются противоречия между потребностью ребенка:

  • в принятии и признании и его неадаптированность в социальной микросреде;
  • между стремлением к успеху, неиспользованными возможностями и нарушениями образа «Я»;
  • его неадекватностью и дисгармониями психического развития;
  • неуспешностью и компенсаторным поведением

Эти и другие противоречия личностного развития ребенка, связанные со спецификой воспитательного микросоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье, в детском саду и школе. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних детей и расторможенности, повышенной двигательной активности, неуправляемости у других. Такие состояния дезорганизуют ребенка, вызывают неадекватные реакции на педагогические воздействия, делают его педагогически трудным.

Психолого-педагогическая реабилитация — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации несовершеннолетних. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.

Теоретической основой психолого-педагогической реабилитации являются положения деятельностного и личностного подходов в психологии, педагогике. Они же лежат и в основе создания психолого-педагогических технологий реабилитации несовершеннолетних.

Деятельностный подход в социальной реабилитации предполагает развитие и коррекцию ребенка в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через "внутренние" закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Личностный подход ориентирует специалиста по социальной реабилитации на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными социальной ситуацией жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного "Я", субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.

Дезадаптация детей и подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. В связи с чем, возникает необходимость в проведении социальной реабилитации.

Социальная реабилитация – это комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на восстановление способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. Основным ее видом является социально-психологическая реабилитация, роль которой в работе с дезадаптированными детьми и подростками огромна. Она направлена на повышение уровня психического и физического здоровья ребенка, его социально-психологическое возрождение; информирование о потенциальных возможностях ребенка; обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми.

Можно выделить три направления социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков:

-диагностическая работа;

-организация реабилитационных мероприятий;

-постреабилитационная защита ребенка.

Эффективность реабилитационной работы во многом достигается за счет использования основополагающих принципов, которые должны обязательно учитываться в процессе социально-психологической реабилитации детей и подростков. В их числе можно назвать:

  • принцип гуманизма – к детям следует подходить бережно, строго следовать принципу "Не навреди!". Данный принцип подчеркивает ценность ребенка как личности и направлен на поиск положительного в нем, актуализацию потенциальных возможностей, заложенных в нем.
  • принцип единства диагностики и реабилитации. Задачи реабилитационной работы могут быть сформулированы только на основе результатов диагностического изучения.
  • принцип комплексности предполагает единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий при реабилитации.
  • принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных и личностных особенностей в процессе реабилитации.
  • принцип поэтапности в проведении реабилитационных мероприятий.
  • принцип реалистичности – ориентирует на постановку реально достижимых целей реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала ребенка.

Очень важным направлением в процессе реабилитации является работа с родителями.

Родители должны с большей долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады чувствительного и тревожного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда без намерения причинить боль.

Умение быть родителем означает:

  • чуткость к настроению детей, эмпатийность, экспрессивность, умение выслушать ребенка, умение договориться с ребенком, эмоционально-теплые контакты с детьми;
  • отзывчивость на потребности детей на разных стадиях развития, представление о личностном смысле роли воспитания;
  • умение создавать в семье атмосферу доброжелательности и требовательности;
  • умение решать и преодолевать социальные проблемы и владение навыками взаимодействия, характер воспитательной тактики на содружество, сотрудничество;
  • способность разговаривать и играть с детьми;
  • обладание дисциплинарными навыками двух видов: для достижения желаемого поведения ребенка, конечная цель которого – гармония (поощрение социально правильного поведения и наказание социально неприемлемого поведения ребенка); для развития самоконтроля у ребенка.

Процесс реализации родительских функций является одним из видов социальных отношений, оказывающим длительное воздействие на детей.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте являются:

  • формирование навыков общения;
  • гармонизация отношений ребенка в семье и со сверстниками;
  • коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
  • коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

Заключение

Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, социально - педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

С учетом больших масштабов, а также наиболее вероятных негативных последствий проблему дезадаптации детей и подростков следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

В связи с этим, возникает необходимость в проведении психолого-педагогической реабилитации, которая имеет комплексный характер, так как в своем арсенале использует медицинские, психологические, педагогические, социально-правовые меры. Эффективность ее во многом зависит от правильности и своевременности поставленного диагноза и в соответствии с ним организованных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации.

Рост числа дезадаптированных детей и подростков и как следствие необходимость проведение их психолого-педагогической реабилитации, требует создания широкой системы служб и учреждений, в которых она могла бы осуществляться. В настоящее время в России функционируют реабилитационные центры для дезадаптированных детей и подростков, но их количество не достаточно для решения такой серьезной проблемы. Уровень финансирования и материально-техническая база существующих центров не позволяет осуществлять реабилитацию в той степени, в которой нуждаются дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. Доступность и полезность игр и спо...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...