План самообразования на тему: "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС"
учебно-методический материал

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_g.n.n.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Большеатнинский детский сад” Атнинского муниципального района

Республики Татарстан

П Л А Н

по самообразованию

на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС»

Составила:

воспитатель Гайфуллина Н.Н

Введение

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

  Сенсорное воспитание заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

В качестве средств сенсорного воспитания  у детей дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

      Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих,  принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

   Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

   Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

   Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

   Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  

Цель: повышение  профессионального мастерства и компетентности педагога.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

2014-2015

    2015-2016

   2016-2017

2017-2018

2018-2019

1.Изучение учебной и методической литературы

2.Собирать дополнительный материал по сенсорному развитию детей из Интернет – источников

3.Разработать игры по сенсорному развитию

4.Консультация для родителей

5.Изучить методику проведения цикла дидактических игр по сенсорному развитию

6.Развивать внимание, усидчивость детей

7.Изучение статей в журналах

8.Изучение методику проведения НОД по сенсорному развитию детей

9.Разработка и составление конспектов НОД по сенсорному развитию

10.Изучение опыта педагогов ДОУ

11.Привлечь родителей к развитию сенсорных способностей

12Использовать новые технологии по развитию сенсорных способностей.

 

1.Собирать материал по сенсорному развитию детей

2. Развивающий уголок по сенсомоторному развитию

3.Обобщение опыта работы (показ НОД, мероприятий, мероприятий с родителями воспитанников) на районном, республиканском уровне

4.Публикации в сборниках профессиональной направленности

5.Изготовление игр и пособий для сенсомоторного уголка

6.Консультация для родителей “Роль дидактических игр по сенсорике, в умственной развитий детей дошкольного возраста”

7.Участие в профессиональных конкурсах мастерства

8.Выставка дидактического материала по сенсорному развитию детей

9.Изучение опыта педагогов ДОУ по сенсорному развитию детей

10.Изучение статей в журналах “Дощкольное воспитание”, “Мәгариф”

11.Привлечь родителей к развитию сенсорных способностей детей.

1. Активное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (участие в смотрах-конкурсах, в педагогических советах)

2.Консультация для воспитателей “Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста”

3.Выступление в конференциях

4.Дополнить  центр по сенсомоторному развитию детей

5.Отправить материал для публикации в журналах, газетах

6.Родительское собрание “Путешествие в страну   “Сенсорики”

7 Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

8.Знакомство с практическим опытом коллег ДОУ

9.Выступление на педагогическом совете с сообщением: «Необходимость развития сенсорики в дошкольном возрасте»

10.Открытое занятие для педагогов по сенсорике с элементами ТРИЗ – технологий

11. Участия в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах.

 

 1.Обмен опытом с воспитателями других групп по теме: «Сенсорное развитие ребенка – путь к успешной учебе»

2.Консультации для воспитателей:

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

3.Разработать игры по сенсорному развитию

4.Публикации в журналах

5Формирование картотеки дидактических игр, направленных на закрепление понятия формы: «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?»

6. Участие в профессиональ-ных конкурсах мастерства

7.Выступление на педсовете: «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»

8.Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

9.Просвещение  родителей в области сенсор-ного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду

10.Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста

11. Активное вовлечение родителей в педагогический процесс (использование современных форм работы с родителями).

1.Изучение литературы и приобретение материалов по данной тематике

2.Консультиро -  вание и анкетирование родителей на тему сенсорного развития детей в доу

3.Изучение литературы по данной теме: работы М. Монтессори по развитию ребят из разных источников Интернета

4.Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию

5.Проведение открытого занятия «Формирование сенсорных эталонов

6. Публикации в сборниках профессиональной направленности

7.Выставка дидактического материала по сенсорному развитию детей

8.Мастер – класс для воспитателей ДОУ “Изготовление игр и пособий для сенсо-моторного центра”

9. Проведение занятий, дидактических игр, упражнений, наблюдений, ОД с детьми в соответствии с программой, с планированием по сенсорному развитию детей второй младшей группы

10. Проведение диагностичес -кого обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Список использованной литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение, 2007.

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над сам...

План самообразования по теме: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них эколо...

План самообразования на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

План самообразования на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

План самообразования по теме: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

План  самообразования по теме:" Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".Савченко Натальи ВладимировнывоспитателяМБДОУ№10на 2018 - 2019 уч.г.Цель: Продолжать повышать педаго...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через метод проектов".

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...