Самообразование "Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
статья (подготовительная группа)

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Жеуровой Ольги Вячеславовны

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами национальной культуры

(Начало изучения темы     01.09.2020)

(Окончание изучения темы 30.05.2023)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога: Жеуровам Ольга Вячеславовна

Дата рождения 06.10.1984

Стаж работы в должности: 10 лет

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: нашу Родину населяют люди разных национальностей и народностей; у каждого народа свой национальный язык, обычаи и традиции, искусство и культура; каждый народ по-своему талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками, учеными и т.д.

Чувство Родины начинается с искреннего восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что откликается в его душе, с раннего детства он нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. И хотя многие впечатления от созерцания окружающего мира еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют невероятно большую роль в становлении личности патриота своей Родины…

Реализация работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду осуществляется через систему мероприятий: занятия, праздники и развлечения, прогулки и экскурсии, нерегламентированная детская деятельность, режимные процессы.  Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детском саду. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

     Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводиться в детском саду, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма. Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 -1910). Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Подготовка к занятиям требует затрат времени на изготовление дидактического материала для проведения развивающих игр, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.      

Также решение данной педагогической проблемы требует определённых навыков и опыта.

Актуальность данной темы заключается в том, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Общие сведения по теме самообразования

В современных условиях, когда происходят большие изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Смысл патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родномудому, к роднойприроде и семье, к истории и культуре страны, созданной стараниями родных и близких. Но вместе с тем надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми всегда прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Надобно ощутить себя частью народа, для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, принять русский язык, русскую историю и культуру. Россия - страна многонациональная, следовательно, национальная гордость не должна выражаться в глупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, и его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной eё глубиной.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции,заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу содействовать бережному отношению к традициям, сохранению нормальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа остро-насущна и особенно трудна, требует большого ритма и выдержки, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и часто вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Поэтому может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей родословной, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких предположений: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошломкрая и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Дошкольник должен сориентирован на:

  • патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного посёлка, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Цель:формирование положительных чувств к стране, ее народу, своей национальной культуре, способствующих возникновению чувства любви к Родине.

В ходе работы по теме самообразования преследуется цель решить следующие задачи:

Задачи:

  • повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
  • проанализировать условия созданные в детском саду для патриотического воспитания;
  • разработать консультации для родителей;
  • разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами национальной культуры.
  • провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Мордовии;
  • знакомство детей с символами Республики Мордовии (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения и становления опыта: нравственно - патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Научная новизна исследования:

На основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена проблема патриотического воспитания дошкольников, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе.

Предварительные результаты:

Дети должны знать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

2. Этапы работы по теме самообразования:

1. Организационно-диагностический этап (Изучение нормативных документов, планирование работы на год, диагностика интеллектуального развития детей, подборка методической литературы на год).

2. Практический этап (посещение открытых мероприятий коллег с последующим анализом, практических семинаров, проведение развивающих игр с детьми, составление картотеки, изготовление дидактических игр, работа с родителями).

3. Заключительный этап (подведение итогов, обобщение опыта по теме самообразования)

3. Литература по теме:

1. Бабаева Т. И., Гогоборидзе А.Г., Михайлова З.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. –СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013. – 528.

2.Майер А.А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход): Учебное пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс»,2012. – 272с.

3. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России». Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс»,2013. – 96с.

4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Учеб.практ. пособие для дошк. Учреждений. / О.Л. Князева, М.Д.Маханёва.- Санкт – Петербург, 2004.–30с.

5.Миханёва М.Д. Методическое пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Наука и образование, 2014 г.,-72с.

6.ЗиньковскаяО.М.«Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников посредством устного народного творчества» / О. М. Зиньковская,Е. В. Шопоняк // Молодой ученый. – 2014 – №17. – С. 479-480.

7.Комратова, Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие» / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2007 – 224 с.

8.Гаврилова, И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / И.Г. Гаврилова. – СПб: Детство – Пресс, 2008 – 264 с.

9.Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

10.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа:http://www.portal-slovo.ru.

11. Источники интернета:

«Социальная сеть работников образования nsportal.ru»,

«Maaam.ru»,

4. Чей опыт предполагается изучить по данной теме:

В основе темы самообразования лежат идеи В. Д. Выготского, идеи М. Д. Павленко, Серых Л. В., Лысенко В. Н., Слепченко В. Н., Чумоченко М. И., Флигинских Т. И.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались: Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, С. А. Козлова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко. Большой вклад в разработку различных проблем воспитания детей раннего возраста внесли: Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.на которые я опираюсь в своей работе, и многих других педагогов.

Опыт практикующих педагогов-воспитателей, участников порталов «Социальная сеть работников образованияnsportal.ru»,«Maaam.ru»,

- Опыт коллег, педагогов- воспитателей МКДОУ «Детский сад  «Теремок» г.Щигры Курской области» через посещение открытых занятий, изучение методических наработок

5. Творческое сотрудничество по теме самообразования:

Педагоги, родители, дети.

6. Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)

- выступление перед коллегами;

7. Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы: посещение занятий, различных мероприятий и другие)

– изучение методической литературы, статей, информационных источников сети Интернет;

-повышение квалификации по курсах ПК;

-посещение теоретических и практических семинаров на базах ДОУ муниципалитета;

-посещение открытых занятий педагогов- коллег в МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Щигры Курской области»

-изучение методических разработок, имеющихся в методическом кабинете детского сада.

8. Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте

Выступление на итоговом педсовете за 2020-2021 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2020 – 2023учебный год

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки выполнения

I этап

Организационно-диагностический этап

Изучения научной и  методической литературы, подбор материалов, составление перспективного плана, подбор диагностируемого материала по выбранной теме.

Сентябрь – ноябрь 2021г.

IIэтап

Организационно-практический

Реализация проекта (проведение НОД, развлечений, консультаций, досугов, реализация проекта по теме самообразования, самореализация – публикация статей)

Декабрь 2021 – март 2023г.

III этап

Заключительный

Анализ работы самообразования

Март – май 2023г.

ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2020 – 2021 учебный год

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь - октябрь

Изучение методических разработок, имеющихся в методическом кабинете детского сада.

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Итоги мониторинга на начало учебного года

Ноябрь

1.Оформление уголка в подготовительной группе «Достопримечательности Курской области»

2. Осенний утренник «В гости в город Щигры».

 Стенд «Мы живём в

России».

Декабрь

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

1.Изготовление макета «Наша улица».

Картотека игр.

Январь

2. Ознакомление с символикой России и Курской области

1. Проведение НОД «Щигры - наша малая родина»

Февраль

Развлечение: «День защитника отечества».

Конкурс плакатов

«Защитники отечества».

Спортивное развлечение «Как Баба Яга внука в Армию провожала»

Чтение литературы о Родине, о ВОВ и других исторических событиях.

Проведение праздника

Изготовление подарков для пап своими руками.

Спортивное развлечение с дедушками

Информация для родительского уголка.

Март

Посещение детской библиотеки городской библиотеки.

Праздник («Наше большое желание - Сохранить родной язык!»),

Апрель

Ознакомление с традициями Курского народа.

Развлечение «Игры наших бабушек

Май

Участие в акции «Письмо ветерану»

Отправка письма ветерану по почте

Май

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Отчёт по теме самообразования.

Итоги мониторинга на конец учебного года

Выступление на педсовете

В течении года

Проведение дополнительного заседания клуба «Бабушкин сундучок»

Заседание клуба

Планирование работы по самообразованию на новый учебный год

Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2021-2022 учебный год

Составление списка литературы и информационных источников для работы

ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ на 2021 – 2022 учебный год

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Итоги мониторинга на начало учебного года

В течении года

Знакомство с творчеством детских писателей Курской области

Разучивание стихов, песен об Курском крае

В течении года

Изготовление дидактических игр и демонстрационного материала.

Картотека дидактических игр

Октябрь

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

Ноябрь

Проект по знакомству дошкольников с  национальной культурой с использованием модели «Русская изба»

Приобщение детей к национальной культуре.

Декабрь

Оформление альбомов “Красная книга Курской области”

Январь

Беседы с детьми  «Мы – дружная семья»

Беседы с детьми «Как зовут твоих родителей»

«День объятий»

Февраль

Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.

Картотека игр

Март

Беседы на тему «Моя родная мама».

Выставка детских работ «Моя мама – лучшая на свете».

Апрель

«Знакомство с русской национальной кухней»

(в рамках проекта «Русская изба»)

«Готовимся к встрече Пасхи»

Беседа с детьми

Фотоконкурс

Май

«Окна Победы»,

«Поём всем двором».

«Сад памяти»

всероссийский «Голубь Мира», «Рисую мелом»

Участие в акциях

Фотоотчёт

флэш-моб

всероссийская акция

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Итоги мониторинга на конец учебного года

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Планирование работы по самообразованию на новый учебный год

Подборка материала для разработки плана по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Составление списка литературы и информационных источников для работы

ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2022– 2023 учебный год

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Итоги мониторинга на начало учебного года

Октябрь

Разработать картотеку стихов,  о родном крае

Подобрать пословицы о Родине.

Картотека стихов

Продолжать знакомится с русскими народными сказками

Участие в вебинарах по теме самообразования

Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему

Ноябрь

Консультации для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

Выставка детских рисунков «Родная сторонка»

Посещение с детьми мини музея ДОУ «Русская изба»

Декабрь

Участие в конкурсе «Фабрика Деда Мороза»

Выставка работ

Январь

Консультация для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Информация для родительского уголка.

Чтение художественной литературы: сказка «Теремок»

Драматизация сказки

Февраль

Развлечение к 23 февраля

Продолжать знакомить детей с историей русского быта, обычаями русского народа.

Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)

Демонстрация презентаций «Символы России», Курской области.

Рассказать детям о символике России и Курской области.

Март

Консультация для родителей «Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

Информация для родителей

Апрель

Беседы на тему ««История космонавтики», Космос»,

Рассматривание иллюстраций.

Создать мультимедийную презентацию «Юрий Гагарин».

Просмотр презентации

Май

Участие в вебинарах по теме самообразования

В течении года

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Беседы о прочитанном

Май

Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года

Итоги мониторинга на конец учебного года

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Картотека игр.

Народные игры

«Золотые ворота»,  «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Заря-заряница»,  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»,  «У медведя во бору»,  «Горелки»,  «Гуси-лебеди» и т.д.

 Дидактические игры:

 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

 

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.

 

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие


«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

 «Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них

 «Подбери профессии»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты. 

 «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

 «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу. 

 

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли»

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры — Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

 «Сложи герб из фрагментов».

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

 «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

 «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?» 

«Укрaсь одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку”(национальные куклы одеты неправильно).

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

 «Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. 

«Дружат люди всей земли»

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

 «Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 «Вежливые  слова»,  «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную

 «Хорошо – плохо»

 Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

 «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), 

«Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), 

«Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару),

 «Кто больше скажет?» (волшебных слов), 

«Поделись улыбкой», 

«Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), 

«Похвали соседа», 

«Моя игрушка рассказывает обо мне»,

 «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких)

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,  
(поднять руки в стороны)
Держит скипетр и державу,  (
поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)
Он Россию сохранил              
( нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди) 
 Дорог всем: тебе и мне            
(наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный       
(шаг на месте)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий,           
(плавные покачивания рук впр. вл.)
И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный,         (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит                 (показать руками)
Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                  (
поднять руки вверх)

Спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»

Сюжетно-ролевые: «Семья» «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк», «МЧС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Система работы МКДОУ д/с № 381 по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде...

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного в...

Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...

Доклад «Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Как часто мы повторяем: «Движение – это жизнь». Но движение – это еще и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности в движениях....

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Публикация методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников....