Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»
статья

В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта. Они получают ответы на вопросы, установленные самими детьми в процессе «проектирования».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»

Подготовил: старший воспитатель МДОУ

«Детский сад» пгт.Кожва Астанина Е.Н.

Обращаясь к словарю слово «проект» может значить истинную историю творчества, где человек перестает быть владельцем собственных мыслей, отрешается от собственного личного, дабы получить шанс наткнуться на что-нибудь новое, заполниться им, выразить его в собственном творчестве. Это объяснение проекта раскрывает широкие способности для его применения в образовательном процессе.

В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта. Они получают ответы на вопросы, установленные самими детьми в процессе «проектирования».

Об актуальности применения способа проектов говорит то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте гуманизации образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным подходом; интеграцией познаний.

С самого рождения ребёнок считается первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Но ребёнок не имеет возможности самостоятельно отыскать ответы на все интересующие его вопросы - ему могут помочь воспитатели в детском саду.

Необходимо помнить о том, что дошкольное учреждение гарантирует не только бесплатность и доступность, но и нравственное становление ребенка, право выбора деятельности и охрану жизни и здоровья воспитанников.

         Все это и многое другое возможно воплотить в жизнь только при одном условии - кардинально поменять кампанию педагогического процесса в ДОУ, методом выбора более действенных средств изучения и воспитания, а именно, с помощью метода проектов.

Поэтому педагоги не устают искать новые способы воплощения детских инициатив, что стало максимально возможным при реализации проектной деятельности в условиях детского сада.

Проектное обучение возможно определить, как метод организации педагогического процесса, базирующийся на содействии ребенка с находящейся вокруг средой, поэтапную практическую работу по достижению установленной цели.

В основу проектной деятельности заложен следующий смысл -направление познавательной работы дошкольников на итог, который достигается в процессе общей работы воспитателя и воспитанников над конкретной практической задачей (темой). Это означает то, что педагог помогает использовать нужные знания, навыки и умения дошкольников на основе целевых ориентиров ДО.

Важно не забывать, что дошкольное образование является первой ступенью образования и, если дошкольник освоил метод работы с проектом, ему легче будет даваться обучение в начальной школе, т.к. со школьной скамьи начинается еще более плотная работа над проектами, примерно два раза в неделю школьники реализуют самостоятельно, с родителями или учителями проектную деятельность на различные темы согласно учебного плана, а также по текущим обстоятельствам.

В следствие этого, в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная работа основана на сотрудничестве, в котором принимают роль малыши и педагоги ДОУ, а также вовлекаются законные представители воспитанников. Проектная деятельность играет важную роль во взаимодействии с родителями воспитанников, ведь благодаря ей система дошкольного учреждения становится максимально прозрачной, родители максимально ориентированы и уведомлены о работе в рамках группы и детского сада и, что самое главное, это важный этап сотрудничества, где законные представители в полной мере могут стать полноправными участниками образовательного процесса детского сада.

В настоящее время выделяют проекты по следующим направлениям: краткосрочные и долгосрочные, творческие, педагогические, различные по тематикам – как запланированные в рамках комплексно-тематического планирования, так и по потребностям детей в рамках ежедневной работы с ними, по количеству участников проекта и т.д.

Так как, в дошкольном образовании с введением и реализацией ФГОС ДО основной деятельностью детей стала считаться игровая деятельность, но важнейшим видом проекта считается проекты с сюжетно-ролевым направлением для достижения задач дошкольного образования и выполнения поэтапных целевых ориентиров.

Ведущей целью проектного способа в ДОУ считается становление свободной творческой личности ребёнка, которое ориентируется на исследовательскую деятельность детей ДОУ.

Проектный метод работы может вводится педагогами ДОУ уже с младшего дошкольного возраста.

Педагог выступает как организатор детской продуктивной работы, он консультант, специалист. Он - ведущий в исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной работах, координатор ребят в преодолении трудностей, но не стоит забывать и о важности детской инициативы в реализации проектной деятельности, ведь очень важно, чтобы педагог шел от интересов детей, а не наоборот.

Работа в предоставленном направлении реализуется через изучение педагогами соответствующей научно-методической литературы, просветительской работы с законными представителями, создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с тематикой будущей проектной деятельности. Внедрение в практику проектной технологии предъявляет к педагогу конкретные запросы, как к творческой личности, и повышение квалификации и педагогического мастерства, а также ежегодное самообразование.

Ребёнку же способ проектов даёт возможность:

- проводить эксперименты, синтезировать приобретенные знания;

- развивать креативные возможности и коммуникативные способности, что разрешает ему благополучно приспосабливаться к изменяющейся окружающей действительности.

Множество исследований на целесообразность использования проектной деятельности в рамках дошкольных образовательных учреждений показывает то, что это максимально перспективный, инновационный и действенный способ воспитания детей дошкольного возраста.

Данный способ воспитания дошкольников повышает самостоятельную активность детей, развивает воображение и творческое мышление, учит детей находить выход из предложенных ситуаций и информацию об интересующем предмете, явлении.

Специфичностью применения способа проектов в дошкольной практике считается то, что воспитателю нужно «наводить» малыша, помогать показывать и выявлять проблему или же стимулировать ее появление, вызвать к ней внимание и «втягивать» ребят в план работы по выбранной теме. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию, в конечном результате, метод обязан содействовать развитию индивидуально-творческой работы воспитателей в рамках образовательного процесса, содействовать личному развитию воспитанников, гарантировать высококачественные результаты педагогической работы.

Пример реализованного проекта в МДОУ «Детский сад» пгт.Кожва

Педагогический проект «Сюжетно-ролевые игры»

Содержание, участники проекта, возраст детей

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, артистизм, учат вживаться в образы и роли. Игра имеет огромное значение в социальной адаптации ребенка, в реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в рамках детского сада. В сюжетно-ролевой игре развиваются личность ребенка, интеллект и воля, общительность и фантазия. Проект реализован в старшей группе детского сада и направлен на развитие творческих способностей воспитанников и амплификацию игрового опыта детей.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальные руководители детского сада, родители воспитанников.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа «Дружные ребята»).

1.Введение

Сюжетно-ролевые игры порождают стремление к самореализации, самовыражению детей. Игры являются надежным диагностическим средством психического развития детей.

2. Актуальность проекта, проблема

Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.  Поэтому так актуально использование в работе воспитательной деятельности именно сюжетно-ролевых игр, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Обоснование проблемы:

1. Неумение детей старшей группы играть в сюжетно-ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр.

2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно-ролевых играх, способах подачи их детям.

3. Вид проекта, цели, задачи, ожидаемые результаты

Вид проекта: педагогический, групповой, долгосрочный, ролево-игровой.

Цель проекта:

Развитие игры, как основной деятельности детей.

Задачи проекта:

- Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

- Обучение воспитанников выполнению игровых действий в соответствии с замыслом;

- Развитие и обогащение сюжетов игры;

- Развитие и обогащение речи детей, активного словаря;

- Формирование коммуникативных навыков, распределение ролей и ролевых диалогах;

- Воспитание культуры общения.

Ожидаемые результаты:

Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек и атрибутов для театрализованной деятельности, предметов-заместителей и игровых действий;

Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжетов;

Формирование умений воспитанников организованно играть небольшими группами и компаниями, вовремя включаться в игру.

4. Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Определение проблемы для реализации проектной деятельности.

Определение целей и задач проекта.

Мониторинг творческой активности детей.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

Подбор музыкального сопровождения.

Консультации со специалистами ДОУ.

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для сюжетно-ролевых игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Дети:

Обрисовка сюжетной игры: рассматривание иллюстраций, картинок с изображением домиков, мам и дочек, случайных пожаров, затоплений, различных игр. Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

Наглядный материал: «Пожары, затопления»

Чтение художественной литературы на тему «Когда родителей нет дома».

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов, макета дома; макетов мебели.

Обсудить характеристики людей, особенности поведения: мама, папа, дети, гости, чужой человек, пожарные, милиция.

Д/игра: «Наша дружная семья», «Кто ушел?», «Что мы делаем?», «Как мы помогаем родным», «Родство», «Запоминаем имена близких родственников», «День рождения Степашки», «Строим дом», «Детский сад», «Семья», «Школа», «Дом, семья», «Волк и семеро козлят».

Предметное окружение. Явление общественной жизни: «Моя семья», «Хозяйство семьи»

Рисование: «Девочка в нарядном платье».

Беседа: «Что делать если..».

Основной этап:

1 этап: Обогащение представлений детей о сфере деятельности, которую предстоит обогащать детям во время реализации проектной деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх. Обогащение реализуется путем бесед, чтения художественной литературы, наблюдений и экскурсий. Знакомство детей с яркими представителями профессий и их деятельностью.

2 этап: Организация непосредственно самой сюжетно-ролевой игры: сочинение событий и хода действий в соответствии с темой сюжетно-ролевой игры; создание развивающей среды на основе организации продуктивной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, привлечение родителей. Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап: коллективная и самостоятельная игровая деятельность воспитанников, организация сюжетно-ролевой игры с партнерами.

Организация игрового пространства:

- Расстановка мебели в кукольном домике.

- Принятие детьми на себя ролей

- Обеспечение руководства.

- Распределение ролей

- Игровая деятельность детей

- Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей

- Использование многоперсонажных сюжетов.

- Обучение элементам развития сюжета.

- Принятие на себя второстепенной роли.

- Использование предметов-заместителей.

5. Заключительный этап.

- итоговый мониторинг;

- оформление паспорта проекта, подведение итогов проекта.            

6. Литература

1. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие (Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова);

2. Проектная деятельность старших дошкольников (В.Н.Журавлева);

3. Проектная деятельность дошкольников (В.А. Деркунская);

4. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста (Н.В.Краснощекова);

5. Проектная деятельность в дошкольной организации (Е.Райхерт-Гаршхаммер).

7. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – амплификация игрового опыта воспитанников.

8. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

• Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

• УСТАВ МДОУ «Детский сад» пгт.Кожва;

• СанПиНы 2.4.1.3049-13;

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 • Конвенция о правах ребенка.

Вывод по результатам реализованного проекта

По итогам реализации данного проекта существенно расширились игровые приемы детей, способы использования игрового оборудования и предметов заместителей; в образовательной деятельности детей появилось самостоятельное инициирование игр, совмещение нескольких сюжетов; значительно возрос интерес детей к сюжетно-ролевым играм, повысилась культура поведения, развилась наблюдательность, внимание.

Таким образом, помимо прочих вышеуказанных результатов, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Способ проектов, как раз базируется на заинтересованностях ребят, подразумевает самостоятельную деятельность воспитанников. Лишь только действуя самостоятельно, с долей детской инициативы, дошкольники обучаются различными методами добывать информацию об интересующем их предмете или же явлении и применять эти познания для дальнейшей деятельности в рамках ДОУ и жизни в целом. Реализация способа проектов в образовательном процессе ДОУ может помочь научиться работать в коллективе, педагоги свободны в выборе методик и технологий работы.

Не считая этого, организация работы по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ содействует объединению педагогического коллектива, увеличению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения воспитателей к нововведениям в образовании, созданию критерий для самореализации, развитию креативности.

Список используемой литературы

.        Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

.        Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

.        Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.

.        Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

.        Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

.        Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

.        Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

.        Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

.        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

.        Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

.        Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

.        Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"

Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских  проектов. В  статье описаны  этапы проведения эксперимента, этапы подгот...

Статья из опыта работы на тему: "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста"

Статья из опыта работы раскрывает основные направления работы ДОУ  по профилактике летского дорожно-транспортаного травматизма....

Статья из опыта работы на тему: «Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либ...

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

В дошкольной образовательной организации сегодня оказываются не только дети с нарушениями речи, опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практич...