Главные вкладки

    Эмоциональное выгорание педагогов: симптомы, профилактика
    консультация

    Пулина Марина Викторовна

    Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Представление об эмоциональном выгорании. Симптомы эмоционального выгорания (лекция)

    Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными...
    В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.

    Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, развивающееся как результат хронического стресса на работе.

    В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

    Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

    Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

    Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

    1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

    2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

    3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

    Выделяют следующие симптомы:

    Психофизические симптомы:

    • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

    • ощущение эмоционального и физического истощения;

    • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

    • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

    • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    • резкая потеря или резкое увеличение веса;

    • полная или частичная бессонница;

    • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

    • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

    • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Социально-психологические симптомы:

    • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

    • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

    • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

    • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

    • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

    • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

    • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

    Поведенческие симптомы:

    • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

    • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

    • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

    • руководитель затрудняется в принятии решений;

    • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

    • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

    • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

    • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

    Какие же факторы, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания?  Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: 
    - предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка. Сюда же можно отнести и двусмысленные, неоднозначные требования к выполняемой работе;
    - отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;
    - недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное, а также частое отсутствие выходных и отпусков;
    - невозможность влиять на принятие важных решений;
    - постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);
    - однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
    - необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным, например, необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым;
    - работа с «тяжелыми» клиентами: это геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями;
    - провоцировать синдром  выгорания могут  болезни, переживание  тяжелого стресса, психологические травмы  (развод, смерть близкого или пациента).
    - отсутствие каких-либо интересов вне работы.


    Также следует отметить, что только внутренних предпосылок (низкая самооценка, тревожность, невротизм)  бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социо-культурными условиями общества. В организации можно выделить три существенных момента:

    1. Неэффективный стиль руководства. «Мужской» стиль руководства не может обеспечить людям необходимую эмоциональную поддержку. «Женский» поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку нечеткие, неопределенные требования ставят под угрозу стремление все делать лучше всех.

    2.  Работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.

    3.  Отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку.

    Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию  или  каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома.



    Предварительный просмотр:

    Профилактика синдрома выгорания  (рекомендации для руководителей)

     Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

    Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле — борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:

    1. Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.

    2. Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.

    3. Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений СЭВ — ощущение бессмысленности работы.

    4. Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.

    5. Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя.

    6. Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры (к примеру, поменять комплектацию кадров с учетом особенностей психологической совместимости).

    8. Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития.

    9. Оказывать помощь вновь назначенным молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.

    10. Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) график дежурств, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.

    11. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.

    12. При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития СЭВ у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др.

    Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным.

    Рекомендации по мотивации сотрудников (для руководителей):

      — Публично, на совещании или собрании, выражайте позитивную оценку сотрудника, успешно решившего сложную задачу.

    — Помните, что устная благодарность мотивирует не меньше, чем денежное поощрение.

    — Разработайте и внедрите в коллективе систему званий для успешных сотрудников («Эрудит», «Золотой голос», «Лучшая садовница»...)

    — Разработайте и внедрите современный стенд с информацией и фотографиями успешных сотрудников (подойдет метод публичного поощрения педагогов, например, создание стенда с названием «Вам говорим «спасибо»).

    — Вознаграждайте сотрудника за стаж работы в коллективе.

    — Помните: желание сотрудников неформально общаться невозможно запретить полностью, но при разумном поощрении этой потребности можно стимулировать людей. (Организуйте 15 минутный перерыв для релаксации, чая).

    — Организуйте в конце недели для сотрудников «кафе» для подведения итогов и

    общения сотрудников.

    — Организуйте праздники.

    — Создайте традиции (походы, поездки, пикники).

    — С целью облегчения социальной адаптации новых сотрудников выделите из опытных работников наставника.

    — Введение супервизии и других форм профессиональной поддержки.

    — Создайте постоянно действующие рабочие группы (как в профкоме).

    — При приеме на работу показывайте перспективу карьерного, либо профессионального роста.

    — Ставьте успешного сотрудника в пример молодым.

    — Чаще говорите, что ваше учреждение — надежно и стабильно.

    — Создавайте условия для получения нового профессионального опыта.

    — Создавайте условия для внедрения новой информации, полученной на семинаре.

    — Людей мотивирует полезность их работы для других.

    — Демонстрируйте в своем управленческом стиле деловой оптимизм; будьте всегда энергичны; помните, что сотрудники всегда смотрят на своего руководителя.

    — Чаще улыбайтесь.

    — Заботьтесь о позитивной атмосфере в учреждении.

    — Говорите так: «Проблем нет! Есть просто работа».



    Предварительный просмотр:

    Экспресс-оценка «выгорания»

    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»

    Количество положительных ответов подсчитайте (за каждый ответ «да» - 1 балл)

    1

    Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

    да

    нет

    2

    Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

    да

    нет

    3

    Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    да

    нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники, их родители (подчиненные)

    да

    нет

    5

    На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    да

    нет

    6

    Коллегам (воспитанникам, подчиненным) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

    да

    нет

    7

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    да

    нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    да

    нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется  послать ее ко всем чертям

    да

    нет

    10

    За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

    да

    нет

    _____________________________________________________________________________________

    Экспресс-оценка «выгорания»

    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»

    Количество положительных ответов подсчитайте (за каждый ответ «да» - 1 балл)

    1

    Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

    да

    нет

    2

    Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

    да

    нет

    3

    Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    да

    нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники, их родители (подчиненные)

    да

    нет

    5

    На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    да

    нет

    6

    Коллегам (воспитанникам, подчиненным) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

    да

    нет

    7

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    да

    нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    да

    нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется  послать ее ко всем чертям

    да

    нет

    10

    За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

    да

    нет

    Экспресс-оценка «выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»

    Количество положительных ответов подсчитайте (за каждый ответ «да» - 1 балл)

    1

    Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

    да

    нет

    2

    Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

    да

    нет

    3

    Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

    да

    нет

    4

    То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники, их родители (подчиненные)

    да

    нет

    5

    На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

    да

    нет

    6

    Коллегам (воспитанникам, подчиненным) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

    да

    нет

    7

    С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

    да

    нет

    8

    О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

    да

    нет

    9

    Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется  послать ее ко всем чертям

    да

    нет

    10

    За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

    да

    нет

    Обработка результатов:

    0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.

    2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

    7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

    10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.



    Предварительный просмотр:

    Тест на определение эмоционального благополучия воспитателя в детском саду

    (Г. Любина, Л. Микулик)

    На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

    Интерпретация.
    Если почти на все вопросы Вы ответили утвердительно, значит, Ваши взаимоотношения с руководством, коллегами, детьми и их родителями складываются благоприятно, и Вы чувствуете себя на работе эмоционально благополучно.

    1. Я не чувствую постоянной зависимости от настроений начальства.
    2. Я не боюсь проверяющих различных рангов, так как для меня основное — благополучие детей.
    3. Я не считаю, что должен(а) выполнять все инструкции начальства, если они продиктованы не заботой о детях, а другими соображениями.
    4. Я знаю, что мои замыслы, предложения, творческие планы будут восприняты с вниманием.
    5. Я знаю, что мое непосредственное начальство ценит меня не за послушание, а за трудолюбие, творчество, самобытность.
    6. Я имею право задавать любые вопросы.
    7. Я имею право на ошибку (конечно, не в ущерб детям).
    8. Я знаю, что начальство не подвергнет меня никакому унижению, особенно эмоциональному.
    9. Я уверен(а), что в коллективе работают совершенно разные по своим возможностям люди, и поэтому руководитель не будет сравнивать несравнимое, а создаст возможности для реализации индивидуальности моей и моих коллег.
    10. Я уверен(а), что важнее моя собственная инициатива, чем инструкция сверху, поэтому начальству выгоднее создавать условия для инициативы, чем скрупулезно проверять выполнение навязанных инструкций.
    11. Я знаю, в детском саду меня понимают и принимают таким(ой), какой(ая) я есть, и не за мои «достижения в выполнении…»
    12. Я уверен(а), что мои руководители знакомы с основами психогигиены не хуже, чем с требованиями санэпидемстанции, и потому не допускают нарушений в этой сфере.
    13. Я уверен(а), что родители моих воспитанников ценят меня за доброжелательное и заботливое отношение к их детям и за подробную информацию об их психолого-педагогических особенностях.

    Тест на определение эмоционального благополучия воспитателя в детском саду

    Да

    Нет

    1. Я не чувствую постоянной зависимости от настроений начальства.

    2. Я не боюсь проверяющих различных рангов, так как для меня основное — благополучие детей.

    3. Я не считаю, что должен(а) выполнять все инструкции начальства, если они продиктованы не заботой о детях, а другими соображениями.

    4. Я знаю, что мои замыслы, предложения, творческие планы будут восприняты с вниманием.

    5. Я знаю, что мое непосредственное начальство ценит меня не за послушание, а за трудолюбие, творчество, самобытность.

    6. Я имею право задавать любые вопросы.

    7. Я имею право на ошибку (конечно, не в ущерб детям).

    8. Я знаю, что начальство не подвергнет меня никакому унижению, особенно эмоциональному.

    9. Я уверен(а), что в коллективе работают совершенно разные по своим возможностям люди, и поэтому руководитель не будет сравнивать несравнимое, а создаст возможности для реализации индивидуальности моей и моих коллег.

    10. Я уверен(а), что важнее моя собственная инициатива, чем инструкция сверху, поэтому начальству выгоднее создавать условия для инициативы, чем скрупулезно проверять выполнение навязанных инструкций.

    11. Я знаю, в детском саду меня понимают и принимают таким(ой), какой(ая) я есть, и не за мои «достижения в выполнении…»

    12. Я уверен(а), что мои руководители знакомы с основами психогигиены не хуже, чем с требованиями санэпидемстанции, и потому не допускают нарушений в этой сфере.

    13. Я уверен(а), что родители моих воспитанников ценят меня за доброжелательное и заботливое отношение к их детям и за подробную информацию об их психолого-педагогических особенностях.

    Итого



    Предварительный просмотр:

    Тест на оценку стрессоустойчивости

    Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

    Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

    • почти всегда – 1;
    • часто – 2;
    • иногда – 3;
    • почти никогда – 4;
    • никогда – 5.

    Подвержены ли Вы стрессу?

    1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
    2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
    3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
    4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
    5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
    6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
    7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
    8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
    9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
    10. Вас поддерживает Ваша вера.
    11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
    12. У Вас много друзей и знакомых.
    13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
    14. Вы здоровы.
    15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
    16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
    17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
    18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
    19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
    20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

    Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

    Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

    Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

    Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

    Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

    Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.



    Предварительный просмотр:

    Первая помощь, система приемов эмоциональной саморегуляции после воздействия стрессовых факторов

    1. Смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.

    2. Посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что видите.

    3. Не надо блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться:

    - чувство раздражения и агрессии можно снять, сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку и т.д.;

    - разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение;

    - дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);

    - найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать: пустая комната, закрытая машина;

    - техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.

    Приемы борьбы со стрессом

    1. Самомассаж

    Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

    • межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;

    • задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;

    • челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;

    • плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами.

    2. Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

    3.Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания в организм выбрасывает эндорфин - «гормон счастья»).

    4. Следите за питанием: бананы, брокколи, гречка, рыба, изюм, финики – природные антидепрессанты, включайте их в рацион в напряженных ситуациях.

    Уважаемые коллеги!

    1.каждый день находите повод посмеяться;

    2.каждый день хвалите себя по несколько раз;

    3.говорите приятные слова своим близким;

    Вы имеете право:

    -иногда ставить себя на первое место;

    -иногда просить о помощи и эмоциональной поддержке;

    -протестовать против несправедливого обращения или критики;

    -иметь право на собственное мнение или убеждение;

    -совершать ошибки, пока Вы не найдёте правильный путь;

    -предоставлять людям право самим решать свои проблемы;

    -уметь побыть в одиночестве.

    Будьте здоровы физически и психически!!!

    МАДОУ ЦРР д/с № 133

    Восстановление эмоционального равновесия

    https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/937659/37c6902e-a4bd-47c9-9281-72181448c7a8/s1200?webp=false

    Памятка для педагогов

    Педагог-психолог

    Молькова М.В

    Упражнения на снятие эмоционального напряжения

    Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

    Упражнение 2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

    Упражнение 3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

    Упражнение 4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут. 

    Упражнение 5. «Улыбка» - Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).

    Упражнение 6. Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).

    Упражнение 7. Левостороннее дыхание - Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.

    Упражнение 8. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
    1.    Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
    2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
    3. Напрягите и расслабьте икры.
    4. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
    5. Напрягите и расслабьте живот.
    6. Напрягите и расслабьте спину и плечи.
    7. Напрягите и расслабьте кисти рук.
    8. Напрягите и расслабьте предплечья.
    9. Напрягите и расслабьте шею.
    10. Напрягите и расслабьте лицевые мышцы.

    Примерная методика восстановления эмоционального равновесия

    При накопившихся за время рабочего дня отрицательных эмоциях: физкультура, дыхательные упражнения (20-30 мин): душ (5мин); прослушивание музыки (15-20 мин), общение с близким человеком; успокоение силой логики (поиск" выхода из сложившейся ситуации, снижение ее значимости).

    При назойливых неприятных мыслях, плохом настроении: физкультура (20 мин): душ (15-20 мин); употребление любимых блюд, фруктов; игра на музыкальном инструменте или чтение приключенческой литературы (полчаса - час), или посещение кинотеатра; общение с близким человеком.

    При появлении злобы, чувства агрессии: имитация бокса с невидимым противником (3-4 раза по 1-3 мин); с дыхательными упражнениями (в промежутках), или приседания (20-40 раз); прогулка по парку (полчаса - час); переключение на хобби.

    При ситуации типа ссоры в городском транспорте: аутотренинг (5-10 мин): успокоение силой логики.

    При несерьезном конфликте: валериановый чай (1/3 стакана); плавание (душ, сауна), посещение кинотеатра; успокоение силой логики; повторно валериановый чай; аутотренинг; сон.

    При семейной ссоре: дыхательные упражнения; аутотренинг (5-10 мин); занятия с руководителем (1-2 ч) или иными домашними делами; общение с детьми; логический анализ события.

    При служебном конфликте: дыхательные упражнения; подняться пешком несколько раз на 3-5-й этаж (или иная физическая нагрузка); декламация про себя стихотворения (5 мин); успокоение силой логики.

    При мелкой неприятности: дыхательные упражнения; успокоение силой логики.

    При печальном событии, горе: успокоительное лекарство; общение с близким человеком, с собственными детьми; дыхательные упражнения (несколько раз в день); прогулка по парку; душ; прием снотворного; сон.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

    Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

    Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

    Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

    Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

    Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

    Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

    В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

    Цифровая образовательная среда как средство развития эмоциональной компетентности педагога и профилактики эмоционального выгорания педагогических работников

    Рассмотрены способы снятия эмоционального напряжения с использованием ресурсов цифровой образовательной среды...