"Карабас -барабас, как позиция воспитателя"
консультация

Полякова Елена Александровна

Развитие творческого потенциала ребёнка может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удаётся занять позицию, способствующую этому развитию.

            Ниже описаны семь воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, а седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребёнка. Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляется воздействия на ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karabas-barabas_kak_pozitsiya_vospitatelya.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Карабас – Барабас, как позиция воспитателя

        Развитие творческого потенциала ребёнка может способствовать осознание воспитателями позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возможно тогда, когда воспитателю удаётся занять позицию, способствующую этому развитию.

        Ниже описаны семь воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, а седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребёнка. Все позиции представлены через образы, что позволит легче понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляется воздействия на ребёнка.

        Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плётку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определённого успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, некоторые убегают от него, но большинство не смеет и убежать. Но и те и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

        Позиция воспитателя – Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

        Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у неё отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной,  неспособной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

        Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

        Красная Шапочка ведёт себя так, как это свойственно ребёнку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что всё как-нибудь обойдётся.

        Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурального-ситуативного «я», которое  может быть весьма привлекательным для детей.  Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что  воспитатель – Красная Шапочка в качестве образца задаёт непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способов поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

        Спящая красавица, как легко догадаться, спит. Окружающая действительность для неё не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грёзам наяву)

        Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 – 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель – Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

        Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зёрнышки. Она постоянно тревожится о своём потомстве, кудахчет, скликая цыплят под своё крыло, под свой неусыпный контроль.

        Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский Недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявил: «Зачем мне география, когда есть извозчики»

        Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для  Кая «…эти фигуры были чудом искусства, а складывание их – занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая – символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы – власть над миром, и, в частности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом – подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой  операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума – самым совершенным зеркалом в мире».

        Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. Снежная королева искусно воспитывает рабов и функционеров.

        Мери Поппинс – весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель – развитие ребёнка.  Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создаёт условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая её при этом в программу ребёнка.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной деятельности по математике на тему: "Спасем Мальвину из замка Карабаса Барабаса"

Программное содержание: Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знание геометрических фигур. Продолжать учить решать простые арифметические задачи. Закреплять названия...

конспект НОД " Клад Карабаса-Барабаса"

закрепление произношения звуков А,У,И,О; знакомство с буквой А...

Театр стиляг "У Карабаса-Барабаса"

Сценарий выпускного в детском саду....

Карабас- Барабас или добрая фея

Мне бы хотелось бы поговорить сегодня о стилях семейного воспитания, о способах воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени влияют на развитие его личности. Материал может быть полезен...

Совместная деятельность педагога с детьми. Тема "Театр Карабаса Барабаса и Буратино"

Совместная деятельность педагога с детьми "Театр Карабаса Барабаса и Буратино" рисование....

Совместная деятельность со взрослым Игра –путешествие «В гости к Карабасу – Барабасу»

Данный материал способствует развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности, формирует знания детей о театре, правилах поведения в театре и театральных профессиях, развивать логичес...