Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга
методическая разработка

Оксана Владимировна Черкасова

Для педагогического мониторинга педагогами проводится диагностика индивидуального развития детей по методике, предложенной Ю.А. Афонькиной, разработанной на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комплекс26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Островок»

Аналитический отчёт

«Комплекс диагностических средств

 для проведения педагогического мониторинга

в МБДОУ «Детский сад «Островок»

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОУ, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Учреждением, заданным требованиям ФГОС в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Учреждением условий в процессе образовательной деятельности.

Для педагогического мониторинга педагогами проводится диагностика индивидуального развития детей по методике, предложенной Ю.А. Афонькиной, разработанной на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Критерии в данной модели педагогического мониторинга определяются задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика.

В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

Одним из основных методов педагогического мониторинга, использующегося педагогом, является педагогическое наблюдение. Оно предполагает целенаправленный и систематический сбор сведений о фактах поведения и деятельности ребенка в различных естественных условиях. Этот метод мониторинга позволяет воспитателю фиксировать проявления детских достижений, которые свидетельствуют о наличии у ребенка тех или иных характеристик. Используется педагогом так же и визуальная оценка, например, продуктов изобразительной деятельности детей.

Методы сбора, формализации, обобщения данных, позволяют педагогу составить общее представление об эффективности, о динамике процессов в освоении детьми образовательной программы.

Такой подход педагогического мониторинга, позволяет педагогу увидеть перспективы по освоению воспитанниками ООП, и выстроить свою работу по индивидуализации образовательного процесса.

Данные диагностики заносятся в индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, включающая:

Вид мониторинга

Диагностический инструментарий

Ответственные

Периодичность

Ранний возраст 1,5-3 года

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Старший воспитатель

Воспитатели групп

Заполнение карт нервно-психического развития в 1 год 6 мес., 1 год 9 мес., в 2 года, в 2 года 6 мес., в 3 года

Младшая группа 3-4 года

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Средняя группа 4-5 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Старшая группа 5-6 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Мониторинг индивидуального развития воспитанников, связанный с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации

Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности Подготовительная к школе группа. – Волгоград: Учитель, 2016

Старший воспитатель

Воспитатели групп Музыкальный руководитель

2 раза в год

(сентябрь, май)

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

Индивидуальное детское портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности. Структура и наполнение портфолио определяется индивидуальными особенностями ребенка

Воспитатели групп

Непрерывно в течение года

Мониторинг готовности к обучению в школе

Диагностика готовности ребенка к школе/Под ред. Н.Е. Вераксы – М.: Мозаика-синтез, 2007

Старший воспитатель

Воспитатели групп

В конце года (апрель-май)

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста (1,5-3 лет)

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста проводится по показателям нервно-психического развития каждого ребенка (по К.Л. Печоре). В процессе диагностики выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка по выделенным в карте нервно-психического развития показателям. Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в «Карту нервно-психического развития». Карты заполняются на каждый эпикризный период.

Карта нервно-психического развития ребёнка третьего года жизни.

(К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева

«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»)

Ф.И.ребёнка___________________________________________________________

Возраст________________, дата рождения__________________________________

Дата поступления в ДОУ________________________________________________

Возраст ребенка

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Навыки

Движения

Грамматика

Вопросы

Произведение форм

Произведение цвета

Навыки одевания

Навыки кормления

1 год 6 мес.

1 год 9 мес.

2 года

2 года 6 мес.

3 года

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования) проводится в ходе наблюдений за активностью детей за спонтанной и специально организованной деятельностью на основе материалов Афонькиной Ю.А.

Объект

Способы

Физическое развитие

Наблюдение в ходе ОД

Познавательная деятельность  (развитие детских способностей, познавательной активности)

Итоговый ОД по познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения

Музыкальная деятельность

Наблюдение в ходе ОД

Коммуникация со сверстниками и взрослыми

Наблюдение за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью

Игровая деятельность

Наблюдение за сюжетной игрой

Продуктивная деятельность

Наблюдение в ходе ОД, визуальная оценка продуктов изобразительной деятельности детей


Индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий _________________________________________________________________________

                                                                                  (Ф.И.ребенка, возраст на момент проведения педагогической диагностики)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

Формирование первичных представлений о себе, о других людях

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях

Формирование первичных представлений о малой родине и отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразия стран и народов мира

Формирование первичных представлений об особенностях природы

Образовательная область «Речевое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Владение речью как средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи и фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Становление эстетического отношения к окружающему миру

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Восприятие музыки

Восприятие художественной литературы, фольклора

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

Реализация самостоятельной творческой деятельности


Образовательная область «Физическое развитие»

Высокий

Средний/высокий

Средний

Низкий/средний

Низкий

Низший/низкий

Низший

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств как координация и гибкость

Приобретение опыта в двигательной деятельности, сопутствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения

Приобретение опыта в двигательной деятельности, сопутствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук

Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным не наносящим ущерба организму выполнением основных движений

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Становление целенаправленности и саморегуряции в двигательной сфере

Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс диагностических средств, для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"

Таблица. Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга по программе "Детство"...

Комплекс диагностических средств для проведения педагогического мониторинга в группах старшего возраста в соответствии с программой «Детство»

Данный материал поможет педагогам дошкольных учреждений, реализующих программу "Детство" организовать и провести диагностику с использованием современного диагностического инструментария....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)) ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

выявить уровень индивидуального  развития ребенка в  освоения ОО   для построения дальнейшей работы  ...

Диагностическая карта обследования(Педагогический мониторинг) детей от 4 до 5 лет группы по ОО «Художественно - эстетическое развитие»раздел «Изобразительное искусство» (входная)

выявить уровень индивидуального развития ребенка в освоении ОО  «Изобразительная деятельность» для построения индивидуальной образовательной траектории (маршрута)...

Диагностическая карта обследования (Педагогический мониторинг) детей от 2 до 3 лет группы по ОО « Познавательное развитие» ( входная)

выявить сформированность интегральных показателей индивидуального развития ребенка в освоении ОО  « Познавательное  развитие» для построения дальнейшей работы...

Диагностические средства для проведения педагогического мониторинга

Представляю перечень диагностических средств, используемых мною для проведения педагогического мониторинга...