Проектная деятельность в средней группе
проект (средняя группа)

Богданова Александра Олеговна

Описание долгосрочного проекта в средней группе на тему "Уголок природы"

Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_sr.gruppa.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

средней группы

         «Наш центр природы»        

Выполнила Богданова А.О


Этапы работы

1 этап: диагностический

  • Анализ затруднений
  • Постановка проблемы, определение цели и задач проекта
  • Изучение материала по данной проблеме
  • Изучение методической литературы
  • Изучение нормативно-правовой базы

2 этап: практический

  • Обогащение предметно-развивающей среды
  • Оформление центра природы в соответствии с ФГОС
  • Прогнозирование результатов
  • Разработка перспективного плана
  • Сотрудничество с родителями в рамках проекта

3 этап: обобщающий

  • Анализ проделанной работы
  • Обобщение опыта работы по теме проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный

По времени проведения: продолжительный (весь учебный год)

По количеству участников: групповой

Участники проекта: воспитанники средней группы, их родители, воспитатель группы.

Проблема:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, специальных экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

В связи с тем, что в последнее время в дошкольных учреждениях экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание, а предметно-развивающая среда нашей группы была недостаточно оснащена, мы решили разработать проект «Наш центр природы».

Цель проекта: обогащение предметно - развивающей среды группы; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

 При реализации нашего проекта были поставлены следующие задачи:

1.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к природе.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; любознательность, активность в познавательной деятельности.

3. Приучать ухаживать за комнатными растениями

4. Обогащать знания детей о комнатных растениях.

5. Приобщать детей к экспериментально-исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.

2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4.Дети узнают значение воды, почвы, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

I этап - диагностический.

Для того, достичь цели нашего проекта - обогащение предметно-развивающей среды -  мы изучили методическую литературу и нормативно-правовую базу по теме проекта. 

Оформление центра природы по ФГОС.

У каждой группы детского сада свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13), растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием. 
СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. 
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.  Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум». В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе. В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в центр природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
Кроме этого, в центре природы в каждой группе необходимо иметь: муляжи овощей и фруктов, наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, рисунки детей о природе и поделки из природного материала, материал для труда, оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Дидактические игры природного содержания. 
Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, центр природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

II этап – практический

Для достижения цели и планируемых результатов проекта нами был составлен план совместной работы детей, воспитателей и родителей. Для этого вначале предметно-развивающая среда нашего центра природы была приведена в соответствие с ФГОС и СанПиН.

Развивающая среда центра природы в нашей группе включает следующее:

-аудио- и видеозаписи диких и домашних животных, звуков природы, пения птиц;

- картинки, иллюстрации, трафареты и фигурки животных;

- картины с пейзажами времен года, пейзажи (лес, поле, луг);

- настольные игры, вкладыши «Кто где живет?», «Кто с кем?», «Фрукты, овощи», «Детеныши»;

- маски животных для создания игровых сюжетных линий;

-природные материалы (почва, кора деревьев, еловые шишки, морские ракушки, желуди, веточки растений разных размеров);

-материал для экспериментально-исследовательской деятельности (песочные часы, термометр, мерные стаканчики, воронка, лупы)

-комнатные растения (орхидея, кактус, фиалка …   )

-литература про природу и животных, лэп-бук

-самодельные книги-гербарии

-фотоработы

Перспективное планирование (09.09.19-18.05.2020 г.).

Содержание работы

Цель, задачи

Участники проекта

Сентябрь

Наблюдение в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель, дети

Познавательное развитие

Собрать осенние листья и создать Гербарий

Дети, родители

Речевое развитие «Золотая осень»

- расширять представление о признаках осени

- закреплять понятие «Золотая осень», листопад

- обучить запоминать времена года и что мы делаем в то или иное время года

Воспитатель, дети

Октябрь

Экспериментально-исследовательская деятельность

«Тонет – не тонет»

Расширять представление детей о св-вах предметов и воды

Воспитатель, дети.

Дид. Игра «Что из чего сделано?»

Закреплять знания о материалах, учить различать стеклянные, металлические, деревянные предметы.

Воспитатель, дети.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Осеннее дерево»

Закреплять представление об осенней природе, учить рисовать красками

Родители, дети.

Ноябрь

Экспериментально-исследовательская деятельность

«Что растворяется в воде?»

обучить детей различать, что может раствориться, а что нет;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с разными состояниями веществ

Воспитатель, дети

Речевое развитие «Лес зимой»

-развивать знания детей   о зимовье диких животных и их жилище; развивать творческое воображение, фантазию.

- воспитывать любовь к природе, животным

Воспитатель, дети.

Декабрь

Беседа на тему «Как зимуют звери?»

Формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к сезонным условиям.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Воспитатель, дети.

Художественно-эстетическое развитие (рисование)

«Зимнее дерево»

Закреплять представление о зимней природе, о покое деревьев зимой, учить рисовать красками

Родители, дети

Январь

Экспериментально-исследовательская деятельность

«Что случилось со снежком?»

обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

Воспитатель, дети

Речевое развитие «Зимние Загадки»

Обучать детей отгадывать загадки

Развивать фантазию и абстрактное мышление

Расширять словарный запас

Воспитатель, дети.

П.игра «Лиса и заяц»

Учить действовать по сигналу, учить бегать не натыкаясь друг на друга, создать радостное настроение.

Воспитатель, дети.

Февраль

Познавательное развитие «Как зимуют растения на улице и в комнате?»

Закрепить знания о комнатных растениях уголка природы, знание правил ухода за ними.

Дать первоначальное представление о зимнем покое деревьев и кустарников

Побуждать бережно относиться к растениям в помещении и на улице

Воспитатель, дети.

Познавательное развитие (математика) «Наш природный уголок»

Упражнять в различении пространственного расположения относительно себя. Закрепить знания о растениях, животных центра природы.

Воспитатель, дети.

Художественно-эстетическое развитие

«Снежинки»

Обучать вырезанию

Родители, дети.

Познавательное развитие

«Врачи- наши помощники»

Закреплять представления детей о труде врача, знания о витаминах. Воспитывать уважение к людям, которые заботятся о нашем здоровье.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность заботиться о нем.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт «На свету и в темноте».

Дать конкретные представления о живых организмах (питание, рост, тянутся к свету, размножаются);

Конкретные представления об условных потребностях растений (свет, тепло, влага);

Представления о состоянии растений. Обогащать память ребенка, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь.

Воспитатель, дети.

Март

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Цветы для мам»

Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление;  воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие; воспитывать аккуратность, вкус.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская  деятельность «Как обнаружить воздух в помещении?»

Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; показать, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. Ввести в активный словарь слово - упругий. Показать детям, что воздух необходим людям, без него мы погибнем.

Воспитатель,

дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Помочь детям запомнить стихотворение.  Вызвать желание выразительно читать стихотворение. Дать представление о комнатном растении бальзамине.

Родители, дети.

Художественно-эстетическое развитие (лепка)

«Пернатые друзья»

Закрепить и уточнить знания и представления о перелётных птицах. Развивать желание наблюдать за птицами. Закреплять умения лепить из пластилина птицу.

Воспитатель, дети.

Апрель

Экспериментально-исследовательская деятельность «Чем полезна почва?»

Познакомить детей со свойствами почвы; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Вызывать радость открытий, полученных из опытов;

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Воспитатель, дети

Экспериментально-исследовательская деятельность

«Росток»

Прорастить растение (фасоль, лук)

Наблюдать за ростом

Беседы на тему роста растения и его частей

Родители. дети

Познавательное развитие

«Наш огород на окне»

-беседа о выращенных детьми ростках

-расширять и закреплять познание о частях растения, его строении

-развивать бережное отношение к природе

Воспитатель, дети

Май

Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Аквариум (коллективный творческий проект)»

Продолжать формировать умение вырезать из бумаги различные фигуры, в том числе рыбок из прямоугольника, воспитывать самостоятельность, дать представление детям об аквариумных рыбках и их разновидностях и их жизнедеятельности.

Воспитатели, родители, дети.

Труд

«Наш участок»

Уборка на участке: прополка, подметание

Продолжать формировать желание помогать друг другу и старшим; любовь и бережное отношение к растениям

Нами были выбраны формы взаимодействия с родителями воспитанников:

1. Консультация в уголке для родителей «Комнатные растения - наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Осенний гербарий" и мини-книжек с участием родителей.

3. Домашние работы для выставок рисунков.

4. Самостоятельное проведение опытов в домашних условиях. (Презентация) (родители и дети).

5. Изготовление поделок на тему «Мы любим природу»

6. Создание Презентаций с фото-материалами на сезонные темы

Список использованной литературы.

1.Асанова З.Т. Технологические карты организованной образовательной деятельности. Средняя группа. – Волгоград: Учитель: 2014.

2.Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014

3.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

4.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Конспекты занятий. Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2008

5.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

8. Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ.

Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ. Учитель-логопед: Нигматдьянова Анна Каримулловна МАДОУ "Детский сад № 395" г. Пермь....

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности в средней группе " Я балахнинец"

Конспект итогового мероприятия по проектой деятельности в средней группе...

Проектная деятельность в средней группе "Книга - лучший друг"

Не секрет, что в настоящее время дети с каждым годом все меньше и меньше интересуются чтением. Но благодаря возрастным особенностям детей дошкольного возраста, мы, взрослые, еще пока можем привить люб...

Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"

Главную роль в становлении личности  ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...

Проектная деятельность в средней группе \"Семья - это важно\"

Главную роль в становлении личности  ребенка на разных возрастных этапах развития – играет семья. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье, понять значимость семьи, ...

проектная деятельность в средней группе "Быть здоровым - хорошо"

формировать интерес к правилам  здоровьесберегающего поведения, привычки здорового образа жизни и желание заботиться о своем здоровье....