Статья: "Инновационные формы взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов".
статья (старшая группа)

Курчина Татьяна Сергеевна

В статье раскрыты задачи и правила работы воспитателя детского сада с родителями детей, посещающих группу. Описаны интересные педагогические находки в совместной деятельности детей, родителей и педагогов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОУ

 Курчина Татьяна Сергеевна,

ГБДОУ №24 воспитатель;

 «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»

А.С. Макаренко.

Ключевые слова: дети, родители, семьи воспитанников, педагог, взаимодействие, мероприятие.

Педагог обучающий и воспитывающий дошкольников наряду с родителями становиться очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.

            В соответствии с новым законом  «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1, с.1].

Поиск новых форм работы с родителями всегда актуален. Основными приоритетными задачами при работе с семьями воспитанников являются:

- установление доверительных, партнерских отношений с родителями воспитанников;

- создание атмосферы взаимопонимания, взаимоподдержки между родителем и педагогом.

Целью  моего общения и встреч с родителями в ДОУ является то, как можно интереснее увлечь родителей в процесс воспитания, а также «втянуть» их в мир детей, чтобы было большее взаимопонимания между родителем и ребенком. Безусловно, эффективность взаимодействия педагога с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношениях.

Когда мои воспитанники были еще маленькими и посещали ясли, родителей мы приглашали на день открытых дверей, но не  просто посмотреть и ознакомиться с помещениями группы, посмотреть, где находятся и чем занимаются, во что играют, детишки целый день, а на совместные музыкальные разминки. С первых дней взаимодействия посредством уголка «Советуем почитать» размещала краткие, содержательные консультации,  замечательные высказывания ведущих мировых педагогов А.С. Макаренко, К.И. Чуковского и др.

Следующим этапом было привлечение семей, воспитанников на совместные с детьми мастер-классы (Тестопластика «Чудо – дерево», новогодние игрушки из фетра и др). И если первые два года родители только приходили смотреть и выполняли вместе с детьми поделки на мастер-классах. То к третьему году посещения ДОУ родители сами стали проявлять инициативу в проведении различных мероприятий.

Среди них  активным оказались не только мамы, но и  папы. Наши мамы и  папы участвовали  в утренниках. А от родителя  двоих воспитанников, профессиональной деятельностью которого является исследование заповедной природы  Санкт Петербурга поступило предложение  провести для детей ряд  интересных, не стандартных, познавательных и увлекательных мероприятий.

С целью повышения экологической культуры детей, а также для формирования у детей элементарных экологических знаний, обучения детей правилам поведения в лесу, а также чтобы сформировать убеждение о бесценности природы и подвести  к выводу о необходимости ее оберегать идея  была  поддержана.

Мероприятия были следующего характера:

1. Когда в заказнике «Сестрорецкое болото» началась массовая миграция серых жаб через дорогу, идущую вдоль Сестрорецкого Разлива на Глухое озеро. По приглашению родителя  семьи воспитанников с детьми  активно, и даже с удовольствием поучаствовали и перенесли мигрирующих амфибий через дорогу к водоему, чтобы предотвратить гибель жаб под колесами автотранспорта.

2. Благодаря проведенному им же мероприятию «Покормите птиц зимой», на котором рассказывал какие птицы прилетают, чем кормить пернатых, а также как ухаживать за кормушками. На участке нашей группы, а также на территории детского сада появилось достаточное количество надежных деревянных и необычных конструкций кормушек (которые тоже надо заметить ребята делали вместе с родителями дома в рамках экологической акции «Каждой пичужке – кормушка»). Целый мешок семечек и пшена также принесли родители. После таких проведенных занятий. Дети на участке ежедневно подкармливали птиц, но и не забывали периодически чистить кормушки.

3. Мероприятие «Кого могу я встретить в лесу?». Вначале которой была проведена квест-игра с поиском птичьих гнезд, свежего лосиного рога из заказника, черепа кабана, бревнышек от дерева, обработанных бобрами. Ребята услышали от рассказчика, где  обитает лось, как вести себя при встрече с ним. Рассмотрели рог лося, потрогали, определили его возраст. После находки деревянных палочек от дерева, обработанных бобрами,  услышали рассказ о том, как необходимо вести себя при встрече с бобром, о повадках животного. Следующая история была про кабана, где обитает и чем питается. Дети с увлечением рассматривали череп кабана, вертели-трогали. Узнали что произошло с этим животным в лесу. Также Дмитрий Петрович поведал нам о том каким образом при посещении леса можно узнать какие животные в нем обитают (демонстрация следов, оставленных животными).

Еще одним из способов эффективного взаимодействия с родителями считаю выезд всей группой детей с родителями в новое незнакомое для детей место, то есть встретиться за пределами ДОУ.  Было предложено посетить музей «Арктики и Антарктики» всей группой, на что охотно все согласились.

Что характерно, после посещения этого музея от самих родителей стали поступать предложения о посещении других музеев и не только. Поэтому в проекте у нас запланировано  еще несколько  мероприятий: зоологический музей, музей воды, тачки-город,  запуск воздушных змеев (которых мы планируем изготовить на мастер-классе вместе с родителями, разработка конструкции от родителя)

Наши воспитанники участвовали в фотоконкурсе «Край родной, навек любимый» в номинациях «Поможем природе вместе» (семейное творчество) и «Зеленые горизонты» (семейной творчество), где заняли призовые места первое и третье.

Участие воспитанницы в 3-ем городском конкурсе районный этап «Разукрасим мир стихами» принес нам  первое место.  

Участие и победа в конкурсах тоже принесло не мало положительных эмоций как у родителей, так и у детей. А чтобы простимулировать участие других родителей в конкурсах, грамоты о призовых местах выставляю на самых видных местах в уголке для родителей, а также фото грамот размещаю в созданной мною общей группе с родителями посредством интернет.

Явка родителей на мастер-классы составляет 80-90%, что очень радует меня как педагога,  на выездных мероприятия около 50%. То есть родители несмотря на высокую занятость, все же находят время. Помимо каждодневных бесед с родителями, решила добавить в свою практику новую модель  взаимоотношений - рассылку  фотографий о  деятельности детей в группе, о том, как проходят наши занятия, что мы на них изучаем, какие эксперименты мы проводим, и результат не заставил себя ждать, вовлекая родителей в  образовательно-воспитательный процесс, я увидела положительные результаты своей работы.

 На протяжении пяти лет видно как поменялась модель поведения родителей. Изменилось их отношение к процессу воспитания и восприятия своего чада. За некоторыми родителями наблюдается такой феномен - они стали ближе к своим собственным детям, стали их больше понимать.

  Наш родитель из стороннего наблюдателя за деятельностью детей перешел в активного участника процесса.  Мы вместе с родителями и детьми танцевали, лепили и клеили поделки на мастер-классах, делали новогодние игрушки, изготавливали макет города из бумаги, делали снежные фонари из снега готовясь к мероприятию «Блокада Ленинграда», спасали серых жаб, для предотвращения их гибели под колесами автотранспорта, перенося их через дорогу, учились правильно кормить птиц, примеряли лосиные рога, вертели череп кабана, сажали цветы, наши дорогие родители играли петрушек  и дед морозов на детских праздниках,  посещали музей и детский театр.

Подводя итог можно сказать, что на сегодняшний день у меня сложилась достаточно определенная система работы с родителями. А использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников:

 - мастер-классы,

- экологические акции «Чистый двор», «Кормушки для пичужки», «Украсим детский сад цветами (посадка тюльпанов)»;

-участие  родителей в образовательных процессах «Кого могу я встретить в лесу», «Покормите птиц зимой», «Спасение жаб»;

- организованный выход с семьями за пределы территории ДОУ (театр, мемориал, Финский залив),

-встреча в новых местах (музей, Сестрорецкий заказник)

 Дало положительные результаты:

- родители предлагают свою помощь в решении многих поставленных задач;

- родители между собой дружат и пригашают друг друга вместе с детьми на различные мероприятия (в гости, на дни рождения);

- создана дружеская, комфортная атмосфера общения ребенок-родитель-педагог;

- от семей воспитанников чувствуется поддержка, отдача на 100 %.

 Педагоги и родители - это единая команда. По истечении пяти лет могу сказать, что та цепочка ребенок - родитель – педагог сложилась, поскольку вклад в образовательно-воспитательный поцесс детей был с двух сторон. И со стороны родителей и со стороны педагогов. Важно что у детей есть желание посещать детский сад, быть в центре игр и занятий. Наблюдая за детьми нельзя не заметить, что они  замечательные, дружные, готовые прийти друг другу на помощь, поддержать друг друга. Также это дети активные, артистичные, любознательные, стремящиеся получить что-то новое, умеющие анализировать, рассуждать, находить решение поставленных задач, ну и конечно любить природу.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (Дата обращения 12.02.2019).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогов

Личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, в системе детско-родительских отношений. В этом пространстве развиваются его гражданские качества, его будущее....

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОУ И СЕМЬИ К ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Включение  семьи в здоровьесозидающую  деятельность через  интерактивные формы взаимодействия....

Формы взаимодействия родителей и педагогов в ДОУ

Строить педагогический процесс в детском саду мы можем только учитывая воспитательную работу в семье. Поэтому взаимодействие с семьями воспитанников является важной задачей педагогов....

Тема: Детское телевидение-новая форма взаимодействия с воспитанниками и родителями в ДОУ»

Мы живем в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование ИКТ расширяет возможности и способствует интеллектуальному развитию ребенка, создает условия для обогащения е...

Мастер -класс "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

Музыка - один из важных инструментов нравственно - патриотического воспитания. Эта работа планируется и проводится с дошколятами в течении учебного года. Только совместные усилия воспитателей и музыка...