Семинар «Русское народное творчество»
материал (старшая группа)

Семинар 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Русское народное творчество»

Задачи:   

  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
  • Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.
  • Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях. 
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи. 
Вся эта деятельность происходит через педагогические методы (наглядные, игровые, практические).

 Словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен).

 Наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов).

 Практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

Народные игры и  игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день. Давайте освежим ваши знания  по теме «Русские народные игры и игрушки».

Викторина «Заморочки  из бочки»:

  • Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
  •  Главная роль в народной игре? (водящий) 
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  •  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
  •  Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
  •  Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)
  •  Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
  •   Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
  • Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
  • Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах. Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Доскажи пословицу» 
 

1)  ПОДЛЕЖАЧИЙ  КАМЕНЬ  ВОДА  НЕ  ТЕЧЁТ

2)  КОНЧИЛ  ДЕЛО ГУЛЯЙ СМЕЛО

3)  ЖАР  КОСТЕЙ  НЕ ЛОМИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КОТУ МАСЛЕНИЦА

5)  ШИЛО  В  МЕШКЕ  НЕ УТАИШЬ

6)  НЕТ   МИЛЕЕ ДРУЖКА   ЧЕМ РОДНАЯ  МАТУШКА

7) ДОБРОЕ СЛОВО  И  КОШКЕ  ПРИЯТНО

Устное народное творчество

– это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.

В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, но и наполняет жизнь яркими впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Русское народное творчество"

Вашему вниманию предлагается конспект семинара-практикума для воспитателей....

Семинар для педагогов "Русское народное творчество"

Задачи:  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.• Приобщать педагогов к русскому народ...

Семинар-практикум для воспитателей «Русское народное творчество»

Семинар-практикум для воспитателей«Русское народное творчество», является познавательным материалом для педагогов ДОУ...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Семинар для родителей: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет».

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому ну...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...