Семинар для педагогов "Русское народное творчество"
методическая разработка ( группа) на тему

Юдина Ирина Ивановна

Задачи:  
• Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
• Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.
• Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
• Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.
Ход семинара.
Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.
Для начала, что бы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся». (Цель: сплочение коллектива).
Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях.
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи.

Вся эта деятельность происходит через педагогические методы (наглядные, игровые, практические). И сейчас мы проверим ваши знания, проведя тестирование.
«Мозговой штурм» (вопросы в виде теста)
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
- наглядные
- словесные
- практические

Вопросы:
• Назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен)
•  Назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)
•  Назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).
Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»
Поставить знак напротив:
(Н) наглядный метод,
(С)  словесный метод,
(П) практический метод:
• чтение произведений русского народного творчества; С
• рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
• лепка народных игрушек; П
• демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
• аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
• рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
• беседа о русском народном творчестве; С
• эпизодические  игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
• рассказывание русских народных сказок; С
• просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
• художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
• пение колыбельных, народных песен; С
• рисование элементов народных художественных промыслов. П
Далее  вам будет дано задание – разделиться на 3 команды и изобразить потешку «Сорока-ворона» через рисование, лепку и аппликацию. Это будет  проводимая вами НОД с присутствием всех педагогических методов. Затем представьте план занятия нам.
Народные игры и  игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день. Давайте освежим ваши знания  по теме «Русские народные игры и игрушки».
Викторина «Заморочки  из бочки»:
• Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
•  Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
•  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
•  Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
•  Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)
•  Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
•   Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
• Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).
Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах.
Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Собери пословицу»
(Педагоги делятся на 3 группы. Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)
1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ
2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО
3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ
4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА
5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ
6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА
7) ДОБ  РОЕ СЛО  ВО  И  КОШ  КЕ  ПРИ  ЯТ  НО
Молодцы! Хорошо поработали.
Наше мероприятие подходит к завершению. Перед вами русская берёзка. Вам будут выданы листочки. И я попрошу на обратной стороне этих листочков написать вопросы для меня, которые  у вас возникли в ходе семинара, ваши пожелания для дальнейшей работы по данному направлению.

Используемая литература:
• «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
• Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
• Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_vospitateley.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель Юдина Ирина Ивановна, МБДОУ «Детский сад № 161», г. Нижний Новгород.

Задачи:   

  • Актуализировать знания воспитателей об устном народном творчестве.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
  • Приобщать педагогов к русскому народному творчеству через игры.
  • Пробудить и развивать интерес к российской истории и народным традициям, расширяя знания о русском народном творчестве.
  • Раскрыть внутренний творческий потенциал педагогов.

Ход семинара.

Здравствуйте! Сегодня у нас состоится мероприятие, посвященное русскому народному творчеству, народной культуре, народным играм.

Для начала, что бы настроиться на работу,  мы с вами поиграем в игру   «Поздороваемся». (Цель: сплочение коллектива).

 Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

Свое выступление мне хочется  начать со слов академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Многие педагоги, психологи (В.Г.Белинский, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 
За последние годы  наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то что мы сможем передать младшему поколению, вообще, сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом. Чтобы донести все это до сознания детей, надо чтобы через наше сознание прошло то, что мы являемся носителями русской народной культуры, что детей необходимо воспитывать в национальных традициях. 
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности в любой среде, в первую очередь зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. Коммуникативное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в дошкольном детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Устное народное творчество - одно из наиболее подходящих средств формирования коммуникативных умений дошкольников, так как в нём заложены классические языковые нормы, образцы русской речи. 

Вся эта деятельность происходит через педагогические методы (наглядные, игровые, практические). И сейчас мы проверим ваши знания, проведя тестирование.

«Мозговой штурм» (вопросы в виде теста) 
Как известно, все педагогические методы делятся на группы:
 - наглядные
 - словесные
 - практические
 
Вопросы:

  • Назовите словесные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (чтение, рассказывание сказок, потешек, художественное слово: загадки, пословицы, поговорки, приметы, пение колыбельных, народных песен)
  •  Назовите наглядные методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рассматривание иллюстраций и картин о прошлом, просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов)
  •  Назовите практические методы, способствующие приобщению детей к русской народной культуре (рисование элементов народных художественных промыслов, лепка народных игрушек, аппликация жанровых сценок - макетирование).

Тест для педагогов семинара «Русское народное творчество»

Поставить знак напротив:
(Н) наглядный метод,
(С)  словесный метод, 
(П) практический метод:

  • чтение произведений русского народного творчества; С
  • рассматривание иллюстраций и картин о прошлом; Н
  • лепка народных игрушек; П
  • демонстрация наглядных пособий о русском народном творчестве; Н
  • аппликация (рисование) какого-либо народного праздника, обычая, традиции; П
  • рассказ о русских праздниках, традициях, обычаях; С
  • беседа о русском народном творчестве; С
  • эпизодические  игровые приёмы по произведениям русского народного творчества; П
  • рассказывание русских народных сказок; С
  • просмотр видео, мультипликационных фильмов, кинофильмов, сказок и эпизодов исторических кинофильмов; Н
  • художественное слово: загадки, пословицы, поговорки; С
  • пение колыбельных, народных песен; С
  • рисование элементов народных художественных промыслов. П

Далее  вам будет дано задание – разделиться на 3 команды и изобразить потешку «Сорока-ворона» через рисование, лепку и аппликацию. Это будет  проводимая вами НОД с присутствием всех педагогических методов. Затем представьте план занятия нам.

Народные игры и  игрушки являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день. Давайте освежим ваши знания  по теме «Русские народные игры и игрушки».

Викторина «Заморочки  из бочки»:

  • Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
  •  Главная роль в народной игре? (водящий) 
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  •  В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
  •  Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
  •  Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
  • Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь»  и др.)
  •  Назовите  игрушки  наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
  •   Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
  • Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
  • Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Далее хочется остановиться на одном из жанров фольклора – пословицах.

Что такое пословица?  (это своеобразные притчи, уложенные в формат коротенького афоризма поучительные истории). Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображается самые разные стороны жизни людей. Пословицы никуда не записывались, а передавались из уст в уста, поэтому их главной особенностью является лаконичность и точность передаваемой информации. И сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Собери пословицу» 
 (
Педагоги делятся на 3 группы. Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

1)  ПОД  ЛЕ  ЖА ЧИЙ  КА  МЕ  НЬ  ВО  ДА  НЕ  ТЕ  ЧЁТ

2)  КОН  ЧИЛ  ДЕ ЛО ГУ  ЛЯЙ СМЕ  ЛО

3)  ЖАР  КОС  ТЕЙ  НЕ ЛО МИТ

4)  НЕ  ВСЁ  КО  ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5)  ШИ  ЛО  В  МЕШ  КЕ  НЕ УТА ИШЬ

6)  НЕТ   МИ   ЛЕЕ   ДРУЖ   КА   ЧЕМ   РОД   НАЯ  МА  ТУ  ШКА

7) ДОБ  РОЕ СЛО  ВО  И  КОШ  КЕ  ПРИ  ЯТ  НО

Молодцы! Хорошо поработали.

Наше мероприятие подходит к завершению. Перед вами русская берёзка. Вам будут выданы листочки. И я попрошу на обратной стороне этих листочков написать вопросы для меня, которые  у вас возникли в ходе семинара, ваши пожелания для дальнейшей работы по данному направлению.

 

Используемая литература:

  • «Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». А.П. Усова. Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.
  • Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. Лит., 1985.
  • Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Устное народное творчество в жизни ДОУ"

Семинар проводится в форме деловой игры...

Семинар-практикум для воспитателей "Русское народное творчество"

Вашему вниманию предлагается конспект семинара-практикума для воспитателей....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Семинар - практикум "Устное народное творчество"

Семинар - практикум для воспитателей. "Устное народное тврчество"...

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

Семинар- практикум для воспитателей "Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе человека и лежать в основе его личности...

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему "Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Материал будет полезен воспитателям для организации семинара-практикума с родителями дошкольников. Презентация содержит игровые задания для родителей по теме "Устное народное творчество"...