"Ёжик в саду"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Анатольевна Сироткина

В данном материале содержится конспект занятия  по развитию речи методом цепной структуры с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленоости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_ezhik_v_lesu.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Ежик в саду»                                               Составление текста цепной структуры

Цель: продолжать знакомить с правилами построения рассказа цепной структуры

Задачи:
учить анализировать текст помощью вопросов и ответов; 
передавать содержание текста связно, последовательно, без помощи вопросов педагога;
расширять и уточнять словарь детей по теме Осень;
развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей,                                                                                    воспитывать  интерес к занятиям.
                                                                                           Оборудование:
Предметные картинки – лес, еж, сад, иголки, яблоки, норка, зима; стрелки; пазлы.

Ход  деятельности.

Дети стоят в кругу.                                                                Воспитатель  передаёт детям «Хорошее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке).                              Воспитатель  читает стихотворение:
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды. 
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
(Татьяна Бокова)
Воспитатель:  О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель:  Правильно! А давайте с вами вспомним, о чем там говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
  А что происходит с животными в лесу осенью?
Дети:  Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель:  Правильно, Молодцы! Отгадайте мою загадку:
Сердитый недотрога 
Живет в глуши лесной, 
Иголок очень много, 
А нитки - ни одной. 
Дети: Это ёжик!
Воспитатель:  Ребята, я и сама не знаю ответ. Чтобы узнать правильный ответ – давайте соберем пазлы, которые лежат у вас на столах.                                                                                           Дети подходят к столу и собирают пазлы.
Воспитатель:
  Молодцы! У нас получился ёжик! Именно он и будет героем рассказа который я для вас подготовила! Слушайте внимательно.                                                                                    Воспитатель читает рассказ.
«В лесу жил ежик. Еж однажды пришёл в сад. В саду ёж нашёл яблоки. Яблоки ежик наколол на иголки. На иголках отнёс в свою норку. В норке запасливый ежик подготовился к зиме».
Воспитатель:  Ребята, где жил герой  нашего рассказа?
Дети: Ёжик жил в лесу.  
Воспитатель:  Куда ёжик пришел ?
Дети: Ежик пришел в сад.
Воспитатель:  В саду ежик нашел что?
Дети: В саду ежик нашел яблоки!
Воспитатель:  Что ежик сделал с яблоками ?
Дети: Ежик наколол яблоки на иголки.
Воспитатель:  Куда на иголках ёжик понес яблоки?
Дети: Ёжик понес яблоки в нору. 
Воспитатель:  В норе запасливый ежик подготовился к чему?
Дети: В норе запасливый ежик подготовился к зиме.
Воспитатель:                                                                           Физическая минутка:(2 раза)
Ежик раньше всех проснулся,
Улыбнулся, потянулся, (Руки подняли вверх).
По грибы еж спозаранку 
Торопился на полянку. (Ходьба на месте).
Еж запасливый дружок, 
С ним всегда был кузовок,
Яблоки, грибы в корзину (Собирает яблоки).
Ежик собирал на зиму. 
Воспитатель  вывешивает на панно  картинки.
Воспитатель:
 Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое. Картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ.  
Воспитатель вместе  с  детьми вешает картинки в соответствии с последовательностью рассказа, проговаривая каждое получившееся предложение вместе с детьми.
Воспитатель:
  А теперь попробуйте сами составить рассказ. Картинки на ковре  вам помогут.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель.
 Ребята,  давайте придумаем нашему рассказу название!
Ответы детей.
Воспитатель.
 Ребята, а вам понравился герой нашего рассказа?                                                                                             Ответы детей.                                                                          Воспитатель: Предлагаю  вам  картинки с нашим ёжиком и раскрасьте их в группе! 

1). Анализ  логопедического  занятия.
1.  Тема  занятия  «Составление текста цепной структуры «Ежик в саду»
2. Цели  занятия.
- образовательная:  знакомить с правилами построения рассказа цепной структуры;
- коррекционная:  учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;
- расширять и уточнять предметный и глагольный словарь учащихся;
- упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением;
- воспитательная:  развивать интерес к речевым занятиям.
3. Соответствие  речевого  материала  целям  и  теме  занятия.
Прослеживается  четкое  соответствие  материала  теме  и  целям  занятия,  которое  построено  логично  и  последовательно.
4. Активизация  мыслительной  деятельности  детей.
Активизация  умственной  деятельности  детей  способствовал  выбранный  логопедом  удачный  игровой  приём,  который  пронизывает  все  моменты  занятия  и  делает  его  единым  целым,  захватывает  чувства  детей,  пораждает  желание  справиться  с  препятствиями.  Логопед  постоянно  заставлял  детей  мыслить,  сравнивать,  помогая  при  этом  картинкой,  вопросами.
5. Деятельность  педагога  в  случае  неправильных  ответов.
Логопед,  в  случае  неправильных  ответов,    очень  аккуратно  и  тактично привлекает  внимание    всех  детей  к  ошибке,  не  торопится  исправить  сама,  а  подводит  детей  к  правильному  ответу.
6. Соответствие    речевого  материала  возрасту детей  и  программе.
Речевой  материал  подобран  и  преподнесён  детям  в  доступной  форме,  хотя  были  взяты  достаточно  трудные  слова  и  сложные  задания,  что  в  свою  очередь  указывает  на  реализацию  принципа  развития.
7. Использование  наглядного  материала.
Использовались  необходимые  и  достаточные    наглядные  средства,  которые  способствовали  усвоению  материала  и  не  вызывали  излишнего  переутомления  у  детей  (предметные  картинки,  таблицы).
8. Использование  методических  приёмов  и  видов  работы.
На  занятие  было  показано  разнообразие  видов  работ  и  методических  приемов  (дидактическая  игра,  загадки,  различные  виды  работ  над  словарём  и связной речью).
9. Методика  работы  над  ошибками.
В  ходе  занятия  логопед  особенно  следит  за  четким  проговариванием  детей,  в  случае  ошибок  тактично  и  доходчиво  поправляет,  причем,  не  перебивая  мысли  ребенка,    давая  ему  досказать,  а  затем  просит  повторить  правильно  не  только  того,  кто  ошибся,  но  и  других  детей.
10.  Деятельность  детей  на  занятии.
Дети  в  процессе  занятия  проявляют  заинтересованность,   активны,  но  каждый  по-своему:  одни  хотят  обратить  на  себя  внимание,  стараются  быть  на  виду,  другим  нравится  сам  процесс,  но  отвечать  не  спешат  и  не  всегда  могли  дать  правильный  ответ.
11. Результативность  занятия.
Занятие  было  очень  насыщенное,  проделан  большой  объем  работы,  последние  задания  показали,  что  цели  занятия  достигнуты.
2). Игровые приемы, которые стимулируют и активизируют речь:
 Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры на формирование грамматического строя речи.
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Игры на обогащение словарного запаса.         
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, 
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.
3). Средства занятий, которые можно использовать для занятия:
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...

Занятие в средней группе детского сада "Чудо-ёжик"

Детям сложно научиться быть добрыми,опираясь только на слова, на слова родителей, воспитателей. им нужен пример, пример понимания добра, обыгрывание понимание добра, обучение доброжелательности, толер...

Конспект занятия по лепке "Ёжик " в средней группе детского сада.

Осень благодатная пора для изготовления поделок из природного материала....

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет) "Осенние ёжики"

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петрбурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет)"Осенние ёжики". Поделка...

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе на тему «В гости к ёжику»

Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. цвете,форме.Формирование приобретенных знаний, умений и навыков посредством практических заданий разной направленности....

Инсценировка ко «Дню матери» в детском саду. «Добрый ёжик»

Инсценировка ко «Дню матери» в детском саду. «Добрый ёжик»(На Полянке стоят девочки одетые в деревья Яблоньки и Рябинки у одной на руках гнёздышко птиц, звучат звуки леса, пень...