Занятие с использованием сказкотерапии в подготовительной группе «Поделись своей улыбкой»
материал (подготовительная группа)

Сапрыкина  Светлана Ивановна

Цель занятия: развитие эмоционального мира ребёнка, формирование дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочение детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_saprykina_si.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с использованием  сказкотерапии в подготовительной группе

«Поделись своей улыбкой»

Цель занятия: развитие эмоционального мира ребёнка, формирование дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочение детского коллектива.

Задачи:

  1. развивать умение распознавать эмоции: радость, грусть, удивление и объяснять их возможные причины;  
  2. способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе;
  3. формировать навыки позитивного общения;
  4. тренировать умение менять эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций;
  5. развивать психические процессы: восприятие, произвольное внимание, долговременную память;
  6. воспитывать стремление оказать помощь в различных ситуациях, развивать эмпатию.

Предшествующая работа: знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, злость, обида); рассказывание терапевтических сказок, направленных на повышение самооценки и снятие зажатости, скованности; проигрывание этюдов и сценок; игровая деятельность.

Оборудование к занятию: музыкальное сопровождение, коробка, камешки, зонт, колокольчик, солнышко большое и маленькие по количеству детей, кляксы, картинки с сердитым выражением лица,  ведро для мусора, ростовые цветы роза и ромашка.

Форма проведения: групповая

Возрастная категория: подготовительная группа

Место проведения: музыкальный зал

Ход занятия:

Дети заходят в зал (под музыку В. Шаинского «Поделись улыбою своей») и, замыкая круг, останавливаются.

Педагог: -  Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение, а у вас?

Предполагаемые ответы детей

Педагог: - Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?

Педагог: - Ребята, а как вы думаете, по какой причине настроение может быть плохим?

Педагог: - Что же можно сделать для того, чтобы улучшить настроение?

Педагог: -  Скажите, а если подарить цветы, то можно ли улучшить настроение?

Педагог: - Давайте сейчас сами попробуем вырастить цветок. Но он будет не простой, а волшебный цветок – настроение.

Психогимнастический этюд «Цветок»

Педагог: -   Выберите себе любое место на ковре, сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в руках семя, вы сажаете его в землю. Пригревает ласковое солнышко, поливают заботливые дожди и из земли показывается маленький нежный росток. Он растёт сильным и стройным (спинки прямые). И вот у него появляется один листок (одна рука в сторону, затем второй (другая рука в сторону). Они также тянутся к солнцу. Поднимаются всё выше и выше (дети поднимаются с колен и встают во весь рост). И вдруг появляется бутончик, сначала совсем маленький, потом он начинает набухать и постепенно раскрывается (кисти детей сложены, постепенно разъединяясь, по подобию лепестков цветка). Посмотрите, какой красивый цветок. - Дима, какого цвета у тебя цветок? Лиза, а у тебя какого цвета? У всех разные, но очень красивые. Вдохните их аромат. Волшебные цветы. Давайте прикрепим цветок на одежду или украсим им волосы. Катя, куда ты прикрепишь свой цветок? А ты куда, Никита? Нам очень приятно и радостно на душе. Наши лица озаряют улыбки.

Упражнение «Подари улыбку другу»

Педагог: - А сейчас, когда у нас хорошее настроение, давайте подарим улыбку друг другу.

Дети встают в круг.

Педагог: -  У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам подарить друг другу улыбку. Произнесем слова: «Мы посмотрим друг на друга, подарив улыбку другу». (Дети, улыбаясь друг другу, передают колокольчик. Таким образом, в упражнении оказывается задействован каждый ребёнок).

Педагог: - Улыбка снова вернулась ко мне!

Педагог: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики и послушать очень интересную сказку (педагог ставит перед детьми два ростовых цветка – розу и ромашку)

«Роза и Ромашка».

Текст сказки из книги О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев. Лабиринт души. - М.: Академический проект, 2010 г.

«В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от нее росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной головке была большая мечта – стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на  ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок. Когда шли дожди, розу закрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо, - думала ромашка. – Оказаться бы мне на ее месте», - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылья бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке малыш. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш объяснил ромашке, что все цветы хороши по-своему».

 

Обсуждение сказки

1. Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?

2. Что значит «все цветы хороши по-своему»?

3. Можно ли эту фразу сказать про людей?

Педагог: - Каждый человек, ребята, по-своему хорош. Мы все разные: у нас разная внешность, голос, характер. Нигде, на планете нет такого малыша как ты, нет такой замечательной девочки (как ...), нет такого веселого мальчика. Ты на свете один такой единственный, второго такого ребенка нет.

Педагог: - Давайте сейчас попробуем сказать друг другу комплимент.

- А что такое комплимент?

Предполагаемые ответы детей.

Педагог: - Да, вы совершенно правы, комплимент – это любезные, приятные слова сказанные кому-нибудь. Когда делают комплимент, стараются сказать о положительных чертах человека. Какие положительные качества есть у человека?

Коммуникативная игра «Подари камешек»

 Педагог: - Возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»  

Психогимнастика «Клеевой дождь»

Педагог: - Ребята, пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождь. Вы любите гулять под теплым дождем? (Звучит музыка, дети прыгают под воображаемым дождем. Как только она останавливается, дети бегут к педагогу под зонт).

Педагог: - Дождь оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил.  Садитесь в круг на ковер и возьмитесь за руки.  От меня вправо пойдет «тепло», то есть я нежно пожму Саше руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, какая у нас дружная группа.

Педагог: - Ребята, пока мы гуляли под дождем, мы оказались на необычной поляне.

(На ковре разложены кляксы и картинки с сердитым и грубым выражением лица)

Педагог: - Здесь собрались грубые, сердитые, гневные люди, которые всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. Они превратились в страшные физиономии и кляксы. Давайте поможем этим людям стать добрее и веселее, а для этого научим их ругаться весело.

Игра «Ругаемся овощам и фруктами»

Детям предлагается встать в круг и ругать стоящих рядом овощем или фруктом

(ты-помидор, а ты- апельсин). Желательно произносить эти  слова гневно, сердито. Эти действия вызывают смех.

Педагог: -  Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется.

Игра «Мусорное ведро»

Педагог: - Ребята, давайте избавимся от воплощения жестокости и гнева.

Детям предлагается порвать на мелкие кусочки,  листы бумаги с изображением страшных физиономий и грязных клякс. Затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорное ведро.  

Педагог: - Ребята, мы с вами потратили столько сил на избавление от грубости, гнева, злости, поэтому давайте отдохнем.

Релаксационная игра «На полянке»

Педагог: - Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко.  Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Педагог: - Все это время за вами наблюдало солнышко (у педагога в руках картинка большого солнца). Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко. Оно дарит вам подарки (маленькие солнышки).

Педагог: - Что можно сделать с маленьким солнышком? (Подарить другу; нарисовать улыбающееся лицо; привязать ниточку – будет игрушка для котенка или медальон; сделать аппликацию).

Подведение итогов.

Педагог: -  Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас сейчас настроение? А что мы сделали для того, чтобы наше настроение было весёлым? Что вам больше всего запомнилось на занятии? Что тебе … больше всего понравилось из того, чем мы занимались? Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

Педагог: Ребята, я уверена в том, что если вам взгрустнётся, и у вас будет плохое настроение, то вы и ваши друзья всегда сможете улучшить его, сделать весёлым и радостным, так же, как мы делали это сегодня. А сейчас я вас провожу в группу, где вас ждет множество интересных занятий и игр.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Поделись своей улыбкой» (средняя группа)

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Поделись своей улыбкой» для детей среднего возраста....

Конспект занятия ООД в первой младшей группе: "Поделись улыбкою своей"

Конспект занятия ООД в первой младшей группе: "Поделись улыбкою своей"...

План-конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Бережем свою планету»

Это занятие поможет детям освоить материал по раздельному сбору мусора, использовать бытовой мусор (бутылки, крышки, рулончики и др.), создавая новые предметы, давая мусору "Вторую жизнь"...

Занятие по развитию речи. Подготовительная группа «Улыбка»

Программное содержание. – Продолжать закреплять название месяцев. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определяя место расположение звуков в слове, количество слогов в слове. Разви...

Коррекционно-развивающее занятие к дню инвалидов для средней группы "Поделись своей добротой".

Цель: формирование понятий о доброте, добрых поступках, знания о том, кто в них нуждается.Задачи:- создание доброжелательной обстановки в группе:- воспитывание в детях чувства сопереживания, толерантн...