«Методы рефлексии, используемые воспитателями МБДОУ «Детский сад №29 «Улыбка».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Горшкова Татьяна Михайловна

«Методы рефлексии, используемые воспитателями

МБДОУ «Детский сад №29 «Улыбка».


 

«Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами»

Евгений Доманский

Актуальность.

         В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей, созданию условий для принятия ими   решений, выражения своих чувств и мыслей.      В нашей детском саду проводятся работы по оценке, адаптационных методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей. Одним из условий воспитывающей деятельности нашего детского сада является рефлексия.

2- 3 слайд: Что же такое «рефлексия»? 

 Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

4 слайд: в теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

5 слайд: Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике нами:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

6 слайд: Этап становления рефлексии

                  «Дошкольный возраст - (1.5 -7 лет)».

«Эгоцентризм»– оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать».

  7 слайд: Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, организуется нами в индивидуальной, групповой, коллективной формой Цели: рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку.

Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

8 слайд: Что такое метод?

Метод — это совокупность   рациональных      действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

 Метод — это совокупность   рациональных      действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

9 слайд: Метод характеризуется наличием универсальных свойств.

  1. ясность,
  2. последовательность,
  3. направленность,
  4. надежность,
  5. экономичность.

   10 слайд: Для того   чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля

           и   самооценки нам необходимо:

  • 1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
  • 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
  • 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
  • 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

На сегодняшний день нами, воспитателями накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у детей.

 Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

На практике получалось, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании нами рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

   Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и             отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

11 слайд:

  • Метод «Огонёк общения».

      Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

  12слайд: Рефлексию деятельности мы начинать применять со среднего дошкольного возраста.

  • Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …  

или

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

13 слайд:

  •  Метод. «Светофор».

              Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

14 слайд:

  • Метод «Лесенка успеха».

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

  • Уверен в своих знаниях…
  • В основном уверен…
  • Нужно ещё повторить…
  • Нуждаюсь в помощи…

 15слайд:

  • Метод «Карта маршрута». (во время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было
  • Интересно,
  • Скучно,
  • Трудно,
  • легко и т.д.

В своей работе также используем: «Сказочное дерево (поляна), «Цветик- многоцветик», «Солнышко», «Дерево творчества», «Елочка настроения», «Моё состояние» ит. Д.

         Стоит отметить, что мы используем личностно-ориентированный подход (например, именного маркера, фотографии ребёнка), что повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

         Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти ребенку с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

         Концепция нашего развивающего воспитания предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии у нас многогранный.

16 слайд: Дети очень любят рисовать смайлики («Занимательное дело рефлексия» мы рисуем настроение), отмечать свои достижения «ладошками», «Цветик- многоцветик» и т.д.

17 слайд: «Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе».

            18слайд:

В нашем ДОУ с педагогами мы тоже рефлексируем, педагогическая рефлексия - это совокупности отдельных умений, в частности:

– умение контролировать свои действия, в том числе и интеллектуальные;

– умение отслеживать логику развития своей мысли (суждения);

– умение видеть в известном неизвестное, в очевидном непривычное, то есть видеть противоречие;

– умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации;

– умение вставать на позиции разных «наблюдателей».

  Мы, педагоги на пед.советах, семинарах, мастер-классах и т.д.  используем методы и формы рефлексии для себя.

  • Графическая рефлексия деятельности.
  • Лист обратной связи.
  • «Торт решений».
  •  Телеграмма.
  •  «Рейтенг».
  • «Конверты»,
  • «Архитектор»,
  • Вербальная и не вербальная рефлексия (и т.д.)

    19 слайд:

 В работе с родителями на родительских собраниях, открытых показах, мастер-классах с родителями, мы используем методы рефлексии воспитательных процессов:

  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания.
  • Анализ родительского поведения.

Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.

 

Вывод:

         Таким образом, систематическая и грамотная организация нами рефлексивной деятельности с детьми разного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

         Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.

 «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

       тот и получает преимущества в движении вперед».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_refleksii_v_dou.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы рефлексии, используемые воспитателями Доу Исполнитель : воспитатель подготовительной группы «Семицветик» МБДОУ «Детский сад № 29 «Улыбка» Горшкова Татьяна Михайловна 2019г. Методическое объединение воспитателей подготовительных групп Вязниковского района

Слайд 2

«Рефлексия является инструментом самореализации личности.» Выготский Л.С. «Тот , кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед …» « Не хвалите детей. Дети должны научиться делать это сами» Евгений Доманский

Слайд 3

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка). Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Слайд 4

Классификация рефлексии. Физическую Интеллектуальную С енсорную Д уховную

Слайд 5

Вид классификации. • рефлексия настроения и эмоционального состояния • рефлексия деятельности • рефлексия содержания учебного материала

Слайд 6

Формы рефлексии. Индивидуальная Г рупповая Коллективная

Слайд 7

Этап становления рефлексии. Дошкольный возраст - (1.5 -7 лет): Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать.

Слайд 8

Метод - (образовано от греческого слова: μέθοδος — метод, путь к чему-либо).

Слайд 9

Метод характеризуется наличием универсальных свойств. Последовательность Надёжность Ясность Направленность Экономность

Слайд 10

Навыки самоконтроля и самооценки: использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.); продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии; учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы; знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Слайд 11

Метод « Огонёк общения». Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: сегодня меня порадовало… сегодня меня огорчило…

Слайд 12

Сегодня на занятии было самое интересное…. Мне особенно понравилась… Я не очень понял… Мне еще хотелось бы заняться … Или Метод «Незаконченное предложение» «Я начну, а ты продолжи…»

Слайд 13

«Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно; Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно; Красной – дело не понравилось, скучно.

Слайд 14

Метод «Лестница успеха» Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания: Уверен в своих знаниях… В основном уверен… Нужно ещё повторить… Нуждаюсь в помощи …

Слайд 15

Метод «Карты-маршруты» во время игры-путешествия, когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было Интересно, Скучно, Трудно, легко и т.д.

Слайд 16

«Занимательное дело рефлексия». Рисуем настроение.

Слайд 17

«Цветик- многоцветик» «Ладошки».

Слайд 18

Методы и формы рефлексии для воспитателя. Графическая рефлексия деятельности. Лист обратной связи. « Торт решений». Телеграмма. «Рейтенг». Вербальная и не вербальная рефлексия. (т.д.)

Слайд 19

Методы рефлексии воспитательных процессов. Решение проблемных задач семейного воспитания. Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания. Анализ родительского поведения.

Слайд 20

Используемые ресурсы: Практикум по курсу «Методы активного социально – психологического обучения», составитель: С.В. Истомина. – Шадринск: Издательство ПО «Исеть» - 2006г http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig

Слайд 21

Приглашаем к сотрудничеству! Наш адрес: E-mail : dou29-vz@mail.ru Сайт: dou29-vz@ucoz.ru Тел.: 8 49 233 2 51 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В детский сад с улыбкой». Клуб для родителей и детей, не посещающих детский сад, на 2015–2016 учебный год

Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.Задачи.1. Познакомить родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей с 1 до 3 лет в ...

Адаптация детей к детскому саду" В детский сад с улыбкой"

Данная статья описывает поведение ,состояние детей по прибытии в детский сад. Учит ,как сделать так,чтобы дети быстрее привыкли к новой среде и чувствовали себя в ней комфортно....

Анализ работы по взаимодействию детского сада и семьи МДОУ детский сад №1 «Улыбка» за 2016-2017 год

laquo;Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.Поэтому это сотрудниче...

Современные приемы и методы здоровьесберегающих педагогических технологий, наиболее часто используемые в детском саду.

Системное и гармоничное использование приемов и методов здоровьесберегающих технологий, основанный на базовых природосообразных средствах реализации, позволяет эффективно поддерживать и корректировать...

Методы закаливания, используемые в ДОУ "Рижский" метод закаливания

Методы закаливания,которые используем  в нашем детском саду....

Методическая разработка «Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»

Методическая разработка«Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»...

Работа в парах как метод рефлексии на занятиях

Для того, чтоб ребенок успешно овладевал ЗУН на занятиях необходимо проводить опрос детей на уроках, очень часто бывает сложно опросить на занятиях каждого. Маленькие дети еще не способны заполнять сл...