Методическая разработка «Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»
методическая разработка

Батурина Наталья Александровна

Методическая разработка

«Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_metody_zdorovesberezheniya.docx18.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»

Разработала:

Батурина Наталья Александровна

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №10

г.Ярцево

2020 год

Тема методической разработки: «Методы здоровьесбережения, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ»

Методическая разработка предназначена в помощь музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.

Место хранения материала:  методический кабинет МБДОУ детский сад №10 

Здоровье - самая большая ценность

и главное жизненное богатство.

Его нельзя купить ни за какие деньги,  

можно только сохранить.

Герберт Спенсер

         Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в дошкольном образовании. Одним из средств решения  задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

        ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

  • сохранить здоровье детей;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни,
  • создать условия каждому ребенку  полноценного психического развития.

        Разработанная мной система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:

        ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ.

 С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон ,поднимают настроение и , конечно, подготавливают голос к пению.

Пример:

Доброе утро! (повернулись друг к другу)

 Улыбнись скорее! (развести руки в стороны)

 И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)

 будет веселее!

Мы погладим лобик, (выполняем движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивые, как в саду цветочки!

Ушки мы сейчас потрем

И здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

        ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей.

Пример:

Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)

И цветочки собирал.

Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)

Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево , вдох-выдох)

Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)

Их понюхают ребятки (вдох-выдох).

        АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей  ,певческих навыков ,улучшается музыкальная память ,внимание.

Пример:

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

        ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка ,повышает моторику рук(подготовка к письму и рисованию).

Пример:

Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)

Звонки песни выводил:

-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! ( имитируем игру на дудочке)

Всем я лапотки сплету.

Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)

Жене-меньшие,

Сыну-с носочком ,

Дочке-с цветочком,

А соседу заиньке

Сплету лапти маленькие.

         МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.

   Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

   Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

   Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.  Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, «Лунная соната»  Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.

        ПСИХОГИМНАСТИКА - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

 Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с  детьми с целью психофизической разрядки.

 Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды.

Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, гнев, интерес,  страх и др.)  Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

        ИГРОВОЙ МАССАЖ также применяется на музыкальных занятиях .  В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы ,улучшается самочувствие и поднимается настроение.

Пример:

Дождь , дождь ,надо нам расходиться  по домам(пальчики «бегают по лицу»)

Гром ,гром ,как из пушек! Нынче праздник у лягушек!(пальчики «барабанят»по лбу, щечкам)

Град ,град! Сыплет град!(хлопаем в ладоши)

Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)

Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных  и творческих способностей детей  , повышение уровня речевого развития детей ,стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

Методическая разработка "Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ"

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ.1. Ведение. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952). Продолжил эту тему про...

Выступление "Ритмический самомассаж, используемый на музыкальных занятиях, как один из элементов здоровьесбережения дошкольников"

Выступление на ТУМО для музыкальных руководителей на тему: «Поисковая оптимизация ФГОС: актуальность использования инновационных технологий в развитии психического и физического здоровья до...

Здоровьесберегающие технологии, используемые на музыкальных занятиях

Представление педагогического опыта не педагогическом совете...

методическая разработка "Метод моделирования в музыкально - ритмической деятельности старших дошкольников"

данная работа поможет музыкальным руководителям применять различные приемы в организации музыкально - ритмической деятельности. ...

Картотека здоровьесберегающих игр и упражнений, используемых на музыкальных занятиях

Картотека здоровьесберегающих игр и упражнений, используемых на музыкальных занятиях...

Картотека музыкально-ритмических упражнений, используемых на музыкальных занятиях

Картотека музыкально-ритмических упражнений, используемых на музыкальных занятиях...