Консультация для воспитателей: "Формирование пространственных представлений"
консультация (младшая группа)

Соболь Любовь Владимировна

Консультация для воспитателей: "Формирование пространственных представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._vtoraya_ml._prostr.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                  Формирование пространственных

                                   представлений

                      Вторая младшая группа

   Формирование пространственных представлений происходит не только на специально организованных занятиях по математике, но также на физкультурных и музыкальных, на занятиях по развитию речи, и в процессе продуктивной деятельности, подвижных игр, на прогулке.

  Знакомство с положением предметов в пространстве во второй младшей группе следует начинать с анализа положения  собственного тела (вертикальное направление).

   Педагог просит детей потянуться, поднять руки вверх и сказать: «Теперь руки вверху». Показывает, как это надо сделать, несколько раз четко и громко повторяет слово вверху. Дети встают на носки, тянут руки вверх и проговаривают: «Вверху, руки вверху».

   Для фиксации в сознании детей этого положения педагог даёт ориентир: «Вверху находится голова».  Предлагает руками обхватить голову и сказать: «Голова находится вверху».  Затем просит снова вытянуть руки и определить, что ещё можно увидеть вверху (потолок, люстру, облака, тучи, солнце, верхушки деревьев и т. д.).

   На этом же занятии аналогично рассматривается и противоположное вертикальное направление. Педагог показывает образец действия (опустить руки. Достать до пальцев ног, сказать: «Теперь руки внизу») и несколько раз повторяет слово внизу. Дети выполняют все действия, проговаривают: «Внизу, руки внизу». Ориентир для фиксации в сознании детей этого положения: «Внизу – это там, где находятся ноги» Также внизу можно увидеть пол, ковер, траву, камни, лужу, муравья, корни деревьев и т.д.

   Для закрепления изученного материала предлагаются задания и организуются дидактические игры.

  • Педагог  называет направления движения, а дети показывают. Можно ввести элемент соревнования: «Тот, кто ни разу не ошибётся, будет победителем».
  • Педагог делит детей на две группы. Пары игроков (по одному из каждой группы) по команде «Мяч внизу!» прокатывают мяч под протянутой над полом верёвкой, а по команде «Мяч вверху!» перебрасывают их через  веревку. Остальные следят за правильностью выполнения действий. За каждую ошибку игроки получают красный кружок. Побеждает группа, которая получила меньше всего красных кружков.
  • Педагог называет предмет, дети протягивают руки туда, где этот предмет находится, и называют направление. Например, при слове солнышко поднимают руки вверх и говорят: «Солнышко вверху»; или при слове дорога опускают руки вниз и говорят: «Дорога внизу».
  • Педагог размещает на плакате, где нарисованы небо, луг и река, одну за другой картинки с изображениями самолета, рыбы, птицы и т. д. дети определяют и называют положение каждого предмета.
  • Педагог предлагает найти в комнате (на улице) и назвать предметы, которые находятся вверху и внизу.

   Начиная знакомство с фронтальным пространственным направлением, дети под руководством взрослого определяют, что лицо находится впереди, а спина сзади, учатся проговаривать новые слова.  Педагог предлагает вытянуть руки перед собой, хлопнуть в ладоши, дотронуться до носа, глаз, щек, губ, лба. Сообщает: «Сейчас руки находятся впереди». Затем просит отвести руки за спину, хлопнуть в ладоши, дотронуться до спины, затылка и говорит: «Сейчас руки находятся сзади».

   Для закрепления изученного материала даются задания и проводятся дидактические игры, например рассматривается место предметов в ряду.  Педагог читает сказку «Репка» и помогает определить пространственное отношение персонажей: дедка стоит впереди, бабка сзади него; сзади бабки, но впереди Жучки стоит внучка и т.д.

   Работа по изучению пространственных отношений «справа-слева» (научный термин – «сагиттальное направление») является наиболее сложной. Привычные ориентиры – руки – ничем, на первый         взгляд, не различаются, и выяснить, какая рука правая, а какая левая, можно только при выполнении определенных действий. Если ведущая правая рука, то вводится следующая ассоциация: правая рука все делает правильно (первый звук в словах правая и правильно выделяют голосом); левой рукой все делать сложно, она ленивая (первый звук в словах левая и ленивая тоже выделяют голосом).

   Для леворуких детей вводится обратная ассоциация.

   Затем педагог показывает и объясняет: «Все предметы по правую руку находятся справа, а по левую руку – слева. Если повернуться в противоположную сторону, то предметы. Находящиеся слева, оказываются справа. Поэтому для одного человека предметы находятся слева, а для другого эти же предметы могут находиться справа».

Чтобы добиться осознанного восприятия рассматриваемого пространственного направления, необходимо научить детей определять с помощью приема контактной близости, по какую руку находятся предметы; научить соотносить название руки и пространственное направление; ориентироваться в направлении после поворота; использовать в речи слова слева и справа.

   Для закрепления материала предлагаются  специальные задания и дидактические игры, а также аналогичные используемым при изучении вертикального направления.

  • Возьмите  левое ухо правой рукой, а правое ухо левой рукой; положите левую руку на левую ногу, а правую руку на правую ногу.
  • Повернитесь к столу левой рукой, назовите, где стоит стол; повернитесь к столу правой рукой, скажите, где теперь он стоит.
  • Положите все круги на столе справа, а квадраты - слева; маленькие круги – справа, большие круги – слева.
  • Положите все кубики в левый угол комнаты, а машинки – в правый угол.
  • Принесите в правой руке – шар, а в левой руке – куб.

   После изучения пространственных направлений следует приступить к обозначению места предметов с помощью пространственных предлогов и наречий.

   При ознакомлении с предлогом на рассматриваются различные его оттенки: положение предмета на поверхности другого («Лампа на столе»), местонахождение человека («Дети играют на полу»), передвижение на некоторых видах транспорта («Папа приехал на машине»).

   Педагог сажает на полу и говорит, выделяя голосом предлог на: «Кукла сидит на полке». Затем предлагает ребенку сказать, какая еще находится игрушка на полке, взять ее и посадить на стол.

   Противоположное значение предлогу на имеет предлог под. Педагог сажает куклу на стол и поясняет: «Кукла внизу, кукла под столом, кукла спряталась под стол». По просьбе взрослого дети кладут один предмет под другой и называют его местоположение. Педагог объясняет их действия, выделяя голосом пространственное направление и предлог: «Предметы, лежащие сверху, находятся на столе (на ящике), а предметы, лежащие внизу, - под столом (под ящиком)».

   Для уточнения наречия рядом и этого наречия с предлогом с педагог ставит детей парами и поясняет: «Люда и Витя стоят рядом, Люда рядом с Витей. Лиза и Маша стоят рядом, Лиза рядом с Машей». И т.д. на нескольких примерах показывает, что означает слово рядом: «Катя встань рядом со своим столом», «Петя встань рядом с Катей». И т.д. Затем даёт задание положить рядом круг и квадрат, большой квадрат рядом с маленьким квадратом и назвать местоположение фигур.

   В том же значении, что и наречие рядом,  употребляется предлог у. Педагог просит всех встать рядом с окном, и выделяя голосом предлог, поясняет: «Вы стоите у окна». Затем дети упражняются в выполнении инструкций («Встаньте у двери». «Сядьте у стола»)  и в определении своего местоположения («Я стою у стены». «Я стою у зеркала», и т.д.) инструкции могут усложняться, содержать из нескольких заданий («Иди вперед и остановись у двери». «Повернись налево и встань у кровати». И т.д.)

   Постепенно представления о местоположении предметов расширяются. Педагог вызывает к доске двух детей, ставит их друг за другом и объясняет: «Ваня стоит рядом с Серёжей, но при этом Ваня стоит впереди Серёжи, перед Серёжей». Затем строит детей в колонну по одному и даёт задание: назвать (показать) кто стоит впереди («перед тобой»), после этого разбежаться и снова построиться  в таком же порядке. Аналогично проводится работа по разъяснению  значения предлога за.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Формирование основ математических представлений в детском саду».

Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами...

Консультация для воспитателей "Формирование первичных гендерных представлений у дошкольников"

«Формирование первичных гендерных отношенийу дошкольников»В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросу гендерного развития, направленного на полную реализацию природных способностей мужчин...

Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием сказочного материала"

В статье описывается работа по использоваванию материала сказок, оказывающего положительное влияние на формирование элементарных математических представлений....

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений в детском саду по ФГОС»...