Родительское собрание
методическая разработка (средняя группа)

Долдина Ольга Александровна

Родительское собрание в средне гуппе "Воспитание ребенка в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_sredney_gruppe.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: показать значимость соблюдения родителями права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития

Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.

Оборудование: рисунки детей, памятки для родителей,  фломастеры, салфетки

Предварительная работа: дети выполняют рисунки на тему "Мои права", которые обрабатывает педагог-психолог. Тест для родителей «Какие мы родители».

1. Вступительная беседа.

- Начать сегодняшний разговор мы предлагаем с воспоминаний о своем детстве.

Рассмотрим, кто оказал на вас наибольшее влияние в разные возрастные периоды?

  • Я родился – мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Мне 3 года я пошел в д/с - мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель
  • Мне 7 лет я пошел в школу - мама, папа, бабушка, дедушка, учителя, друзья

- Как видим, наибольшее влияние на ребенка оказывает семья, поэтому тема родительского собрания "Воспитание ребёнка в семье".

Роль родителя в воспитании ребенка незаменима. Вот почему так важно знать, умеем ли мы воспитывать.

        Мы предложили вам поучаствовать в тестировании «Какие мы родители» и выявили, что:

Для  44 % родителей что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять его. Вы действуете правильно, можете надеяться на хороший результат.

Для 56% родителей из общего числа родителей принимавших участие в опроснике  забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой, чересчур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

- Скажите, пожалуйста, кто – нибудь испытывает трудности в воспитании ребенка?

Предлагаем вам упражнение «Клубок проблем»

Цель: сплочение группы, осознание родителями схожести их проблем.

Клубок ниток начинает наматывать на указательный палец тот, кто первый назвал проблему, связанную с воспитанием своего ребёнка. Затем все, по очереди, кто считает, что такая проблема существует и в их семье, наматывают на свои пальцы нить, передавая клубок на противоположную сторону или соседу (лучше на противоположную сторону круга). Так, с перечислением ряда проблем формируется «паутина», связывающая всех участников.

- Чтобы нашу паутину распутать вам, необходимо назвать столько положительных качеств ребёнка, сколько витков нити оказалось на вашем пальце (см. предыдущее упражнение). Родитель описывает положительные качества ребенка, начиная предложением: «Что мне нравится в моем ребенке, так это!», снимая при этом нить с пальцев. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: восстановление эмоционального баланса, осознание положительных качеств ребёнка, распутывание «паутины» от предыдущего упражнения.

- Дети находятся в детском саду 12 часов. У нас есть возможность наблюдать за детьми, беседовать с ними. Выясняется, что наши дети испытывают недостаток ласки, внимания. Это проявляется в плаксивости детей, крикливости, порой агрессией. Он плачет – потому что несчастен, кричит и громко говорит – он не выговаривается дома, агрессия – у него еще недостаточный словарный запас слов, не может объяснить, его недопонимают - отсюда обида и агрессия.

- Порой на вопрос "Чем вы занимались дома в выходные?" дети отвечают следующее /просмотр видеоролика с детьми/.

- Мы понимаем, что современная жизнь поглощает вас проблемами бытия, но дети от этого не должны страдать.  

        Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

        Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье.

        Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

        Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

        В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу».

Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). 

- Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку, об этом нам расскажет педагог-психолог Шерстнёва Любовь Алексеевна.

 

 

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка является  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка  устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального уровня.

  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ,.

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

Семейный Кодекс РФ устанавливает :

  • право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  • родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63).

Вывод.

• Чаще целуйте и обнимайте ребенка.

• Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.

• Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.

• Искренне интересуйтесь делами ребенка.

• Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т. д.

- Очень важно иметь домашние, семейные традиции. Какие традиции вы имеете?

- Совместная подготовка к праздникам, или к каким - либо семейным мероприятиям, оставляет яркие впечатления в памяти у детей и, конечно же, сближает людей.

Убедительная просьба – участвовать с детьми в садовских мероприятиях, быть активными в играх, позитивными на праздниках.

Памятка для родителей

Если ребенок провинился:

• Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.

• Не показывайте готовых решений.

• Не унижайте его.

• Не угрожайте.

• Не вымогайте обещаний.

• Сразу давайте оценку поступку, ошибке.

Наказывая нужно помнить:

• Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.

• Наказание должно быть не нормой, а исключением.

• Правом наказания в семье должен обладать один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.

• Наказывать за проступок.

• Не читать длинных нотаций.

• Не напоминать о проступке.

• Вести разговор о проступке наедине.

                             Тест «Какие мы родители?»

Уважаемая (ый)_____________________________________________

Постарайтесь ответить на предлагаемые вопросы откровенно.

(А)  Могу и всегда так поступаю

(Б)  Могу, но не всегда так поступаю

(В)  Не могу

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? А Б В

2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В

5. Овладеть собой, сохранить самообладание, если поступок ребенка вывел вас из себя? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка? А Б В

7. Поверить хотя бы на одну минуту, что вы добрая фея? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В

10. Пообещать ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и ни во что не вмешиваться? А Б В

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо крикнул, обидел чужого ребенка? А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, прихоть? А Б В

Подсчитайте очки:

ответ «А» --- 3 очка,

ответ «Б» --- 2 очка,

ответ «В» --- 1 очко.

Если вы набрали от 31 до 39 очков, это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять его. Вы действуете правильно, можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой, через чур строги, в других случаях излишне мягки, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно того и другого. Советуем обратиться к педагогам.


 

Анкета для родителей «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы, родители?

Задаем ли мы себе вопрос о том. Какие мы родители. Как мы воспитываем своих детей. С справляемся ли мы с воспитательными задачами. Вопрос… какими мы являемся родителями?

Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, не всегда. За каждый положительный ответ начислите себе 2 очка, за ответ “ не всегда ” - 1, за отрицательный - 0.

1. С большим ли вниманием вы смотрите статьи в журналах, теле передачи, на тему дошкольное воспитание детей? Читаете ли вы литературу направленную на развитие дошкольников?

2. Сильно ли вы задумываетесь о том, что поведение вашего ребенка зависит от вашего воспитания

3. Ваши методы с супругом (ой) одинаковы в воспитании детей?

4. Если ваш ребенок предлагает вам помочь, то вы примите его (её) помощь?

5. Используете ли вы повышенный тон, или наказание (не физическое) тогда когда это действительно необходимо

6. Как вам кажется: последовательность - основной педагогический принцип?

7. По вашему мнению среда в которой находиться ребенок оказывает на него сильное влияние?

8. Имеют ли большое значение для развития ребенка занятие спортом

9. Сумете ли вы «попросить», и не прибегать к приказному тону, для достижения результата

10. Как часто вы прибегаете к подобным фразам: я сейчас занят, спроси у, я очень занят

Менее 6 очков: вы не понимаете систему воспитания. Вы не умеете общаться со своим ребенком. Не теряя времени повышайте уровень эмоциональной близости со своим ребенком. Станьте ближе.

От 7 до 14 очков: не делаете крупных ошибок, но и больших успехов тоже. Вам нужно проанализировать свои методы, и способы своего воспитания. Задумайтесь над тем, где вы не правы. И старайтесь поддерживать тот уровень, что есть. Не дайте ему упасть в низ… Нужно расти на верх

Более 15 очков: вы вполне хорошо справляетесь с воспитанием детей. Если вы хотите повысить свои навыки, то у вас это хорошо получиться. Но вам это не так уж и нужно. Главное это понимание.

Тест для родителей. «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы теста.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

да

иногда

нет

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

да

иногда

нет

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

да

иногда

нет

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

да

иногда

нет

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

да

иногда

нет

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

да

иногда

нет

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

да

иногда

нет

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

да

иногда

нет

9.

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

да

иногда

нет

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

да

иногда

нет

Если у вас результат 8-10:

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Если у вас результат 4-7:

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Если у вас результат 1-3:

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...