Главные вкладки

    План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе «Гендерное воспитание младших дошкольников»
    методическая разработка (младшая группа)

    Пименова Светлана Адольфовна

    Актуальность темы:

    Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

    Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

    В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

    С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 3 лет, т.к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

    Цель работы:

    • повысить свой профессиональный уровень по теме,
    • систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.

    Задачи:

    • повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
    • изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
    • создать развивающую среду с учетом половой принадлежности детей;
    • составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
    • научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учетом гендерных особенностей;
    • способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию  ребенка в семье с учетом   гендерной принадлежности.

    План работы на год

    Раздел

    Содержание работы

    Сроки

    Методи

    ческая работа

              1.  Изучение методической литературы

    1.Адлер А. «Воспитание детей; взаимодействие полов»

    2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.

    3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному». Учебная литература, 2008.

    4. Лыкова И.А. «Играют девочки. Гендерный подход в образовании».

    Цветной мир, 2014.

    5. Лыкова И.А. «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании».

    Цветной мир, 2014.

    6. Соколова С.Е. «Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста».// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14.

    7. Шелухина И.П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста». Сфера, 2006.

    2. Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.

     

    Сентябрь- май

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Октябрь

     

    Работа с детьми

     

     

     


     

    Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.

    Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»

    Рисование «Одежда для девочек и мальчиков»

    Работа с зеркалом «Мои эмоции»

    Отгадывание загадок о частях тела.

    Д.И «Одень куклу»

    Рисование  «Теплые носки для девочек и мальчиков»

    С.Р.И «День рождения друзей»

    Рассматривание альбома «Я и моя семья»

    Беседа «Как я дома помогаю»

    Аппликация «Подарок для Маши и Миши к  Новому году»

    Веселые раскраски «Зимний спорт для девочек и мальчиков»

    Лепка «Поможем снеговикам и снежным бабам»

    Тематическая неделя «Наши защитники»

    Беседа «Мой папа»

    Тематическое мероприятие

     «Ловкие и смелые, быстрые, умелые»

    Продуктивная деятельность «Открытка для папы».

    Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».

    Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»

    Рассматривание альбома «Мамины профессии» Продуктивная деятельность «Подарок для мамочки».

    Тематическая неделя «В мире профессий»

    Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара.

    Дидактическая игра «Кто что делает?»

    Игры-шнуровки «Шьем одежду»

    Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды»

    Аппликация «Комочки бумаги превращаются в зайчиков – девочек и зайчиков – мальчиков»

    Конструирование  «Строим домик для зайчика»

    Итоговое ООД по гендерному воспитанию      «Танечка и Ванечка учатся играть»

    Сентябрь – май

     

     

    Октябрь

     

     

     

     

    Ноябрь

     

     

    Декабрь

     

     

     

    Январь

     

     

    Февраль

     

     

     

     

    Март

     

     

     

     

    Апрель

     

     

     

     

     

     

    Май

     

    Работа с родителями

    Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»

    Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, с учётом интересов мальчиков и девочек.

    Семинар – практикум «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?»

    Папка – передвижка «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей».

    Октябрь

     

    Ноябрь

     

     

    Январь

     

    Апрель

     

    Работа с педагогами

    Консультация для педагогов

    «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Декабрь

     

     

    Май

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya.docx22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                               План работы по самообразованию

    во 2 младшей группе

    «Гендерное воспитание младших дошкольников»

    Актуальность темы:

    Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными. Наблюдая за детьми иногда можно заметить, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей настораживает: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности, дети не всегда умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.

    Считаю, что гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

    В современном мире мальчикам совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

    С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание? Специалисты рекомендуют начинать с возраста 3 лет, т.к. именно с этого возраста ребёнок начинать осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

    Цель работы:

    • повысить свой профессиональный уровень по теме,
    • систематизировать  работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ и семье.

    Задачи:

    • повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы;
    • изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;
    • создать развивающую среду с учетом половой принадлежности детей;
    • составить картотеку игр по гендерному воспитанию;
    • научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учетом гендерных особенностей;
    • способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию  ребенка в семье с учетом   гендерной принадлежности.

    План работы на год

    Раздел

    Содержание работы

    Сроки

    Методи

    ческая работа

              1.  Изучение методической литературы

    1.Адлер А. «Воспитание детей; взаимодействие полов»

    2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.

    3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному». Учебная литература, 2008.

    4. Лыкова И.А. «Играют девочки. Гендерный подход в образовании».

    Цветной мир, 2014.

    5. Лыкова И.А. «Играют мальчики. Гендерный подход в образовании».

    Цветной мир, 2014.

    6. Соколова С.Е. «Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста».// Дошкольная педагогика - № 2,2013г.- с.14.

    7. Шелухина И.П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста». Сфера, 2006.

    2. Сбор информации для составления картотеки игр по гендерному воспитанию.

    Сентябрь- май

    Октябрь

    Работа с детьми

    Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье.

    Тематическая неделя «Вот они какие: мальчики и девочки!»

    Рисование «Одежда для девочек и мальчиков»

    Работа с зеркалом «Мои эмоции»

    Отгадывание загадок о частях тела.

    Д.И «Одень куклу»

    Рисование  «Теплые носки для девочек и мальчиков»

    С.Р.И «День рождения друзей»

    Рассматривание альбома «Я и моя семья»

    Беседа «Как я дома помогаю»

    Аппликация «Подарок для Маши и Миши к  Новому году»

    Веселые раскраски «Зимний спорт для девочек и мальчиков»

    Лепка «Поможем снеговикам и снежным бабам»

    Тематическая неделя «Наши защитники»

    Беседа «Мой папа»

    Тематическое мероприятие

     «Ловкие и смелые, быстрые, умелые»

    Продуктивная деятельность «Открытка для папы».

    Тематическая неделя «Праздник девочек, мам, бабушек».

    Рассказ воспитателя «У наших девочек праздник»

    Рассматривание альбома «Мамины профессии» Продуктивная деятельность «Подарок для мамочки».

    Тематическая неделя «В мире профессий»

    Наблюдения за работой дворника, шофера, помощника воспитателя, повара.

    Дидактическая игра «Кто что делает?»

    Игры-шнуровки «Шьем одежду»

    Совместная деятельность «Стирка кукольной одежды»

    Аппликация «Комочки бумаги превращаются в зайчиков – девочек и зайчиков – мальчиков»

    Конструирование  «Строим домик для зайчика»

    Итоговое ООД по гендерному воспитанию      «Танечка и Ванечка учатся играть»

    Сентябрь – май

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Работа с родителями

    Анкеты для родителей «Гендерное воспитание дошкольника в семье»

    Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, с учётом интересов мальчиков и девочек.

    Семинар – практикум «Как воспитывать девочку?», «Как воспитывать мальчика?»

    Папка – передвижка «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей».

    Октябрь

    Ноябрь

    Январь

    Апрель

    Работа с педагогами

    Консультация для педагогов

    «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ».

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Декабрь

    Май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию на тему "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников"

    Использование ИКТ при ведении и оформлении документации группы....

    План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

    План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"....

    Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшей группе на 2018–2019 год

    Перспективный план работы с родителями во второй группе раннего возраста- младшейгруппе на 2018–2019годМесяцыНазвание мероприятияОтветствен-ные...

    План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

    Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

    Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в младшем возрасте».

    Актуальность: Ребёнок раннего возраста активно познает мир. Эффективным методом познания окружающей действительности является экспериментирование.Я обратила внимание на то, что познавательная активнос...