План работы по самообразованию Тема:«Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством логико-математических игр»
материал (младшая группа)

План работы по самообразованию по месяцам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_23-24_uch.god_.docx49.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска” муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Республики Татарстан

ЭМБЛЕМА ДОУ 12 — копия

Татарстан Республикасы "Лениногорск муниципаль районы" муниципаль берәмлеге "Лениногорск шәһәре 12 нче катнаш балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем биру учреждениесе.

«ПРИНЯТО»

педагогическим советом

протокол №___от «___»___20___года

Председатель педагогического совета

____________________Ю.В.Лебедева

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ «Детский сад №12»

______________________ О.А. Илюхина

Введено в действие приказом № _______

от «______»______________20_____года

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема

«Развитие логического мышления у младших дошкольников посредством

логико-математических игр »

Учебный год

2023-2024

ФИО педагога

Закирова Гульчачак Ильгизаровна

Квалификационная категория

СЗД

Стаж работы

12 лет


  • Введение (пояснительная записка) - Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

  • Актуальность: логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс. Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

  • Участники: воспитатель, дети группы, родители, педагоги

  • Определение формата и типа проекта: познавательный, долгосрочный, сентябрь 2023 – май 2024 уч. год

  • Цель проекта: Овладение приемами логического мышления.

  • Задачи:

1. Подбор и изучение методической литературы и электронных ресурсов по теме самообразования. 2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми. 3. Составить подборку логико – математических игр, направленных на развитие у детей наглядно – образного, логического мышления, внимания, памяти, интеллектуального развития.

  • Ожидаемые результаты:

- Улучшатся показатели уровня развития внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

-Появится познавательный интерес к играм и занятиям; - Обогатится предметно-развивающая среда группы новыми дидактическими играми; - Появится заинтересованность родителей в развитии логического мышления детей через игру.

  • Предмет исследования: игра, как средство развития элементов логического мышления; Объект исследования: логическое мышление дошкольников

  • Гипотеза: Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры будет эффективнее при условии, если: развивать активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр; Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

  • Практическая значимость: заключается в том, что представленные материалы могут быть использованы педагогами, воспитателями, родителями в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению уровня логического мышления у дошкольников в дошкольной образовательной организации.

  • Методы и формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

- работа с родителями.

- работа с педагогами.

Методы обучения:

- наглядно-действенные приемы.

- игровые (игры с мелкими предметами).

- дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные).

- словесные (сюжетные, словесные игры)

- Практические (изготовления карты-схемы)

  • Этапы:

  1. Поисковый (планирующий)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Составление плана самообразования

Май, август

Изучение интернет источников

В течение всего периода

Изучение методической литературы:

1) Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры с палочками»

2) Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»

3) Тихомирова Л.Ф. «Развивающие игры, задания, упражнения»

Декабрь-апрель

Ноябрь-март

В течение всего периода

  1. Основной этап (практический)

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Родителями

Самообразование

Сентябрь

- Д/и на усвоения понятия «цвета»: «Цветная вода», «Цветные палочки».

- Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие.

Подготовка консультации для воспитателей

Октябрь

- Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Консультация для воспитателей «Как развивать познавательные интересы у детей»

Изготовление д/и «Найди пару»

Ноябрь

- Д/и «Найди пару»

- Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления в дошкольном возрасте»

Подготовка д/и «Разложи по коробочкам».

Декабрь

- Д/и «Разложи по коробочкам».

- Игры и упражнения на развитие памяти и внимания

Буклет для воспитателей младших групп «Сказочные лабиринты игры».

Изготовление Д/и «Запомни картинку»

Январь

- Проведение индивидуальной и подгруппой деятельности с использованием блоков Дьенеша

- Д/и «Логический поезд»

- Д/и «Запомни картинку»

Подготовка папки-передвижки для воспитателей

Февраль

- Знакомство с понятием «один», « много».

- Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие.

Папка – передвижка для воспитателей младших групп «Загадки – отгадки».

Консультация для родителей «Логические игры дома и в детском саду».

(статья в родительский уголок по этой теме)

Изготовление

д/и «В лес за грибами»

Март

- Д/и «В лес за грибами»

- Игры на развитие логического мышления, на расширение кругозора, на анализ и синтез, на развитие творческого воображения. Игра «Раз, два, три лишний уходи»

Памятка для родителей «Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у младших дошкольников».

Подготовка к родительскому собранию.

Апрель

- Формирование умения выделять функции объекта, определять линии развития объекта.

- Д/и «Что умеет делать»

Родительское собрание «Роль логико - математических игр в развитии мыслительной деятельности детей».

Май

- Формирование умения объединять надсистемы и подсистемы объекта, выявление подсистемных связей, на сравнение систем.

-Д/и «Хорошо – плохо», «Где живет?», «На что похоже», «Назови часть предмета»

Отчёт по теме самообразования.

Июнь

Индивидуальная работа с детьми по мышлению

Июль

Использование изученных материалов

Август

Использование игр в свободной деятельности

  1. Обобщающе-результативный этап (заключительный)

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Итоговое занятие во торой младшей группе

Апрель

Подготовка документации по итогом работы над проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  све...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»

исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...