план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  сверстников, то для первичной диагностики уровня развития словесно-логического мышления я использую методику исследования словесно-логического мышления для младших школьников Э.Ф. Замбацявичене.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plansamoobrazovaniya_3.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37

План самообразования педагога

 на тему:

«Развитие словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Кулькова М.Г.

г. Калининград

2018г.

Индивидуальный план самообразования.

МАДОУ детский сад № 37

Воспитатель: Кулькова Марина Геннадьевна

Образование: высшее, ТГПУ им. Толстого

Тема: «Развитие словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Когда начата работа над темой: сентябрь 2018 год

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 год

Цель самообразования: выявить эффективные методы формирования словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, создать картотеку игр для развития словесно-логического мышления старших дошкольников.

Задачи самообразования:

- совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;

- овладение новыми формами, методами и приемами работы.

- создание картотеки игр.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

  • изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме;
  • определение цели и задач работы над темой;
  • разработка систем мер, направленных на решение проблемы;
  • отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов;
  • подведение итогов, оформление результатов.

Форма предоставления результата самообразования: отчет по проведенной работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме для педагогов и родителей, создание картотеки.

Актуальность выбранной темы.

        Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи.

        Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

        Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а

« Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.

        Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского,  В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
        
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

        Для того, чтобы в некоторой мере  облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, мной и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы  условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        

        Целью  данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        

        Задачи:

  1. Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        

        Методы исследования:

  1. Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования.
  3. Наблюдение.
  4. Психолого — педагогический эксперимент.
  5. Методы количественной и качественной обработки данных.

        

        Этапы:

        1.  Подготовительный этап :

  • Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
  • Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
  • Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
  • Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению».
  • Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления.
  • Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
  1. Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления).
  2. Заключительный этап:
  • Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
  • Подведение итогов полученных знаний и навыков детей  в форме игры «Умники и умницы».
  • Создание картотеки.
  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

        

        Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

        

        Участники:

  • Воспитатель,
  • Дети подготовительной группы,
  • Родители.

Предполагаемые результаты:        

  • будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления;
  • родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени;
  • результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы;
  • дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов;

полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.

        

        Изучение методической литературы по теме самообразования:

  • Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4
  • Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
  • Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.
  • Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989.
  • Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
  • Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
  • Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева  Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
  • Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.
  • Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
  • Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
  • Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  • Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
  • Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

Календарное планирование.

Сроки проведения

Ход работы

сентябрь

Изучение психолого-педагогической литературы.

Написание перспективного плана работы.

октябрь

Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления.

ноябрь

Составление картотеки, по данной теме,  конспекты занятий.

Декабрь-май

 

Примерные темы игр ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.) Проведение занятий по развитию словесно — логического

мышления у старших дошкольников.

май

Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.

Примечание: т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше их сверстников, то для первичной диагностики уровня развития словесно-логического мышления я использую методику исследования словесно-логического мышления для младших школьников Э.Ф. Замбацявичене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

Познавательный проект на тему: «Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике» в старшей группе.

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №51» Познавательный проект на тему:«Развитие словесно-логического мышления, через занимат...

План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...