ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Мельникова Татьяна Райнгартовна
перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_2019.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

 УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

 Мельниковой Т.Р.

На 2019-2021 учебный год.

ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

ЦЕЛЬ: создание необходимых условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к составлению творческих рассказов.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по данной теме;
  • Выявить особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста;
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме;
  • Внедрить систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи в коррекционно-логопедический процесс;
  • Подобрать авторские методики и технологии формирования навыков составления творческих рассказов у старших дошкольников и адаптировать их для работы с детьми с ОНР.
  • Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: профессиональное, методическое.

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: интернет, методическая литература, журналы, семинары, мастер-классы, НОД коллег, обмен опытом с коллегами.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: открытые занятия, выступления из опыта работы на семинарах.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: разработка методических рекомендаций, публикации в СМИ, размещение методических разработок на сайте детского сада. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.

План изучения темы на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Вопросы для изучения

Сроки

Информационные ресурсы

Практический выход

1

Выбор темы.

Определение цели и задач.

Сентябрь

Подбор литературы по теме.

 Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Составление перспективного плана работы по изучаемой теме.

2

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

Октябрь

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк:

кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

3.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL7yVJQm

4. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.

И др…

Разработка рекомендаций для воспитателей

3

Изучение традиционной методики по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказу

Ноябрь

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред.пед, учеб. заведений. 3-е изд. М., 2000

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984

4.Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982

4. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

И др..

 Пополнение методического и дидактического материала.

4

Выявление особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (традиционная методика)

Декабрь

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL83IJO0

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М., 2004

3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Авт.- сост. Г.В.Чиркина. М., 2008

И др..

Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность в формировании связной речи детей с ОНР

5

Представление научно-методических рекомендаций по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей (5-7лет)

Январь- февраль

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL87e2XU

2. И др..

Семинар-практикум «Обучение дошкольников составлению творческого рассказа»

6

Разработка и апробация системы приёмов по обучению творческому рассказыванию детей с ОНР в коррекционно-логопедической работе.

Март

1. Аханькова Е.В. Использование приёмов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. Дис…канд. Пед. наук. М., 2004

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В.Волосовец. М, 2007

4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок.). М., 2008

5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. М., 2006

Мастер-класс «Составление творческого рассказа»

7

Проведение диагностики по связной речи в группе компенсирующей направленности

Апрель

1.Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-ая часть). –СПб., 1993

2. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003

Результаты диагностики

8

Результаты самообразования. Составление плана работы на перспективу 2015/16 учебный год.

Май

1.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

2. Гурович Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985.

 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Педагогическое образование. 2009. № 2

4.Авторские методики, разработанные на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

  1. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm; Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm
  2. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm; Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
  3. Методика создания загадок / Нестеренко А.А. Страна загадок http://www.trizminsk.org/e/23105.htm;
  4. Методика создания сравнений и метафор / Сидорчук Т.А. "Пьём по утрам остаток чёрной ночи" или Три приёма составления метафорhttp://www.trizminsk.org/e/260012.htm

Распространение опыта через СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников

Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов  сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...