Самообразование педагога "Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности"
материал (средняя группа)

Качяраускене Ксения Вадимовна

план самообразования с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.69 КБ
PDF icon samoobrazovanie.pdf939.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Золотая рыбка» с. Печерск, Смоленского района, Смоленской области

План работы по самообразованию

(средняя группа)

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

                                                                                                 Воспитатель:

Качяраускене Ксения Вадимовна

2018-2019 уч. г.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В последнее время, принимая воспитанников в группу и начиная с ними общаться, мы отмечаем нарушения в речевом развитии у многих ребят. Это и звукопроизношение, и задержки речевого развития, бывают трудности в общении со сверстниками. Можно отметить бедность словарного запаса, отсутствие интонационной выразительности. Испытывают ребята среднего возраста трудности при обучении составления рассказов. Мы решили поискать пути решения этих проблем, в том числе, в привлечении детей к театрализованной деятельности.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального развития и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Значение театрализованной деятельности:

  • помогает усвоению богатства языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и просмотра театрализованных постановок: кукольного театра, детского творчества и других видах театрального искусства. (театр)

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. (игра)

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. (игра)

В работе были использованы артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковый театр не только способствует развитию речи ребенка, но и развивает мелкую моторику, которая играет не последнюю роль в речевом развитии детей.

Теневой театр был очень интересен детям. Организация спектакля теневого театра — отличная задумка воспитателей, благодаря которой дети познакомились с таким видом театра, увидели его «закулисную» сторону. Участие детей в подобных постановках заставляет их проявить свою фантазию и развивает речь, творческие способности, артистизм. Дети вместе готовятся к общему действию, репетируют, стремятся хорошо выступить перед своими друзьями.

Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Также с этой задачей хорошо справляется театр «Би-Ба-Бо» и театр на палочках.

           План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Дата

Тема

Цель

Практические выходы

сентябрь

Изучение методической литературы по темам «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности»

Повысить свой теоретический уровень, компетентности по данной теме

Октябрь

Просмотр кукольного театра «Детям про интернет».

Беседа «Что такое театр?»

Познакомить детей с театром, с правилами поведения.

Пополнение театрального уголка  различными видами театров.

Ноябрь

Разучивание и постановка сказки «Рукавичка».

Привлечение детской библиотеки.

Продолжать знакомить с театром, с театральными профессиями(режиссер, актер, костюмер, декоратор).

Показ сказки, с использованием театральных костюмов.

Консультация для педагогов «Теоретические основы организации театрализованной деятельности в ДОУ»

Декабрь

Этюды «Угадай, что я делаю?», «Что за герой?», «Падающая снежинка» и т.д.

Театрализованные игры: «Волшебное превращение», «Представь себе»

учить детей импровизировать, отображать характерные черты героев

Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»

Январь

Обыгрывание детьми знакомых сказок («Колобок», «Репка», «Теремок») по ролям с помощью настольного театра.

Учить детей соблюдать содержание и правильный ход текста; развивать диалогическую речь.

. Показ сказки детьми с помощью разных видов театра.

Февраль

Обыгрывание знакомых детям стихотворений, песен, потешек.

продолжать учить детей эмоционально обыгрывать текст, сочетая речь, движение и мимику; развивать интонационную выразительность.

Март

Рассказывание сказки «Кот, дрозд да петух»

Развивать монологическую речь путём обыгрывания сказки. Учить детей рассказывать эмоционально, менять тембр голоса.

Показ сказки с помощью настольного театра.

Апрель

Разучивание и постановка сказки «Волк и семеро козлят»

развивать умение вжиться в роль, передать характерные черты сказочных героев, сочетать речь, движение и мимику

Участие детей.

Май

Развлечение

Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.

Участие детей.

Используемая литература:

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение,.

2.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1981.

3.Буренина А.И. Театр всевозможного. От игры до спектакля.- Санкт-Петербург, 2002.

4.Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э.Г.Чуриловой.

5.Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.

6.Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.

7.Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.

8.Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной.

9.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети»

 10.«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Активизация связной речи детей второй младшей и средней группы в процессе театрализованной деятельности».

Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно,  речь считается приемом формирования и формулирования иде...

Статья Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетич...

Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Самообразование «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема  Тема самообразования: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...