Занятия с детьми 3-его года жизни в доме ребенка
статья (младшая группа)

Штанько Евгения Аркадьевна

Индивидуальные занятия с детьми проводятся во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2-3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материалом. Проводят их в основном во вторую половину дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_s_detmi_tretego_goda_zhizni_v_dome_rebenka.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОМЕ РЕБЕНКА

Индивидуальные занятия с детьми проводятся во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2-3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материалом. Проводят  их в основном во вторую половину дня.

Дети занимаются сидя за столом или на расстоянии от стола. Нельзя сажать детей на пол, что ведет к утомлению, занятия проводятся не в игровой комнате, а в другом тихом помещении.

 Длительность занятий определяется их видом и уровнем развития детей и колеблется от 5- 10 минут ( занятия по развитию речи) до 15- 20 минут ( занятия по развитию конструктивной и изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные).

Ежедневно проводятся 4 занятия: по два в первую и вторую половину дня ( одно в помещении и одно на прогулке). Если дети почему- либо не гуляют, то второе занятие проводят в помещении. Всего в течение недели проводят 28 занятий.

Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей. На одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятие следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.

Сетка занятий ( т. е. Распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год. А календарный план надо составлять в течение 2 недель. В нем указывают программное содержание, цель занятия, материал.

 

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

На занятиях по развитию речи дети учатся :

-  внятно , не торопясь, достаточно громко произносить слова и предложения, отвечать на вопросы;

- задавать вопросы;

-  наблюдать и называть наблюдаемое, называть предметы, действия, свойства предметов;

--узнавать на картинках животных, рассказывать о них;

Обогащать активный словарь детей:

– существительными — названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, домашних и диких животных, их детенышей, транспорта, людей;

– глаголами, обозначающими некоторые действия;

– прилагательными

– наречиями.

 Упражнять в правильном употреблении существительных во множественном числе, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблении существительных с предлогами ( в,на, под, около, над), глагола в прошедшем и будущем времени.

На занятиях по развитию речи проводить:

– рассматривание картинок, изображающих отдельные предметы и действия, несложные сюжеты;

– рассматривание нескольких картинок, объединенных общим сюжетом;

– настольные дидактические игры;

-  показ диафильмов, сопровождаемых рассказом воспитателя;

– беседы о том, что было и что будет, способствующие закреплению первичных понятий;

– чтение коротких стихов;

– рассказывание сказок и рассказов без иллюстраций о живой и неживой природе.

  ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

И ЯВЛЕНИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Учить ориентироваться в предметах домашнего обихода, узнавать и называть предметы и игрушки, их свойства, несложную форму, строение, окраску, величину.

Формировать представление о труде окружающих взрослых.

Проводить организованные наблюдения за деятельностью людей: проводить целевые прогулки, экскурсии. Знакомить с видами транспорта ( виды, части автомобиля).

Развивать представления о пространстве, о времени, о количестве.

Проводить дидактические игры, показы- инсценировки т. е. Разыгрывание сценок, инсценирование сказок и рассказов.

            ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ

Растительный мир

Дать первоначальное представление о растениях и животных.

Учить узнавать по внешнему виду, вкусу овощи и фрукты и называть их.

Формировать умение различать и называть6 деревья, траву, цветы, комнатные растения.

Живой мир

Знакомить детей с животными, их изображением на картинке и в игрушках.

Организовывать наблюдения за ними. Учить называть животных и части их тела.

Знать и уметь подражать голосам нескольких животных и птиц, их повадкам.

Проводить организованные наблюдения за явлениями природы.

     ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

От 2 до 2,5 лет

 Учить группировать однородные предметы по одному из признаков, по образцу и слову взрослого. Различать и группировать предметы по цвету, по форме.

 Группировать однородные предметы, резко различные по величине, форме, цвету; затем более близкие по величине, форме, цвету.

 Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывание на фланелеграфе готовых форм контрастных цветов, изображения из геометрических фигур, из фигур разной величины.

От 2,5 до 3 лет

Закреплять умения соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине.

Различать и называть цвет, форму заменяя названия формы названием соответствующих предметов;

величину контрастную и менее контрастную.

Задания на соответствие предметов по 2-3 свойствам.

Учить детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной. Развивать слуховые дифферинцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Развивать первые числовые представления.

Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета, величины, веса.

Занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет.

Развивать представления о числе: использовать пирамидки, грибочки, палочки, шарики, природный материал.

 Использовать для сенсорного развития занятия рисованием, лепкой, конструированием, музыкой.

            ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вызвать интерес к конструированию, развивать элементарные технические умения, развивать способность изображать в постройках реальные предметы.

Знакомить с разнообразными конструктивными свойствами строительного материала.

Выполнять постройки простые « сюжетные» и называть их, а затем более сложные « сюжетные» постройки и играть с ними.

Учить складывать по образцу фигуры из плоских геометрических форм, использовать аппликацию.

    ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Обучать способам образного отражения явлений действительности, дать первоначальные сведения о материалах для рисования, лепки.

Развивать элементарные умения пользоваться карандашом, кисточкой, глиной ( пластилином).

РИСОВАНИЕ

Знакомство со специфическим материалом ( бумагой, карандашом, кисточкой, краской, гуашью).

Обучать правилам пользования ими.

Учить правильно держать карандаш, кисточку и действовать ими, проводить линии прямые и замкнутые, примакивать кисточкой, учить выбирать необходимый цвет для изображения.

От 2лет до 2,6

 Развивать руки, учить проводить прямые линии, как простейшие элементы рисунка, ориентироваться на листе бумаги.

Учить ритмом мазков, штрихов изображать явления окружающего.

От 2,6 до 3 лет

Учить проводить замкнутые линии, простые предметы круглой и овальной формы.

Закреплять умения, полученные в первом полугодии.

Привлекать к самостоятельному творчеству.

Оценивать творчество детей.

ЛЕПКА

Вызвать интерес к лепке и научить понимать ее изобразительный характер.

Знакомить со свойствами материала — глины и пластилина.

Приучать правильно пользоваться, не разбрасывать куски.

Обучать основным техническим приемам: раскатывать, сплющивать, скатывать, соединять.

Ведущий метод обучения детей — показ, а при закреплении умения использовать только словесную инструкцию.

             ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Формировать точные двигательные навыки, основные движения и воспитывать качество движений.

Занятия проводятся три раза в неделю, по подгруппам, в групповой комнате или зале.

Длительность занятий 15 минут.

Для занятий должна быть определенная форма (одежда).

Проводятся следующие упражнения:

  Основные движения: в ходьбе, беге, прыжках, в катнии, бросании, ловле мяча, в ползании, в лазании, в равновесии, в координации движений.

   Общеразвивающие упражнения: для туловища, для мышц спины, рук и плечевого пояса, для ног и стоп.

    Построения и перестроения.

      ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Подвижные игры со всей группой и подгруппой детей включают в план занятий и проводят на прогулке и в помещении.

Содержание игр постепенно расширяется, увеличивается количество действий и участников, усложняются правила игры.

 В подвижных играх движения подчиняются сигналам ( звуку, слову, зрительному сигналу) и правилам.

При проведении занятия игра повторяется 2-3 раза, а по желанию и больше.

Игры с ходьбой и бегом, с ползанием, с бросанием и ловлей мяча, с подпрыгиванием.

Игры на ориентировку в пространстве.

Игры с разнообразными движениями и пением.

          МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятия проводятся со всей группой детей, близких по возрасту и уровню развития, 2-3 раза в неделю , в групповом помещении или зале. Длительность 20 минут.

Кроме того, индивидуальные занятие, а так же игры, пляски, пения с небольшой группой воспитатель может проводить каждый день во время самостоятельной деятельности детей.

От 2 лет до 2,6

 Слушание музыки, Учить слушать песни и пьесы различного характера, понимать о чем поется в песне.

Подпевание и пение.

Музыкально — ритмические движения. Отмечать хлопками тихое и низкое звучание колокольчиков, разный ритм, учить слушать пение и пьесы в исполнении на разных инструментах и в записи.

От 2,6 до 3 лет

Слушание музыки. Учить различать высокое и низкое звучание колокольчиков, разный ритм, учить слушать пение и пьесы в исполнении на разных инструментах и в записи.

Пение. Учить петь совместно со взрослым, подпевать знакомые песни.

Музыкально - -ритмические движения.

   ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Развлечения

С целью поддержания жизнерадостного настроения проводятся игры — развлечения ( веселые игры, забавы), которые радуют детей, вызывают эмоциональный отклик. Занятия проводят в соответствии с планом один раз в неделю. Кроме того, ежедневно проводятся на прогулке и в помещении со всеми детьми, с небольшой подгруппой, или с одним ребенком: игры- прятки, догонялки, пускание мыльных пузырей, игры пальчиков, показ заводных игрушек, бумажных голубей, солнечных зайчиков и др.

Для развлечения можно использовать также хорошо знакомые и любимые игры и пляски, в которых легко выполнять все движения и правила, повторять элементы музыкальных занятий, с пением песен, с прослушиванием записей, показывать несложные инсценировки, сюжетные сценки.

Праздники

Основные задачи праздника — дать детям радость, создать праздничное настроение, обогатить новыми, яркими впечатлениями, внести разнообразие в их жизнь, вызвать эмоциональный подъем. Длительность праздника 30 — 35 минут, они проводятся после завтрака или после полдника, в зале.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающее занятие с детьми 6-го года жизни с ЗПР и нарушениями зрения

коррекционно-развивающее занятие, поводимое в начале учебного года,  показывает у детей с ЗПР и нарушением зрения уровень сформированности элементарных математических представлений, развития...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Конспект открытого коррекционного (подгруппового) занятия с детьми 7-го года жизни Тема: «Осенние дары»

Цель коррекционной работы: - Развитие зрительного восприятия, памяти, сообразительности, моторной ловкости.- Закрепление представлений об овощах и фруктах и их разнообразных качествах (цвет, форм...

Подгрупповое интегрированное занятие с детьми 5-го года жизни с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия «Волшебный лес».

Подгрупповое интегрированное занятие с детьми 5-го года жизни с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия «Волшебный лес»....

Занятие с детьми 3-го года жизни "Снеговик"

Занятие с детьми "снеговик"...

Конспект занятия с детьми 5-го года жизни "Математическое путешествие"

Формировать элементарные математические представления через игру....