Формирование культуры личности и социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Воронина Татьяна Павловна

Аннотация. Процесс социально-нравственного воспитания – это совокупность связанных действий воспитателя и социума, направленных на повышение эффективности и качества деятельности педагогов и семьи, нравственности, культуры поведения и уровня моральной этики личности ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publikatsiya_nravstvennoe_vospitanie.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры личности социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Аннотация. Процесс социально-нравственного воспитания – это совокупность связанных действий воспитателя и социума, направленных на повышение эффективности и качества деятельности педагогов и семьи, нравственности, культуры поведения и уровня моральной этики личности ребенка.  

Ключевые слова: социально-нравственное воспитание, нравственность, нравственное сознание, поведение, культура личности ребенка.

В широком смысле слова проблема социально-нравственного воспитания дошкольников является важной темой и относится к числу проблем, требующих необходимого внимания и первоочередного решения. Дети являются отражением своих родителей. Привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида и манерах поведения жесты, осанка, главной была всегда внутренняя красота – любовь, сострадание, милосердие. Ведь что заложено в истоках – отразится во всей дальнейшей жизнедеятельности ребенка. Составной частью комплексного подхода к воспитанию личности является нравственность. Ян Амос Коменский учил: «до шести лет ребенку должны быть привиты: нравственность и добродетели. После этого можно приступать к предметному обучению».

Решение данной проблемы составило цель исследования: раскрытие условий для формирования культуры личности и социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Объект исследование – социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – комплекс условий , направленных на успешное формирование культуры личности и социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования- процесс социально-нравственного воспитания старших дошкольников будет успешным при создании комплекса условий, направленных на формирование культуры личности ребенка.

Задачи: изучить состояние проблемы исследования в теории и практике социально-нравственного воспитания. Определить сущность и разработать условия формирования культуры личности ребенка и его воспитания, проверить опытно-эксперементальным путем эффективность формирования культуры личности и социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в результате проведенной работы.  

Основа социально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы развить у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое поведение и чувства, выработать активную жизненную позицию , манеру следить за своими поступками и действиями. Характеристики сознания: мышление, формирующее чувства и характер. Высшим уровнем нравственного сознания являются убеждения влияющие на развитие личности и поведения. Ребенок проходит немалый путь об усвоении нравственных понятий. Накопление знаний у детей о нравственных представлениях приводит к таким понятиям, как дружба, уважение старших ит.д.

Социально-нравственное сознание и поведение действуют нераздельно в педагогической системе. При взаимодействии со взрослыми у дошкольников появляются новые черты. Копирование положительных поступков дает предпосылки для участия в труде и игре и обучении. Дети учатся ответственности, умению разрешать споры, сдержанности, что способствует формированию нравственно здоровой личности ребенка. (4) Ю.П. Михайлов так высказывается о нравственности: «Добро и зло не просто отражаются в состояниях души и влияют на здоровье организма, они всецело определяют судьбу каждого из нас» (3, с.201).

Воспитание нравственности у детей это развитие добрых привычек и поступков , за совершение которых не было бы стыдно. Привычки вырабатываются из взятых в основном о родителей манер. Поступок это результат отношения к окружающим, в том числе и животным. Ребенок, воспитанный в неблагоприятных ситуациях относится к окружающей действительности с состраданием.

     Важными источниками формирования личности и нравственных понятий у детей являются уклад жизни в семье, разнообразие игровых занятий. Лучший пример для усвоения – это положительная культура поведения и нравственность семьи и воспитателя. Вся наша жизнь есть труд и постоянная работа над собой, если мы хотим вырастить достойным подрастающее поколение .

Список литературы:

  1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие для воспитания детей в семье и школе. – Минск: Литера Гранд; Книжный дом, 2016.-288с.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. – М.: Педагогика, 1982.-576с.
  3. Михайлов Ю.П. Три  слова в психологии.- СПб.: Издательский лом «Русская симфония»,2010.- 280с.
  4. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. //URLhttp||malenkie-deti.com,2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...