Рабочая учебная программа по дополнительному образованию на 2019-2020 учебный год «Разноцветная пирамидка»
рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (далее РУП) разработана в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 20 «Дельфин».
Кружок посещает 8 детей от 5 до 7 лет. В составе группы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находятся воспитанники с интеллектуальной недостаточностью различного уровня, аутизмом и расстройством аутистического спектра, системным недоразвитием речи, задержкой психо-моторного развития, двигательными нарушениями (ДЦП разной формы и степени тяжести), болезнью Дауна.
Именно сенсорное воспитание позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования предметно – практической деятельности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. На занятиях посвящённых предметно – практической деятельности, предусмотрено развитие внимания, подражания сенсорных процессов, сенсомоторное воспитание ( развитие зрительно – двигательной координации, пространственной ориентировки), формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных умений. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой; с использованием бумаги; предметов различных по цвету, форме, величине.
Данная рабочая программа предусматривает интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программа составлена на основании программы Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёвой «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», предусматривает последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения предметов с которыми действует ребёнок.
Цель: формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре.
Через решение задач:
- Формировать представления о цвете, пространстве, форме, величине, геометрических фигурах.
- Развивать внимание, подражание, моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
- Учить детей выполнять игровые действия соответствующие дидактической игре.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, (различать звуки окружающей среды).
- Учить детей узнавать при многократном показе предметы окружающие нас.
- Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения.
Занятия в кружке проводятся с 16. 09. 2019 по 15. 05 2020г. Сенсорное воспитание предполагается сочетание индивидуальной работы, она является преимущественной, с подгруппой детей. Основная форма обучения – занятие, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Количество занятий в год – 35. Длительность одного занятия для воспитанников составляет - не более 20 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.a._kruzhok_19g.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск
Утверждена Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № __ от ______2019г. д/с № 20 «Дельфин»
______________(Л.М.Зубова)
Приказ № ____ от ______2019г.
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
на 2019-2020 учебный год
Кружок «Разноцветная пирамидка»
Направленность: социально-педагогическая
Возрастная категория: первый, второй, третий, четвёртый год обучения
в группе компенсирующей направленности
для детей с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
Авторы:
Амельчакова Л.А.
Путинцева И. В., воспитатели.
г. Саяногорск 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа (далее РУП) разработана в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 20 «Дельфин».
Кружок посещает 8 детей от 5 до 7 лет. В составе группы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) находятся воспитанники с интеллектуальной недостаточностью различного уровня, аутизмом и расстройством аутистического спектра, системным недоразвитием речи, задержкой психо-моторного развития, двигательными нарушениями (ДЦП разной формы и степени тяжести), болезнью Дауна.
Именно сенсорное воспитание позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования предметно – практической деятельности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. На занятиях посвящённых предметно – практической деятельности, предусмотрено развитие внимания, подражания сенсорных процессов, сенсомоторное воспитание ( развитие зрительно – двигательной координации, пространственной ориентировки), формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных умений. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой; с использованием бумаги; предметов различных по цвету, форме, величине.
Данная рабочая программа предусматривает интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программа составлена на основании программы Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёвой «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», предусматривает последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения предметов с которыми действует ребёнок.
Цель: формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре.
Через решение задач:
- Формировать представления о цвете, пространстве, форме, величине, геометрических фигурах.
- Развивать внимание, подражание, моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
- Учить детей выполнять игровые действия соответствующие дидактической игре.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, (различать звуки окружающей среды).
- Учить детей узнавать при многократном показе предметы окружающие нас.
- Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения.
Занятия в кружке проводятся с 16. 09. 2019 по 15. 05 2020г. Сенсорное воспитание предполагается сочетание индивидуальной работы, она является преимущественной, с подгруппой детей. Основная форма обучения – занятие, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Количество занятий в год – 35. Длительность одного занятия для воспитанников составляет - не более 20 минут.
Содержание программы
Занятия по сенсорному воспитанию помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, проявление общего интеллекта, настойчивости, целеустремлённости. Кроме того. Занятия по сенсорному воспитанию от ребёнка требуют решительности, систематичности, трудолюбия. У ребёнка развивается память, внимание, мышление. В системе коррекционно - воспитательной работы по сенсорному воспитанию и специальных упражнений для детей с умственной отсталостью, интеллектуальной недостаточностью возможно усвоение ими сенсорных эталонов.
Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
неделя | № занятия | Темы занятий | Цели и задачи |
Сентябрь
1я | 1 | «Весёлые пирамидки» | Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем; воспитывать положительное отношение друг к другу. |
2я | 2 | Д/и «Бусы для куклы Алёнки» | Формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре. |
3я | 3 | Д/и «Кто в гости к нам пришёл?» | Совершенствовать навык игрового партнёрства, развивать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать активность в процессе игры. |
4я | 4 | Д/и «Подбери такой же предмет» | Расширять чувствительный опыт, побуждать выделять и подбирать предметы для определённого места; воспитывать положительный интерес к игре. |
Октябрь
1я | 5 | « Что получилось» | Обогащать зрительно-осязательный опыт детей, выполнять простые действия с предметами; снимать и нанизывать кольца; воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца. |
2я | 6 | Д/и « На рыбалку мы пойдём» | Совершенствовать и использовать полученные навыки в других условиях, дополнять навыки – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку; развивать координацию движений рук, умение зрительно контролировать их; воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции. |
3я | 7 | « Шнуровка» | Развивать координацию мелких движений рук и зрительного контроля; воспитывать аккуратность. |
4я | 8 | « Шнуровка» | Развивать координацию мелких движений рук и зрительного контроля; воспитывать аккуратность. |
5я | 9 | « Собери урожай в корзиночку» (овощи) | Формировать цветовое восприятие, устанавливать тождества и различия однородных предметов; использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»; воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение. |
Ноябрь
1я | 10 | « Найди предмету своё место» | Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы, развивать мелкую моторику; воспитывать наблюдательность. |
2я | 11 | Д/и «Посмотри, что у нас» | Совершенствовать зрительно-мыслительные операции с предметами, побуждать детей узнавать, сравнивать изображения; воспитывать внимательность и аккуратность |
3я | 12 | « На лужок пойдём, и цветок мы соберём» | Закрепить знания детей названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев. |
4я | 13 | Д/И « Кто где спрятался» | Развивать зрительную ориентировку в пространстве, побуждать детей действовать по сигналу, находить предметы по названию и описанию; воспитывать дружеские и партнёрские отношения со сверстниками. |
Декабрь
1я | 14 | «Застегни пальто кукле» | Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя ( например, находить пуговицу, соответствующую петле и застёгивать её); воспитывать аккуратность и внимание. |
2я | 15 | «Шарик в ложку мы берём» | Совершенствовать навык брать поломником шарик из тарелки, класть в объёмный сосуд, использовать вспомогательные предметы – поломником; развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно; воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение. |
3я | 16 | «Украшаем ёлку» ( нетрадиционное рисование пальцами) | Развивать зрительное восприятие цвета, умение рассматривать изображение; воспитывать аккуратность. |
4я | 17 | «Разноцветные друзья» (рисование гуашью) | Способствовать умению называть предметы одного цвета, размера; побуждать к эмоциональному восприятию цвета. |
Январь
1я | 18 | «Весёлая мозаика» | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету вызвать желание общаться с воспитателем и другими детьми. |
2я | 19 | «Один, мало, много» | Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов по количеству с использованием слов «много», «один», «мало»; развивать речевую активность. |
3я | 20 | Д/и « Предметы вокруг нас» | Учить детей показывать предметы ближайшего окружения (мебель, посуда); закреплять знания о назначении предметов. |
Февраль
1я | 21 | Д/и «Чудесный мешочек» | Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи по размеру, форме (большой круглый – маленький круглый); развивать познавательный интерес. |
2я | 22 | «Собери картинку» | Упражнять детей в умении собирать из частей картинку; развивать логическое мышление, память, речь. |
3я | 23 | «Салют» (нетрадиционное рисование пальцами) | Упражнять детей в умении рисовать из частей картинку; развивать логическое мышление, память, речь. |
4я | 24 | Д/и «Сложи картинку» (кубики) | Учить детей складывать из частей целое; развивать образное мышление, память, речь. |
Март
1я | 25 | Д/и « Найди такое же колечко» | Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другое, находить два предмета одинаковой величины. |
2я | 26 | Д/и « У кого какое платье» | Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. |
3я | 27 | Д/и «В магазин за фруктами» | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. |
4я | 28 | «Мозаика» | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины. |
Апрель
1я | 29 | Д/и « Куклы в гости собираются» | Закреплять умение сравнивать по количеству предметы, считать до 3-х; развивать слуховое внимание. |
2я | 30 | Д/и « Ленты выложим в рядок» | Упражнять детей в умении сравнивать между собой полоски разной длины и цвета; пополнять словарь детей (длиннее, короче). |
3я | 31 | Д/и «Домик для фигур» | Формировать представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; закреплять навыки обследования геометрических форм и накладывания. |
4я | 32 | Д/и « Что мы там нашли?» | Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; формировать навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. |
Май
1я | 33 | Д/и «Поднимись по лесенке» | Продолжать учить детей показывать и понимать слова, обозначающие высоту предмета; развивать умение различать предметы по высоте (высокий, пониже, низкий) |
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети способны:
* Выделять внешние признаки предметов;
* Использовать обследовательские действия предметов;
* Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие инструкции;
* Узнавать, показывать, называть знакомые предметы, окружающие детей;
* Проявлять интерес к занятиям, выполнять их по подражанию и самостоятельно.
Список оборудования
Демонстрационный материал:
*пирамидки разной величины формы, цвета,
*акварельные краски, гуашь,
*разноцветные шнурки,
*геометрические фигуры,
* мозаика,
*муляжи фрукты, овощи,
*кубики, удочки
*теннисные шарики,
*деревянные ложки,
*волшебный мешочек,
*бусы разной величины,
*магнитные куклы, одежда для кукол,
*развивающие, дидактические игры.
Используемая литература
1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.,1996.
2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.
3. Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебное - методическое пособие. – СПб.;КАРО, 2005.
4. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина,Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л.А. Венгера. Москва «Просвещение» 1988.
5. М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию
Рабочая учебная программа по дополнительному образованиюКружок «Творческая мастерская» (Квиллинг)Направление: художественно-эстетическоеВозрастная группа: старшая логопедическая...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год определяет содержа...
Рабочая учебная программа по английскому языку на 2019-2020 г. «Английский для дошкольников»
Рабочая учебная программапо английскому языкуна 2019-2020 г.«Английский для дошкольников»...
Рабочая учебная программа "Развитие" 2 младшая группа 2019-2020 гг
рабочая программа...