Рабочая учебная программа по дополнительному образованию на 2019-2020 учебный год «Разноцветная пирамидка»
рабочая программа

                                                                                              Пояснительная записка

Рабочая учебная программа (далее РУП) разработана в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 20 «Дельфин». 

Кружок  посещает 8  детей от 5 до 7 лет.  В составе  группы  для детей с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   находятся  воспитанники  с  интеллектуальной недостаточностью различного  уровня,  аутизмом и  расстройством аутистического спектра, системным  недоразвитием речи, задержкой психо-моторного развития, двигательными  нарушениями  (ДЦП разной формы и степени тяжести), болезнью Дауна.

            Именно сенсорное воспитание позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования предметно – практической деятельности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. На занятиях посвящённых предметно – практической деятельности, предусмотрено развитие внимания, подражания сенсорных процессов, сенсомоторное воспитание ( развитие зрительно – двигательной координации, пространственной ориентировки), формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных умений. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой; с использованием бумаги; предметов различных по цвету, форме, величине.

         Данная рабочая программа предусматривает интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программа составлена на основании программы Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёвой «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной   недостаточностью», предусматривает последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения предметов с которыми действует ребёнок.

Цель: формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре.

Через решение задач:

  1. Формировать представления о цвете, пространстве, форме, величине, геометрических фигурах.                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Развивать внимание, подражание, моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
  3. Учить детей выполнять игровые действия соответствующие дидактической игре.  
  4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм,  (различать звуки окружающей среды).
  1. Учить детей узнавать при многократном показе предметы окружающие нас.
  2. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения.

Занятия в кружке проводятся с 16. 09. 2019 по 15. 05 2020г. Сенсорное воспитание предполагается сочетание индивидуальной работы, она является преимущественной, с подгруппой детей. Основная форма обучения – занятие,  которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Количество занятий в год – 35.  Длительность одного занятия для воспитанников  составляет - не более  20 минут.

 

           

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.a._kruzhok_19g.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                          детский сад  № 20  «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск

   Утверждена                                                                                                                                    Утверждаю

   Педагогическим советом                                                                                                              Заведующий МБДОУ                                                                                              

   Протокол № __  от ______2019г.                                                                                                   д/с № 20 «Дельфин»                                                  

                                                                                                                                                            ______________(Л.М.Зубова)

                                                                                                                                                            Приказ № ____ от ______2019г.                

Рабочая учебная программа

                                                                                          по дополнительному образованию

на  2019-2020 учебный год

Кружок  «Разноцветная пирамидка»

                                                                                        Направленность: социально-педагогическая

                                                             Возрастная категория: первый, второй, третий, четвёртый  год обучения

                                                                                   в группе компенсирующей направленности

       для детей с умственной отсталостью

                      ( интеллектуальными нарушениями)

                                                                                             

                                                                                           

                                                                                                                              Авторы:                                                                                                                                                            

                                                           Амельчакова Л.А.

                                                           Путинцева И. В., воспитатели.

                                                           

                                                                                                           г. Саяногорск 2019г.

                                                                                              Пояснительная записка

Рабочая учебная программа (далее РУП) разработана в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад № 20 «Дельфин».  

Кружок  посещает 8  детей от 5 до 7 лет.  В составе  группы  для детей с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   находятся  воспитанники  с  интеллектуальной недостаточностью различного  уровня,  аутизмом и  расстройством аутистического спектра, системным  недоразвитием речи, задержкой психо-моторного развития, двигательными  нарушениями  (ДЦП разной формы и степени тяжести), болезнью Дауна.

        Именно сенсорное воспитание позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования предметно – практической деятельности ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. На занятиях посвящённых предметно – практической деятельности, предусмотрено развитие внимания, подражания сенсорных процессов, сенсомоторное воспитание ( развитие зрительно – двигательной координации, пространственной ориентировки), формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных умений. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой; с использованием бумаги; предметов различных по цвету, форме, величине.

         Данная рабочая программа предусматривает интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программа составлена на основании программы Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёвой «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной   недостаточностью», предусматривает последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения предметов с которыми действует ребёнок.

Цель: формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре.

Через решение задач:

  1. Формировать представления о цвете, пространстве, форме, величине, геометрических фигурах.                                                                                                                                                                                                                                                    
  2. Развивать внимание, подражание, моторику рук, зрительно – двигательную координацию.
  3. Учить детей выполнять игровые действия соответствующие дидактической игре.  
  4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм,  (различать звуки окружающей среды).
  1. Учить детей узнавать при многократном показе предметы окружающие нас.
  2. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения.

Занятия в кружке проводятся с 16. 09. 2019 по 15. 05 2020г. Сенсорное воспитание предполагается сочетание индивидуальной работы, она является преимущественной, с подгруппой детей. Основная форма обучения – занятие,  которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Количество занятий в год – 35.  Длительность одного занятия для воспитанников  составляет - не более  20 минут.

         

Содержание программы

Занятия по сенсорному воспитанию помогают развить интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, проявление общего интеллекта,  настойчивости, целеустремлённости. Кроме того. Занятия по сенсорному воспитанию от ребёнка требуют решительности, систематичности, трудолюбия. У ребёнка развивается память,  внимание, мышление.  В системе коррекционно - воспитательной работы по сенсорному воспитанию и специальных упражнений для детей с  умственной отсталостью, интеллектуальной недостаточностью возможно усвоение ими сенсорных эталонов.

                                            Комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности

неделя

№ занятия

Темы занятий

      Цели и задачи

                                                                                                    Сентябрь

1

«Весёлые пирамидки»

Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем; воспитывать положительное отношение друг к другу.

2

Д/и «Бусы для куклы Алёнки»

Формировать представления о величине предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами; упражнять в умении правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»; воспитывать положительный интерес к игре.

3

Д/и «Кто в гости к нам пришёл?»

Совершенствовать навык игрового партнёрства, развивать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать активность  в процессе игры.

4

Д/и «Подбери такой же предмет»

Расширять чувствительный опыт, побуждать выделять и подбирать предметы для определённого места; воспитывать положительный интерес к игре.

                                                                                         

                                   

                                                                                                      Октябрь                                              

5

« Что получилось»

Обогащать зрительно-осязательный опыт детей, выполнять простые действия с предметами; снимать и нанизывать кольца; воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца.

6

Д/и « На рыбалку мы пойдём»

Совершенствовать и использовать полученные навыки в других условиях, дополнять навыки – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку; развивать координацию движений рук, умение зрительно контролировать их; воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.

7

« Шнуровка»

 Развивать координацию мелких движений рук и зрительного контроля; воспитывать аккуратность.

8

« Шнуровка»

 Развивать координацию мелких движений рук и зрительного контроля; воспитывать аккуратность.

9

« Собери урожай в корзиночку» (овощи)

Формировать цветовое восприятие, устанавливать тождества и различия однородных предметов; использовать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные»; воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение.

                                                                                                         Ноябрь

10

« Найди предмету своё место»

Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы, развивать мелкую моторику; воспитывать наблюдательность.

11

Д/и «Посмотри, что у нас»

Совершенствовать зрительно-мыслительные операции с предметами, побуждать детей узнавать, сравнивать  изображения; воспитывать внимательность и аккуратность

12

« На лужок пойдём, и цветок мы соберём»

Закрепить знания детей названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев.

13

Д/И « Кто где спрятался»

Развивать зрительную ориентировку в пространстве, побуждать детей действовать по сигналу, находить предметы по названию и описанию; воспитывать дружеские и партнёрские отношения со сверстниками.

                                                                                                         Декабрь

14

«Застегни пальто кукле»

Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя ( например, находить пуговицу, соответствующую петле и застёгивать её); воспитывать аккуратность и внимание.

15

«Шарик в ложку мы берём»

Совершенствовать навык брать поломником  шарик из  тарелки,  класть в объёмный сосуд, использовать вспомогательные предметы – поломником; развивать глазомер, координацию движений рук, умение контролировать их зрительно; воспитывать настойчивость в достижении цели, терпение.

16

«Украшаем ёлку» ( нетрадиционное рисование пальцами)

 Развивать зрительное восприятие цвета, умение рассматривать изображение; воспитывать аккуратность.

17

«Разноцветные друзья» (рисование гуашью)

Способствовать умению называть предметы одного цвета, размера; побуждать к эмоциональному восприятию цвета.

                                                                                                         Январь

18

«Весёлая мозаика»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету вызвать желание общаться с воспитателем и другими детьми.

19

«Один, мало, много»

Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов по количеству с использованием слов «много», «один», «мало»; развивать речевую активность.

20

Д/и « Предметы вокруг нас»

Учить детей показывать предметы ближайшего окружения (мебель, посуда); закреплять знания о назначении предметов.

                                                                                                        Февраль

21

Д/и «Чудесный мешочек»

Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи по размеру, форме (большой круглый – маленький круглый); развивать познавательный интерес.

22

«Собери картинку»

 Упражнять детей в умении собирать из частей картинку; развивать логическое мышление, память, речь.

23

«Салют» (нетрадиционное рисование пальцами)

 Упражнять детей в умении рисовать из частей картинку; развивать логическое мышление, память, речь.

24

Д/и «Сложи картинку» (кубики)

Учить детей складывать из частей целое; развивать образное мышление, память, речь.

                                                                                                         Март

25

Д/и « Найди такое же колечко»

Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другое, находить два предмета одинаковой величины.

26

Д/и « У кого какое платье»

Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

27

Д/и «В магазин за фруктами»

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

28

«Мозаика»

 Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

                                                                                                      Апрель

29

Д/и « Куклы в гости собираются»

Закреплять умение сравнивать по количеству предметы, считать до 3-х; развивать слуховое внимание.

30

Д/и « Ленты выложим в рядок»

Упражнять детей в умении сравнивать между собой полоски разной длины и цвета; пополнять словарь детей (длиннее, короче).

31

Д/и «Домик для фигур»

Формировать представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; закреплять навыки обследования геометрических форм  и накладывания.

32

Д/и « Что мы там нашли?»

Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии; формировать навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

                                                                                                       Май

33

Д/и «Поднимись по лесенке»

 Продолжать учить детей показывать и понимать слова, обозначающие высоту предмета; развивать умение различать предметы по высоте (высокий, пониже, низкий)

                                                                             Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети способны:

*  Выделять внешние признаки предметов;

*  Использовать обследовательские действия предметов;

*   Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие инструкции;

*  Узнавать,  показывать, называть знакомые предметы, окружающие детей;

*  Проявлять интерес к занятиям, выполнять их по подражанию и самостоятельно.

                                                                                         

Список оборудования

   Демонстрационный материал:

 *пирамидки разной величины формы, цвета,  

 *акварельные краски, гуашь,

 *разноцветные шнурки,

 *геометрические фигуры,

 * мозаика,

 *муляжи фрукты, овощи,

 *кубики, удочки

 *теннисные шарики,

 *деревянные ложки,

 *волшебный мешочек,

 *бусы разной величины,

 *магнитные куклы, одежда для кукол,

 *развивающие, дидактические игры.

 

                                             

                                                                                       

Используемая литература

          1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.,1996.

          2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.

          3. Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебное - методическое пособие. – СПб.;КАРО, 2005.

          4. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина,Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л.А. Венгера. Москва «Просвещение» 1988.

           5.  М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду.  Творческий центр «Сфера» М. 2003.

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию

Рабочая учебная программа по дополнительному образованиюКружок «Творческая мастерская» (Квиллинг)Направление: художественно-эстетическоеВозрастная группа: старшая логопедическая...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год

Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 «Теремок» по дополнительному образованию на 2019 – 2020 учебный год определяет содержа...

Рабочая учебная программа по английскому языку на 2019-2020 г. «Английский для дошкольников»

Рабочая учебная программапо английскому языкуна 2019-2020 г.«Английский для дошкольников»...