Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР
статья

Иванова Ирина Анатольевна

Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_fizicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_s_onr.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР

Физическое развитие детей дошкольного возраста закладывает основу для всестороннего развития, закаляет организм, способствует формированию волевых качеств, двигательных навыков – оказывает влияние на формирование интегративных качеств личности. На физическое развитие детей оказывают влияние множество факторов: социальные факторы, биологические, наследственность. Как следствие, физическое развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет определенные отличия, которые подробно описаны в специальной литературе.

Традиционно физическое воспитание в логопедических группах строилось на методических материалах, ориентированных на детей, не имеющих отклонения в развитии речи. Однако большинство исследователей указывают на то, что у детей данной категории нарушения развития речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, что не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняется познание окружающего мира, отягощается эмоционально-психическое состояние ребенка.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

  • активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений
  • развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;
  • развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов – силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Основные задачи коррекционной работы:

  • научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм,
  • подниматься на две-три-четыре ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно,
  • опускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками,
  • стоять попеременно на правой (левой) ноге,
  • подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге,
  • попеременно вставать, приседать под счет,
  • поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; оставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед, в сторону, назад; левую руку к плечу, правую на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок,
  • ловить мяч двумя руками, одной рукой, после удара по полу, по стене, после нескольких ударов о пол (удар о пол левой, правой рукой с попеременным чередованием),
  • катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота),
  • перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на руки на другую,
  • передавать мячи с небольшого расстояния в шеренгах.
  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
  • разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;
  • отхлапывать ритм ладонями по полу, затем чередовать положением руки ладонь-ребро (1-2 руками), поочередно каждым пальцев отстукивать в заданном темпе по поверхности, перебирать разными пальцами натянутую резину или шнурок;
  • отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;
  • тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
  • вырабатывать переключения движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро, ладони и так далее)
    воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь-ребро), пальцев (колечко-цепь-щепоть);
  • захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

Вместе с тем, рекомендуются упражнения для развития чувства темпа и ритма. Особый акцент делается на лучшее средство от гиподинамии – подвижную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются о...

Особенности физического воспитания дошкольников с ОНР

В статье представлен многолетний опыт работы инструктора по физической культуре с дошкольниками с нарушениями речи....

Психологические особенности физического воспитания дошкольника

Особенности физического воспитания дошкольника....

Особенности системы формирования комплексного подхода в физическом воспитании дошкольников на основе существующих элементов физкультурно-оздоровительной работы

В статье раскрывается  первостепенная необходимость поднимать сферу физкультурного образования, начиная с дошкольников. Приводится раскрытая схема комплексного подхода в физическом воспитани...

Презентация "Особенности методической организации подвижных игр в процессе физического воспитания дошкольников "

Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры дети овладевают разнообразны...

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО МЕТОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО  МЕТОДА  В ФИЗИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...